Как продюсер Петр Ануров выбирает проекты и собирает звёздные составы

ВедомостиРепортаж

Петр Ануров: Это волнующе и рискованно

Лариса Юсипова, Мария Истомина
пт. 4.04.2025

Андрей Гордеев / Ведомости

Победителем «новогодней битвы» 2025 г. стал фильм «Волшебник Изумрудного города. Дорога из желтого кирпича» режиссера Игоря Волошина, собравший, по данным ЕАИС государственного Фонда кино, 3,3 млрд руб. Сенсацией постновогоднего периода – кинокартина «Пророк. История Александра Пушкина» режиссера Феликса Умарова, вышедшая в прокат 14 марта (сборы на 3 апреля почти 1,6 млрд руб.). Сопродюсер обоих проектов – гендиректор компании «Кинослово» Петр Ануров.

Причем «Пророка» Ануров продюсировал в таком же формате, как и ставшие кинохитами фильмы «Тренер» и «Серебряные коньки», – большой бюджет и не меньшие амбиции, вверенные режиссеру-дебютанту. На старте работы над «Пророком» Умарову было всего 26 лет, к моменту выхода киноленты – 30 лет.

В интервью «Ведомостям» продюсер рассказал, по какому принципу выбирает режиссеров на тот или иной проект, в чем преимущества партнерской продюсерской модели, какие фильмы по книгам Александра Волкова увидит российский зритель в ближайшие годы, а также в касте какого фильма впервые встретятся на съемочной площадке звезды российского кино Юра Борисов и Иван Янковский.

– Мы недавно разговаривали с вами о том, что наша страна все-таки остается логоцентричной и фильмы, связанные с литературой, находят у зрителей особый отклик. И вот становится известно, что после выхода фильма «Пророк» в 5 раз выросли продажи биографий Пушкина. Особой популярностью пользуются книги Юрия Лотмана. Можно было бы предположить, что дети, школьники решили узнать побольше об Александре Сергеевиче, но Лотман не детское чтение. Как вы это интерпретируете?

– Не только у биографий выросли продажи. Еще и у «Капитанской дочки», «Онегина» – да в целом у всех произведений Пушкина. Как бы банально ни звучало, это и было одной из наших целей: привлечь внимание, в основном молодежи, к Пушкину. Но и вполне взрослая интеллигентная публика, которая, думаю, не живет с Лотманом как настольной книжкой, сейчас вернулась к нему. А кто-то будет покупать Галину Седову, которая написала прекрасную книгу «Ему было за что умирать на Черной речке». Я ее читал во время съемок, и по ней в том числе готовился Юра Борисов.

– Посмотрев фильм, автор этой книги стала большим поклонником «Пророка». Кстати, Галина Седова – заведующая Мемориальным музеем-квартирой А. С. Пушкина на Мойке, 12, в Санкт-Петербурге. А вы уже несколько раз говорили публично, что, замерзнув во время съемок «Серебряных коньков», зашли в этот музей погреться, взяли аудиогид и к концу экскурсии поняли, что хотите сделать фильм о Пушкине. Так что же все-таки тогда случилось на Мойке, что вас так поразило? Что услышали такого, чего не знали?

– Дело не в том, что я услышал что-то, чего раньше не знал, – там, конечно, плюс-минус школьная программа, – но выяснилась удивительная вещь. Мы до премьеры не были знакомы с Галиной Михайловной, а когда она посмотрела фильм, стала его активным защитником и сказала, что это лучшее, что могло произойти с Пушкиным в кино сегодня. Так вот, оказывается, аудиогид, который я прослушал, не просто был написан ею, но и начитан ее голосом. И он был так сделан, что к концу экскурсии это вызывало невероятно нежные, сострадательные чувства. Мне действительно стало очень жаль человека, который был абсолютно гениален и при этом обречен на дикое количество бытовых, повседневных конфликтов, неурядиц. Его противостояние с властью, запреты, цензура, невозможность достойно содержать семью – ты ощущаешь эту ситуацию и пытаешься соразмерить драматические сложности жизни Пушкина с масштабом его личности. И это наталкивает на очень грустные мысли.

– А как появился Василий Зоркий в качестве сценариста? Он же профессиональный музыкант, драматургия для него скорее хобби – до «Пророка» у него был короткий метр и новелла в «Елках».

– Василий возник совершенно случайно: через пост в социальной сети о том, что хочет попробовать что-то написать. Я решил с ним связаться. Я знал, кто он, но мы не были знакомы. И я попросил своего коллегу-продюсера Гришу Стоялова с ним переговорить, потому что они как раз были знакомы. Я вообще люблю импровизационный подход к принятию каких-то важных решений. И не выношу суперсистемный метод, когда «давайте возьмем 500 сценаристов, разобьем их на списки, поговорим с 300 из них» и т. д. Я в это не очень верю. Я верю в какой-то такой вот серфинг по жизни, который, естественно, не в безвоздушном пространстве происходит – есть какой-то опыт, интуиция, везение, удача. Иногда получается, иногда нет. Но в случае с «Пророком» очень много решений принималось спонтанно. Зоркий написал совершенно прелестный синопсис, который стал основой будущего сценария. Он же сделал первый драфт, и, когда на проекте появился режиссер Феликс Умаров, он привлек Андрея Курганова. Финальный вариант сценария написан Кургановым, но в основе то, что сделал Василий, осталось, безусловно.

– «Пророк» писался как сценарий мюзикла?

– Он писался как сценарий музыкального фильма. Я на каком-то из питчингов Фонда кино упомянул «Ла-Ла Ленд», и СМИ начали писать, что мы использовали этот фильм Дэмьена Шазелла как референс. На самом деле я просто говорил о том, что у нас структура фильма напоминает структуру «ЛаЛа Ленда», когда люди играют как в обычном кино, разговаривают и есть вставные музыкальные номера – их немного в нашем фильме, – а когда номер заканчивается, опять продолжается «нормальное» кино. И мы честно не называли это мюзиклом, потому что мюзикл – это все-таки когда сюжет движется с помощью пропевания тех или иных арий, у нас же это все-таки скорее аттракционы внутри драматического повествования.

«Главное – Юра Борисов потрясающий артист»

– Насколько я понимаю, Борисов как исполнитель роли Пушкина возник самым первым – еще даже до Василия Зоркого и начала работы над сценарием?

– Да, с Борисовым мы подружились на «Серебряных коньках», где он прекрасно исполнил роль Алекса, и мне очень захотелось, чтобы он сыграл большую роль в зрительском проекте, которая показала бы уровень его диапазона. И отличалась бы от большого количества прекрасных авторских работ, уже существовавших в его фильмографии. И Пушкин в этом смысле сложнейшая задача на всех амплитудах. Здесь не сыграешь поворотом головы – здесь нужно выдать роль-праздник, роль-драму. Я верил в то, что Борисов это сможет. Потому что именно в «Коньках» было видно, что он способен прыгнуть за границы обычного, что в нем есть эта божественная искорка, необходимая для того, чтобы сыграть гения.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Не ешь пирожок! Не ешь пирожок!

Составляем правильное меню для тебя (без булочек!)

VOICE
Раскрывая тайны Древнего Египта Раскрывая тайны Древнего Египта

СПбГУ уже 140 лет готовит уникальных специалистов — египтологов

Санкт-Петербургский университет
Соединительный Союз Соединительный Союз

Спортивные события последнего года Великой Отечественной войны

Ведомости
Слушаем и не осуждаем: чем полезны сплетни на работе и когда они вредят коллективу Слушаем и не осуждаем: чем полезны сплетни на работе и когда они вредят коллективу

Как сплетни и слухи могут влиять на рабочий процесс и настроения в офисе

Forbes
Мосты в голове Мосты в голове

Что такое ассоциации, как возникают, можно ли их поменять?

Grazia
Алексей Гореславский: Контент не кирпич, который просто лежит на платформе Алексей Гореславский: Контент не кирпич, который просто лежит на платформе

ИРИ – организация, которая поддерживает производство онлайн-контента

Ведомости
Заводской брак или нет: юрист рассказал, как переспорить автосалон Заводской брак или нет: юрист рассказал, как переспорить автосалон

Как определить, считается поломка производственным дефектом или нет?

ТехИнсайдер
Голодные игры: как российским компаниям выжить в борьбе за последних специалистов Голодные игры: как российским компаниям выжить в борьбе за последних специалистов

Как радикально повысить производительности труда?

Forbes
Эхо прошедшей войны Эхо прошедшей войны

Это после Великой Отечественной они стали народными актерами, но на фронте...

Коллекция. Караван историй
Довести промышленность до автоматизма Довести промышленность до автоматизма

Каким образом будет формироваться внутренний спрос на роботизацию в России

Монокль
Центральное звено Центральное звено

Какой должна быть роль институтов развития в новом мирохозяйственном укладе

Эксперт
Спасительная рассрочка увеличивает риски Спасительная рассрочка увеличивает риски

Какие риски несут программы рассрочек при покупке жилья?

Монокль
«Сейчас период повышения внутренней эффективности» «Сейчас период повышения внутренней эффективности»

Дмитрий Фосман — о перспективах развития экспорта и работе по привлечению кадров

Агроинвестор
Ярмарка тщеславия Ярмарка тщеславия

В детстве тебе говорили, что хвастать нехорошо, но как же всё-таки правильно?

VOICE
Мимоза Мимоза

Героиня рассказа Лены Бурковой учится находить радость в простых вещах

Grazia
Соль земли Соль земли

Зимнее путешествие по Пермскому краю: ледяная пещера, Чердынь и виды Колвы

Отдых в России
Падая в пропасть Падая в пропасть

Страхи мешают жить? Познакомьтесь с ними и попытайтесь приручить

Psychologies
Островский – революция в русском театре Островский – революция в русском театре

Гончаров, известный трилогией на букву «О», был интересным и метким критиком

Знание – сила
Пасха пришла! Пасха пришла!

Как правильно украсить дом и стол к главному христианскому празднику

Лиза
Жертвы Кургана: подвиги и самоотдача города трудовой доблести Жертвы Кургана: подвиги и самоотдача города трудовой доблести

Линия фронта проходит возле твоего станка — таким был лозунг курганских рабочих

ФедералПресс
Осень картеля Осень картеля

Почему ОПЕК+ решил ускорить восстановительный рост нефтедобычи

Монокль
Плетущие судьбы Плетущие судьбы

Послания, зашифрованные в орнаментах и узорах России

Вокруг света
«При загрузке видео на платформу происходит некая магия» «При загрузке видео на платформу происходит некая магия»

Сергей Косинский об искусственном интеллекте и будущем медиа

Деньги
Русско-американские отношения в XIX веке. Часть 2 Русско-американские отношения в XIX веке. Часть 2

Какими были отношения США и России накануне войны между Севером и Югом

Наука и техника
Продлили срок: что можно сделать из бывших тюрем Продлили срок: что можно сделать из бывших тюрем

Как бизнесмены и государство развивают бывшие тюрьмы

Forbes
Даниил Воробьев Даниил Воробьев

Встречайте — Даниил Воробьев, у которого почти сто работ в кино

Караван историй
«Санкционный механизм — это “Титаник”, но Трамп хочет договориться» «Санкционный механизм — это “Титаник”, но Трамп хочет договориться»

О том, как выстраиваются отношения российского и американского бизнеса

Эксперт
Управление клубом: искусство балансировать между хаосом и порядком Управление клубом: искусство балансировать между хаосом и порядком

Егор Турчинский, Кирилл Павлов: можно ли сегодня зарабатывать на клубном бизнесе

Forbes
ChatGPT: а что в сухом остатке? ChatGPT: а что в сухом остатке?

ИИ сегодня пока не более чем новый формат поисковой системы в интернете

Монокль
Так буллинг приводит к трагедии: почему сериал «Переходный возраст» стал откровением для родителей Так буллинг приводит к трагедии: почему сериал «Переходный возраст» стал откровением для родителей

Чему нас может научить сериал о психологии насилия «Переходный возраст»

VOICE
Открыть в приложении