Надо ли тратить силы и время, чтобы научить ребенка красиво писать?

ЛизаМать и дитя

Пишем красиво

Если у ребенка корявый, неразборчивый почерк, надо ли тратить силы и время, чтобы научить его красиво писать?

Многие считают, что в век компьютерных технологий уроки чистописания – это излишество, пережиток прошлого. Но почему тогда вдруг стали так популярны курсы каллиграфии? Будем разбираться!

1Иметь красивый, ровный почерк полезно

  • Это уменьшает вероятность ошибок и ляпов и помогает понять текст.
  • Не вызывает раздражения у читающего, располагая его к тебе.
  • Дисциплинирует мысль.
  • Концентрирует внимание.
  • Обеспечивает красивую подпись.
  • Пригодится для составления поздравительных открыток.

Сегодня люди с красивым почерком редкость. Если ребенок овладеет чистописанием и навыками каллиграфии, это поможет ему выделиться, привлечь внимание, сформировав о себе положительное впечатление.

2Почерк связан с нашим характером и эмоциональным состоянием

Движениями руки управляет мозг, поэтому они несут на себе отпечаток всех психических процессов, протекающих в нем. Так, резкий, колючий почерк отражает такой же резкий и даже взрывной нрав. Обилие украшений и витиеватостей говорит о потребности создать о себе впечатление. Возможна и обратная связь: правильное, аккуратное письмо способно повлиять на состояние мыслительных процессов человека, его настроение, сформировать характер. Правда, индивидуальным, отражающим личность, почерк становится после подросткового возраста. До этого письмо «как в прописях» позволяет ребенку усвоить социальные нормы, сбалансировать внутренние психические процессы, развить адаптационные способности и выстроить собственную личность.

3Процесс письма – это совместная работа ряда участков коры головного мозга

Причем каждый из них выполняет свою функцию не только при письме, но и в учебном процессе в целом. При написании текста задействуются все основные зоны мозга: зрительная (увидеть образ буквы), слуховая (проговорить слово про себя), моторная (работают мышцы руки, предплечья, а также всего тела). Таким образом мы «прокачиваем»:

  • мелкую моторику;
  • пространственное восприятие;
  • зрительную и слуховую память;
  • моторную координацию;
  • физическую выносливость;
  • звуко-буквенный анализ.

4Благодаря урокам чистописания закрепляются орфографические правила

У детей 7–10 лет ведущими типами памяти являются зрительная и моторная. Только написав слово несколько раз, они могут запомнить, как оно пишется. Прочитать его мало, нужно увидеть, записать и снова увидеть – тогда оно зафиксируется.

5Почему раньше люди писали гораздо четче и красивее

До реформы школьного образования в 1968 года детей обучали по системе отрывного письма. Сначала учили писать элементы букв (палочки, крючочки, кружочки), затем их соединения, сочетание букв. Набив руку, дети легко учились писать быстро и безотрывно. При этом почерк был выверенным, красивым. А после реформы письмо стало безотрывным. Оно считается более скоростным, но имеет ряд недостатков. Если раньше ребенок понимал, из каких элементов состоит буква («и» – два крючочка, «ш» – три), то после – нет. Он пишет ее, просто пытаясь повторить то, что изображено на образце. В итоге часто делает лишние штрихи, получая раздутые «ш» или «м», накрученные, по 2–3 раза обведенные «о» и «а».

  • При безотрывном письме необходимо передвигать вдоль строки кисть, предплечье, плечо. Координация всех этих движений практически невозможна без нарушения позы и способа держать ручку. Как следствие – искривление позвоночника и нарушение работы мышечного аппарата.
  • Ребенку приходится расходовать усилия на запоминание движения руки, а не самих букв. Он не плавно соединяет элементы, а безотрывно выводит лабиринт повторяющихся линий (отсюда накручивания). Он концентрируется на процессе, а не на содержании. Перестает понимать, что он пишет, не запоминает текст. В итоге допускает множество ошибок: теряет буквы, переставляет, заменяет на схожие или пишет одну букву дважды.

6Ребенок пишет коряво, сам не всегда может прочитать написанное

Он делает ошибки в словах, за что ему снижают оценки? Зная особенности своего ребенка, постарайся найти для него нужный баланс между слитным и раздельным написанием. Сделать паузу и оторвать ручку от бумаги – не значит писать неправильно. Это значит дать себе время подумать и передохнуть. Впереди каникулы – помоги ему за это время изменить почерк. Кстати, делать это не поздно в любом возрасте!

  • Купи ребенку тетрадь в частую косую линейку и перьевую ручку. Антураж и создание атмосферы интереса и необычности здесь главное. Пусть он сам выберет принадлежности для письма, ведь ему должно нравиться то, что он будет делать.
  • Не пытайся менять почерк целиком – это лишняя нагрузка. Посмотри, какие именно буквы у него плохо выходят. У многих трудности возникают с «ж», у кого-то – с округлыми «о», «а», у других – с хвостатыми «у», «з», «д». Вычлени проблемные группы и предложи ребенку вместе разобраться, как с ними справиться.
  • Разбери буквы на элементы. Не подсовывай ребенку готовую пропись с крючочками (можешь купить ее для себя как ориентир). Только самостоятельно анализируя проблемную ситуацию, он удовлетворит познавательный интерес и сможет без негатива и сопротивления найти решение.
  • Пусть он попробует изобразить элементы и отработает их написание. На одном занятии – по строке на каждый элемент. Затем соединит их в букву.
  • Не нужно излишне усердствовать: 2–3 занятия в неделю по 10 минут достаточно, чтобы закрепить навык написания букв. Как только увидишь, что он с легкостью пишет эти буквы, можете прекращать занятия.

На почерк сильно влияет инструмент, которым мы пишем

  • Учиться писать красиво шариковыми ручками трудно – они быстро скользят. Пишущей поверхностью у них является «точка», на которую нужно воздействовать с определенной силой нажима, из-за чего во время письма напрягается все тело.
  • Гелиевые ручки, наоборот, расслабляют руку, атрофируя мышцы. В результате они не только портят почерк, но и нарушают развитие опорно-двигательной системы.
  • А вот перо позволяет гармонизировать все мышцы тела. Сильно нажимать на него не удастся – можно порвать бумагу или поставить кляксу. Приходится искать баланс, который позволит писать, изменяя угол наклона и силу нажима. Также важно, что перьевую ручку мы держим тремя пальцами, расположенными в наиболее оптимальном для мышц положении. По-другому просто не получится. Да, пером трудно писать быстро, но проще делать это красиво. Единственное – что подходит оно не всем.

Большая разница

Отрывное письмо

Буква состоит из двух элементов: сначала из точки 1 пишется первый, потом из точки 2 второй.

Безотрывное

Буква пишется безотрывно – от точки 1 до точки 2. При этом приходится дважды проводить ручкой по одному месту (вверх-вниз).

Фото: ShutterStock/Fotodom.ru.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении