Как автомобили научили летать

ДеньгиАвто

От винта!

Как автомобили научили летать

Текст: Алексей Грамматчиков

Китайский автопром устремился в небо: на недавнем мотор-шоу в Шанхае ведущие автопроизводители КНР представили как никогда много не только наземных, но и летательных транспортных средств. Смогут ли аэромобили вскоре стать массовым явлением и сколько они будут стоить, в материале «Денег».

Главный герой фильма «Пятый элемент» бывший майор спецназа Корбан Даллас (Брюс Уиллис) работает таксистом. Но такси это летающее, как и прочие транспортные средства XXIII века, в числе которых средства доставки еды, которую жители города будущего получают, открыв в небоскребе окно. Подобные идеи летающих пассажирских и грузовых аппаратов этой весной особенно оживились после проведения теперь, пожалуй, главного мотор-шоу планеты — Шанхайского автосалона, в котором приняло участие более тысячи китайских и зарубежных компаний и который, по разным оценкам, посетило более 1,5 млн человек.

Помимо громких новинок, способных традиционно передвигаться по земной поверхности, ведущие китайские автопроизводители представили в этом году много летающих автомобилей. На автосалоне было объявлено, что к 2030 году только в КНР рынок воздушных авто может достигнуть 85 тыс. единиц в год. Сейчас примерно каждая третья новая традиционная машина в мире продается в Китае. И тот факт, что в процесс освоения воздушного пространства включились ведущие китайские автомобильные гиганты, говорит о том, что современные транспортные средства как никогда близки к тому, чтобы массово подняться в воздух.

Помесь авто и дрона

Попытки заставить автомобили летать имеют уже достаточно продолжительную историю. Однако ранее планы оторвать машину от земли были связаны прежде всего со стремлением скрестить конструкцию машины с самолетом. Считается, что первый полет аэромобиля состоялся 12 июля 1946 года в США. Тогда американская компания Convair умудрилась приделать к авто сверху планер (безмоторный самолет), в результате чего такой аппарат сумел продержаться в воздухе около одного часа, преодолев по воздуху 72 км.

С тех пор много компаний в мире пытались представить публике проекты автомобиля-самолета. Взять, к примеру, одну из недавних разработок словацкого стартапа под названием AeroMobil, который сконструировал машину, способную передвигаться по дорожной трассе со скоростью 160 км/ч, но в нужный момент у нее выдвигаются крылья, дающие возможность конструкции взлетать, преодолевая по воздуху 700 км. Успешные испытания этой машины прошли в 2016 году, но у широкой публики она оказалась невостребованной из-за высокой цены.

Более перспективными оказались попытки совместить конструкцию автомобиля с вертолетом. «Оснащение автомобиля крылом и различные близкие к этому варианту конструкции не получили широкого распространения, поскольку для такого типа аппаратов нужно пространство для взлета — взлетная полоса или шоссе,— размышляет Максим Калягин, главный конструктор Центра беспилотных летательных аппаратов Московского авиационного института.— Поэтому перспективными считаются гибридные аэродинамические компоновки, когда совмещают аппарат мультироторной схемы для вертикального взлета и посадки и крыло для совершения горизонтального полета или вариант с поворотными отсеками двигателя (мотогондолами)».

Смесь автомобиля и вертолета получила название VTOL (vertical takeoff and landing — вертикальный взлет и посадка). Ранее здесь преимущественно использовались двигатели внутреннего сгорания, но сейчас ситуация поменялась: вертикально в воздух машины все больше стремятся запустить с помощью электромоторов. Эта конструкция сейчас считается наиболее перспективной, она получила название eVTOL, где первая буква, соответственно, означает электричество (electric). «eVTOL при решении задач городской аэромобильности конкурируют с вертолетами. В качестве их преимуществ выделяют низкий по сравнению с вертолетами уровень шума, отсутствие эмиссии вредных газов. Также стоимость перелета получается ниже, чем при перевозке вертолетом»,— поясняет Максим Калягин. По его словам, предполагается, что помимо перевозки пассажиров, решения логистических и задач экстренных служб такие аппараты будут применяться для полетов по туристическим маршрутам — «как элемент мультимодальных транспортных систем».

По сути, аэромобили eVTOL представляют собой смешанную конструкцию автомобиля с электрическими дронами, которые сейчас получают широкое распространение не только в военной сфере, но и оказывают влияние на гражданские отрасли. С помощью дронов, например, сегодня опыляют сельскохозяйственные угодья, следят и выявляют повреждения инфраструктурных объектов, осуществляют картографическую съемку и другие операции. И вот теперь электрические коптеры метят на роль массового транспортного средства.

Дрон из багажника

В мире на данный момент насчитывается более 200 проектов летательных аппаратов класса eVTOL. Пока они могут поднимать в воздух в среднем до 200 кг, развивать скорость до 100–150 км/ч и летать на одной зарядке от 30 минут до одного часа. Например, в Германии в этом направлении развивается компания e-volo, которая выпускает серию электрических летательных аппаратов Volocopter. В США свои проекты в этой сфере развивают такие компании, как Joby Aviation, Archer Aviation, в Великобритании — Vertical Aerospace. Но в последнее время особенно высокую активность в направлении eVTOL проявляют китайские компании. В частности, это корпорация EHang, которая ведет успешные испытания своих воздухоплавательных средств с 2021 года. А сейчас в гонку за освоение воздушного пространства бросились и набирающие силу китайские автопроизводители.

Например, на завершившемся недавно Шанхайском автосалоне толпы зрителей собирал представленный тут летающий аппарат GOVE AirCar от компании GAC. Он состоит из двух частей — наземного шасси, которое передвигается по земле. От него может отделяться одноместный верхний летающий модуль с 12 электрическими винтами, который способен преодолевать по воздуху 200 км. При этом шасси служат не только средством передвижения по земле, но и еще зарядной станцией для летательной части аэрокара. По замыслу китайских инженеров летающие автомобили должны быть роботизированы. Вот и GOVE AirCar в воздухе управляет искусственный интеллект, пассажиру остается лишь наслаждаться видами. В GAC заявляют, что новинка уже получила летный сертификат, на сегодняшний день проведено более 400 тестовых полетов, а сам летающий автомобиль планируется запустить в продажу в 2027 году.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Игры торговых сетей Игры торговых сетей

Как ритейлеры зарабатывают на геймификации

Деньги
LG Electronics: Поэтическое путешествие LG Electronics: Поэтическое путешествие

Президент компании LG в России и СНГ — о жизни в стихах

РБК
Зажигая маяки Зажигая маяки

Зимнее бездорожье длиной в 2 недели: что манит участников «Экспедиции-Трофи»?

Отдых в России
Повод для гордости Повод для гордости

Роман Русинов создаёт суперкар со множеством технологий из автоспорта

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Теория поколений Теория поколений

Как появились люди X, Y, Z, альфа и чем они отличаются в разных странах?

Вокруг света
Кино по правилам и без Кино по правилам и без

Фильмы, создатели которых не побоялись нарушить заданные стандарты

Правила жизни
Те еще овощи! Те еще овощи!

Кое-что о поведении овощей в открытом грунте

КАНТРИ Русская азбука
Смертельно опасный тренд TikTok: почему мужчины бреют ресницы и чем это грозит? Смертельно опасный тренд TikTok: почему мужчины бреют ресницы и чем это грозит?

Для чего человеку нужны ресницы и что будет, если их сбрить?

Inc.
Перевоспитание мужчин и инвестиции: как Австралия стала примером в борьбе с насилием Перевоспитание мужчин и инвестиции: как Австралия стала примером в борьбе с насилием

Как Австралия смогла войти в топ-20 самых безопасных стран мира для женщин?

Forbes
Иван Варжавин: «Наша система, как самолет, может лететь даже на одном двигателе» Иван Варжавин: «Наша система, как самолет, может лететь даже на одном двигателе»

Как Газпромбанк модернизировал расчетный центр — ядро внешних платежных операций

РБК
Топ-5 орехов против старения Топ-5 орехов против старения

Могут ли орехи улучшить ваше самочувствие и продлить молодость?

ТехИнсайдер
Битва куликова Битва куликова

…Бойцовые собаки, бойцовые петухи, бойцовые кулики. Вы знаете о последних?

Наука и жизнь
Ты же девочка! Как стереотипы о женственности влияют на нашу самооценку Ты же девочка! Как стереотипы о женственности влияют на нашу самооценку

Как проявляется мизогиния в нашей жизни и как правильно с ней бороться?

Лиза
Смена курса лечения Смена курса лечения

Какие результаты у фармпрома и кто смог воспользоваться окном возможностей

Эксперт
Если ты аэрофоб Если ты аэрофоб

Как перестать бояться летать на самолетах

Лиза
Как выбрать кроссовки для спорта Как выбрать кроссовки для спорта

8 советов, которые помогут подобрать правильную обувь для тренировок

Лиза
Внук авторитетной бабушки Внук авторитетной бабушки

Дмитрий Журавлев — о том, как он не стал преступником

Правила жизни
Первый пошел: как Гарри Кейн одолел проклятие и заработал пожизненный контракт Первый пошел: как Гарри Кейн одолел проклятие и заработал пожизненный контракт

Как Гарри Кейн наконец-то отметил свое первое завоевание

Forbes
Болотинг Болотинг

Зачем люди ходят по болотам и какие красоты там можно увидеть?

Новый очаг
Андреа Кими Антонелли: биография гонщика, побившего рекорд Феттеля Андреа Кими Антонелли: биография гонщика, побившего рекорд Феттеля

Андреа Кими Антонелли — самый юный обладатель поул-позиции в истории «Формулы-1»

РБК
«Фишер. Затмение»: южнорусская готика «Фишер. Затмение»: южнорусская готика

Стартовало продолжение триллера о поисках серийного убийцы «Фишер. Затмение»

Ведомости
Мифы и факты: Александр I Мифы и факты: Александр I

Весной на экраны вышел сериал об императоре. Какие факты вызывают споры?

Вокруг света
Автопророки Автопророки

На Шанхайском автосалоне производители попробовали заглянуть в будущее

ТехИнсайдер
Вторая весна Вторая весна

Менопауза — уязвимое время для женщин, считается, что это начало старости

Afternoon Seasons of life
Человек с пистолетом и совестью Человек с пистолетом и совестью

Чем Клинт Иствуд важен не для истории кино, а для нас сегодняшних

Weekend
Экологи усомнились в существовании «эскалатора вымирания» Экологи усомнились в существовании «эскалатора вымирания»

Экологи проверили правдоподобность популярной гипотезы об эскалаторе вымирания

N+1
Действующие лица Действующие лица

6 молодых актеров и актрис, заявивших о себе в сезоне

Weekend
Владимир Жириновский Владимир Жириновский

Правила жизни политика Владимира Жириновского

Правила жизни
Пресноводные русалки Пресноводные русалки

Когда-то давно, 200 тысяч лет назад, в Евразии появился необыкновенный зверь

Знание – сила
По вертикальной траектории По вертикальной траектории

Об одной вещи, без которой жизнь горожанина превратится в кошмар

Наука и жизнь
Открыть в приложении