Вход в провал: какие гаджеты опередили свое время и потерпели неудачу

Выступая на ежегодной конференции для разработчиков Google I/O 20 мая, сооснователь Google Сергей Брин рассказал, почему больше десяти лет назад провалились инновационные, почти футуристичные очки Google Glass. Forbes вспомнил провал умных очков от Google, а также другие гаджеты, которые обещали перевернуть нашу жизнь, но в итоге потерпели крах или даже не дошли до полок магазинов
Сергей Брин взял на себя ответственность и признал: он «допустил много ошибок» с Google Glass. По его словам, во время разработки этого устройства он «ничего не знал о цепочках поставок потребительской электроники» и не мог предположить, насколько сложно будет создать умные очки по разумной цене.
Сооснователь Google надеется, что «опыт, сын ошибок трудных» учтен, а нужные выводы сделаны: в тот же день компания представила прототип умных очков Android XR с искусственным интеллектом и дополненной реальностью. По словам Брина, появление генеративного ИИ значительно расширяет возможности умных очков, если сравнивать с временами Google Glass. Google возобновляет разработку умных очков и планирует инвестировать в это направление $150 млн.
Новизна идеи абсолютно не гарантирует успех продукта, в котором она воплощена, поясняет аналитик FinTech Lab Сергей Вильянов. «Действительно новая идея без должного «прогрева» не находит отклика у широких слоев населения, а при производстве возникают неожиданные проблемы. В этом плане современная политика Apple делать свою версию новых для рынка устройств через три-четыре года после их появления выглядит оптимальной», — продолжает эксперт. Но во времена Стива Джобса, когда Apple была двигателем инноваций, она постоянно наступала на грабли первопроходца: например, многие помнят проблемы с антеннами iPhone 4.
«Была ли инновационной операционная платформа Windows Phone? Конечно. Но уникальный дизайн не нашел отклика у людей и, что еще важнее, разработчиков. Не помогли огромные финансовые вливания и покупка Nokia как ключевого производителя смартфонов. Притом что Windows Mobile в течение длительного времени была вполне успешной на развивающемся рынке смартфонов», — рассуждает аналитик.
Вильянов считает, что предугадать успех продукта чаще всего невозможно: «Фокус-группы лишь создают иллюзию успеха, потому что людям свойственно хвалить одно, а покупать другое. Яркий пример — компактные смартфоны. Все говорят, что хотят их, но в итоге покупают «лопаты».
По мнению Сергея Вильянова, проблема всех портативных мобильных устройств — в ограничениях аккумулятора. «Современная технология не позволяет им обеспечивать достаточную мощность в течение длительного времени. Поэтому приходится идти на жесткие компромиссы, и из неплохо задуманного устройства получается бессмыслица. До тех пор, пока емкость аккумуляторов при тех же размерах не увеличится в пять-десять раз, устройства, подобные Google Glass и AI Pin так и будут оставаться дорогими игрушками», — заключает он.
Пять устройств, на которые их создатели возлагали большие надежды, но, увы, не оправдавшие ожиданий, — в фотогалерее Forbes.
Умные очки Google Glass

Google Glass представляет собой компьютер на базе Android, встроенный в очки с экраном, похожим на прямоугольный кристалл, который крепится на дужке у правого глаза. Очки позволяют совершать звонки, снимать фото и видео, слушать музыку, использовать в качестве навигатора. Управляются Google Glass голосом и жестами.
Первую версию этих очков Google показала в 2012 году и сделала это весьма эффектно. На ежегодном мероприятии Google I/O в Сан-Франциско парашютисты спустились на здание Moscone Center, где проводилось мероприятие, снимая свой полет с помощью Google Glass.
В 2013 году была выпущена небольшая партия тестовой версии очков только для избранной когорты журналистов, экспертов и разработчиков по цене $1500 за штуку. Устройство было «сырое», поэтому его предлагали только узкому кругу. В мае 2014 года стартовали продажи для обычных пользователей по той же цене — $1500. А в январе 2015 года Google без объяснений приостановила продажи очков и объявила о реорганизации бизнеса, связанного с их производством.