Как автомобили научили летать

ДеньгиАвто

От винта!

Как автомобили научили летать

Текст: Алексей Грамматчиков

Китайский автопром устремился в небо: на недавнем мотор-шоу в Шанхае ведущие автопроизводители КНР представили как никогда много не только наземных, но и летательных транспортных средств. Смогут ли аэромобили вскоре стать массовым явлением и сколько они будут стоить, в материале «Денег».

Главный герой фильма «Пятый элемент» бывший майор спецназа Корбан Даллас (Брюс Уиллис) работает таксистом. Но такси это летающее, как и прочие транспортные средства XXIII века, в числе которых средства доставки еды, которую жители города будущего получают, открыв в небоскребе окно. Подобные идеи летающих пассажирских и грузовых аппаратов этой весной особенно оживились после проведения теперь, пожалуй, главного мотор-шоу планеты — Шанхайского автосалона, в котором приняло участие более тысячи китайских и зарубежных компаний и который, по разным оценкам, посетило более 1,5 млн человек.

Помимо громких новинок, способных традиционно передвигаться по земной поверхности, ведущие китайские автопроизводители представили в этом году много летающих автомобилей. На автосалоне было объявлено, что к 2030 году только в КНР рынок воздушных авто может достигнуть 85 тыс. единиц в год. Сейчас примерно каждая третья новая традиционная машина в мире продается в Китае. И тот факт, что в процесс освоения воздушного пространства включились ведущие китайские автомобильные гиганты, говорит о том, что современные транспортные средства как никогда близки к тому, чтобы массово подняться в воздух.

Помесь авто и дрона

Попытки заставить автомобили летать имеют уже достаточно продолжительную историю. Однако ранее планы оторвать машину от земли были связаны прежде всего со стремлением скрестить конструкцию машины с самолетом. Считается, что первый полет аэромобиля состоялся 12 июля 1946 года в США. Тогда американская компания Convair умудрилась приделать к авто сверху планер (безмоторный самолет), в результате чего такой аппарат сумел продержаться в воздухе около одного часа, преодолев по воздуху 72 км.

С тех пор много компаний в мире пытались представить публике проекты автомобиля-самолета. Взять, к примеру, одну из недавних разработок словацкого стартапа под названием AeroMobil, который сконструировал машину, способную передвигаться по дорожной трассе со скоростью 160 км/ч, но в нужный момент у нее выдвигаются крылья, дающие возможность конструкции взлетать, преодолевая по воздуху 700 км. Успешные испытания этой машины прошли в 2016 году, но у широкой публики она оказалась невостребованной из-за высокой цены.

Более перспективными оказались попытки совместить конструкцию автомобиля с вертолетом. «Оснащение автомобиля крылом и различные близкие к этому варианту конструкции не получили широкого распространения, поскольку для такого типа аппаратов нужно пространство для взлета — взлетная полоса или шоссе,— размышляет Максим Калягин, главный конструктор Центра беспилотных летательных аппаратов Московского авиационного института.— Поэтому перспективными считаются гибридные аэродинамические компоновки, когда совмещают аппарат мультироторной схемы для вертикального взлета и посадки и крыло для совершения горизонтального полета или вариант с поворотными отсеками двигателя (мотогондолами)».

Смесь автомобиля и вертолета получила название VTOL (vertical takeoff and landing — вертикальный взлет и посадка). Ранее здесь преимущественно использовались двигатели внутреннего сгорания, но сейчас ситуация поменялась: вертикально в воздух машины все больше стремятся запустить с помощью электромоторов. Эта конструкция сейчас считается наиболее перспективной, она получила название eVTOL, где первая буква, соответственно, означает электричество (electric). «eVTOL при решении задач городской аэромобильности конкурируют с вертолетами. В качестве их преимуществ выделяют низкий по сравнению с вертолетами уровень шума, отсутствие эмиссии вредных газов. Также стоимость перелета получается ниже, чем при перевозке вертолетом»,— поясняет Максим Калягин. По его словам, предполагается, что помимо перевозки пассажиров, решения логистических и задач экстренных служб такие аппараты будут применяться для полетов по туристическим маршрутам — «как элемент мультимодальных транспортных систем».

По сути, аэромобили eVTOL представляют собой смешанную конструкцию автомобиля с электрическими дронами, которые сейчас получают широкое распространение не только в военной сфере, но и оказывают влияние на гражданские отрасли. С помощью дронов, например, сегодня опыляют сельскохозяйственные угодья, следят и выявляют повреждения инфраструктурных объектов, осуществляют картографическую съемку и другие операции. И вот теперь электрические коптеры метят на роль массового транспортного средства.

Дрон из багажника

В мире на данный момент насчитывается более 200 проектов летательных аппаратов класса eVTOL. Пока они могут поднимать в воздух в среднем до 200 кг, развивать скорость до 100–150 км/ч и летать на одной зарядке от 30 минут до одного часа. Например, в Германии в этом направлении развивается компания e-volo, которая выпускает серию электрических летательных аппаратов Volocopter. В США свои проекты в этой сфере развивают такие компании, как Joby Aviation, Archer Aviation, в Великобритании — Vertical Aerospace. Но в последнее время особенно высокую активность в направлении eVTOL проявляют китайские компании. В частности, это корпорация EHang, которая ведет успешные испытания своих воздухоплавательных средств с 2021 года. А сейчас в гонку за освоение воздушного пространства бросились и набирающие силу китайские автопроизводители.

Например, на завершившемся недавно Шанхайском автосалоне толпы зрителей собирал представленный тут летающий аппарат GOVE AirCar от компании GAC. Он состоит из двух частей — наземного шасси, которое передвигается по земле. От него может отделяться одноместный верхний летающий модуль с 12 электрическими винтами, который способен преодолевать по воздуху 200 км. При этом шасси служат не только средством передвижения по земле, но и еще зарядной станцией для летательной части аэрокара. По замыслу китайских инженеров летающие автомобили должны быть роботизированы. Вот и GOVE AirCar в воздухе управляет искусственный интеллект, пассажиру остается лишь наслаждаться видами. В GAC заявляют, что новинка уже получила летный сертификат, на сегодняшний день проведено более 400 тестовых полетов, а сам летающий автомобиль планируется запустить в продажу в 2027 году.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Игры торговых сетей Игры торговых сетей

Как ритейлеры зарабатывают на геймификации

Деньги
Тайна самых древних галактик остается неразрешимой Тайна самых древних галактик остается неразрешимой

Джеймс Уэбб он столкнулся с тайной, которую не удается разрешить до сих пор

ТехИнсайдер
Киловатты комфорта Киловатты комфорта

AVATR 11: электромощность, переведённая в комфорт

Y Magazine
Новые археологические памятники открыты на Кольском полуострове Новые археологические памятники открыты на Кольском полуострове

Уникальные находки древнескандинавской культуры гресбакен

Знание – сила
Альберт Филозов: «Такого мужа, как я, своим девочкам не пожелал бы» Альберт Филозов: «Такого мужа, как я, своим девочкам не пожелал бы»

Альберт Филозов — о том, как любовь продлила ему жизнь

Коллекция. Караван историй
«В применении БАС должна появиться экономика» «В применении БАС должна появиться экономика»

Василий Шпак рассказал о смещении фокуса на закупку услуг с применением дронов

Эксперт
В Германии, в Германии, проклятой стороне В Германии, в Германии, проклятой стороне

Как советского солдата удержали от мести при штурме Германии

Монокль
Лариса Малькова: «Главный вызов сегодня — способность адаптироваться к технологиям» Лариса Малькова: «Главный вызов сегодня — способность адаптироваться к технологиям»

Какие технологии станут завтра драйверами глобального развития?

РБК
Новые гибкие актуаторы позволили колесному роботу трансформироваться в квадрокоптер Новые гибкие актуаторы позволили колесному роботу трансформироваться в квадрокоптер

Инженеры разработали гибкие актуаторы, которые могут плавно деформироваться

N+1
Крымский мост: сколько строили и когда открыли самый длинный мост Европы Крымский мост: сколько строили и когда открыли самый длинный мост Европы

Факты, которые вы не знали о Крымском мосте

РБК
Видел, пробовал Видел, пробовал

Фудблогер Макс Брандт — о гастропримечательностях в городах России

Новый очаг
Help! SOS! Help! SOS!

Отдых на даче показан всем, но некоторым в ряде случаев — особенно. Вот они

КАНТРИ Русская азбука
Привычка худеть Привычка худеть

Думаешь, как сбросить вес без изнурительных тренировок и жестких диет?

Лиза
«Речь про свободолюбие, озорство какое-то»: художник Саша Браулов — о работе над обложкой «Правил жизни», вышивке как методе и здоровом хулиганстве «Речь про свободолюбие, озорство какое-то»: художник Саша Браулов — о работе над обложкой «Правил жизни», вышивке как методе и здоровом хулиганстве

Художник Саша Браулов о вышивке как методе и силе доброты

Правила жизни
Мошенники усложнили схемы Мошенники усложнили схемы

Мошенники придумали новую схему обмана с «выплатами» в евро

Ведомости
Исследование показало, что люди с тревожностью обладают одной уникальной способностью Исследование показало, что люди с тревожностью обладают одной уникальной способностью

Исследование: дети с тревожностью лучше реагируют на неожиданные события

Inc.
Hовые имена в моде Hовые имена в моде

Сверкающее вау: новейшие супергерои модной индустрии!

Собака.ru
Рай в миниатюре Рай в миниатюре

5 шагов к экосаду: ключевые правила и запреты

КАНТРИ Русская азбука
В уюте и прохладе В уюте и прохладе

Как защитить квартиру от жарких солнечных лучей

Лиза
«Он заслужил «Золотой мяч»: как Ламин Ямаль начал зарабатывать десятки миллионов «Он заслужил «Золотой мяч»: как Ламин Ямаль начал зарабатывать десятки миллионов

О карьере юной звезды Ламина Ямаля

Forbes
Александр Чулок: «Мы не стараемся угадать будущее, мы хотим его создать» Александр Чулок: «Мы не стараемся угадать будущее, мы хотим его создать»

Прогнозист Александр Чулок — о том, чем станет ИИ для общества в будущем

РБК
«Мои фильмы всегда выпускались с надеждой, что они провалятся» «Мои фильмы всегда выпускались с надеждой, что они провалятся»

Андрей Тарковский об отношениях с родиной, зрителями и творчеством

Weekend
Любовь под пальмами Любовь под пальмами

Как отдохнуть, набраться сил и укрепить отношения в совместном отпуске

Добрые советы
Почему в жару отекают ноги и как снять отек Почему в жару отекают ноги и как снять отек

В чем причины отеков лодыжек и стоп в жару

РБК
Что ни день, то приключение! Что ни день, то приключение!

7 весёлых идей на неделю за городом

КАНТРИ Русская азбука
«Путеводитель по Средневековью: Мир глазами ученых, шпионов, купцов и паломников» «Путеводитель по Средневековью: Мир глазами ученых, шпионов, купцов и паломников»

Каково было совершать паломничество на борту галеи

N+1
«Эффективность ЭКО можно увеличить вдвое, если мужчина не останется в стороне» «Эффективность ЭКО можно увеличить вдвое, если мужчина не останется в стороне»

Как можно снизить количество попыток ЭКО при имеющихся ресурсах

Ведомости
Мифы и факты: Александр I Мифы и факты: Александр I

Весной на экраны вышел сериал об императоре. Какие факты вызывают споры?

Вокруг света
Вес на месте Вес на месте

Стратегии двигательной активности во имя сохранения лучшей формы

Afternoon Seasons of life
Золото выглядит дорого Золото выглядит дорого

Бурный рост цен на золото создал благоприятные условия для золотодобычи в России

Монокль
Открыть в приложении