Как «Последний император» покорил критиков и возмутил историков

Правила жизниСобытия

Девять «Оскаров», похвала критиков и один большой скандал: чем велик «Последний император» Бертолуччи

Елена Зархина

d4bb64b7b02a998c0776d573a627fd55_ce_3278x2185x155x0.jpg
Legion-Media

В середине мая в российский прокат возвращается «Последний император» Бернардо Бертолуччи — итальянского экспериментатора, провокатора и классика. Выйдя на экраны почти 40 лет назад, это кино стало не просто культурным феноменом, но примером того, что искусство неразрывно связано с политическим контекстом, внутри которого создается. «Последний император» покорил критиков, восхитил зрителей и возмутил историков. Кинокритик Елена Зархина рассказывает о фильме — его создании, восприятии и наследии.

О чем фильм

Китай, 1908 год. Двухлетний Пу И (Ричард Ву, взрослого Пу И играет Джон Лоун) становится новым императором Поднебесной. Скрытый от внешнего мира в стенах Запретного города (дворцовый комплекс в центре Пекина) мальчик растет в роскоши и иллюзии власти, которую подпитывает его окружение. Пу И суждено стать последним императором государства Цин, в чьей судьбе отразилась история целой эпохи и государства. Ему достался трон без империи, он пережил свержение и утрату власти, революцию, войну и новую жизнь, лишенную былых привилегий и надежд.

«Последний император» родился из личных странствий Бертолуччи, покинувшего родную Италию в конце 1970-х. Этому предшествовали выход «Последнего танго в Париже» и монументальный эпос «Двадцатый век», вызвавшие острую реакцию общественности и критиков. Режиссера, все творчество которого сводилось к исследованию часто неуютных и даже запретных тем, в очередной раз подвергли критике и, как он рассказывал позже, даже угрозам. В поисках нового творческого импульса Бертолуччи отправился в путешествие по Востоку, где многое переосмыслил о себе и сюжетах, которые ему были теперь интересны.

«В Китае я был заражен тысячелетней мудростью людей, сохранивших во всех исторических катаклизмах непрерывность своих ритуалов и культуры. Я старался постичь другие культуры, чтобы глубже понять собственную. Я убежден, что твое кино — зеркало той страны, где ты родился. Я не мог понять Италию 1980-х годов, куда она движется. Парадоксальным образом я понял это в Китае», — делился спустя десять лет после выхода фильма Бертолуччи.

5698a03fc44abf6cc6ff557f87c57116.jpg
Legion-Media

Создание фильма

В основе «Последнего императора» лежит автобиография самого Пу И, которую многие историки оценивают спорно из-за очевидной субъективности автора, представляющего свою власть несколько формально, чем, возможно, хотел снять с себя ответственность за трагические события, выпавшие на время его правления. Также консультантом картины выступил брат Пу И, Пу Цзе, чья роль и судьба тоже отразились в фильме.

Но не только реальный исторический материал стал основой фильма. Культура, традиция, окружающий героев символизм и исторический контекст тоже являются важной частью «Последнего императора». Тем более что проект запустил так называемую восточную трилогию Бертолуччи, в которую также вошли «Под покровом небес» по одноименному роману Пола Боулза (герои путешествуют по Северной Африке) и «Маленький Будда» с Киану Ривзом, в полной мере отразивший экзистенциональные поиски режиссера, некогда окончившего философский факультет в Риме.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении