Все в дыму
В наши дни научно-технический прогресс породил цифровое искусство, а в конце XIX века помог развитию нового течения в живописи – импрессионизму
Клод Моне, сидевший за мольбертом на платформе вокзала Сен-Лазар (на что у него, кстати, было специальное разрешение от начальника железной дороги), выглядел неординарно во всех отношениях. В те поры классические художники нечасто заглядывали в подобные места. В 1870-е годы мэтры из парижской Академии изящных искусств считали реалии современного мира, такие как поезда и станции, недостойным сюжетом.
Но импрессионистам было важно не соблюсти каноны, а передать впечатления от реального мира, игру света в определенные часы. Именно поэтому они стали придавать особое значение живописи на пленэре: писали городские и сельские пейзажи при естественном освещении, вместо того чтобы, как было принято, набросать этюд, а потом в мастерской тщательно выстраивать искусственную композицию и медленно, слой за слоем, накладывать краску. Чтобы «останавливать мгновенье», быстро создавая с натуры законченные произведения, импрессионисты разработали совершенно новую манеру письма.
Воплотить ее позволили достижения промышленности. Появились краски в удобных тюбиках. Они были гуще и требовали более жестких кистей, придававших мазку фактурность. Импрессионисты превратили следы кисти на холсте, которые их предшественники заглаживали, в дополнительные средства выразительности. Помогло и развитие железнодорожного транспорта, начавшееся во Франции в конце 1820-х годов. На поездах, уходивших с парижского вокзала Сен-Лазар, импрессионисты относительно быстро и недорого могли добираться до красивых видов и популярных увеселительных заведений на берегах Сены к западу от Парижа. Одним из любимых мест художников был Аржантёй – живописная деревня на берегу Сены.