Создание Первой ткацкой фабрики — уникальный для российского легпрома проект

МонокльБизнес

Инвестиции без страха

Запущено первое в России производство синтетических тканей для мебели и интерьера — Первая ткацкая фабрика. Однако без развития сырьевой базы в стране ей будет сложно победить китайских конкурентов

Лина Калянина

Директор Первой ткацкой фабрики Надежда Аверина: «Весь инжиниринг мы осваивали сами с нуля. Набирали компетенции по ходу продвижения проекта»

«Надеюсь, наши химики и нефтяники все-таки начнут развивать в стране производство сырья для синтетического текстиля» — на это искренне рассчитывает Надежда Аверина, возглавляющая уникальное для российского легпрома предприятие — Первую ткацкую фабрику. Фабрика по производству синтетического текстиля для мебели и интерьера, в создание которой было вложено 3,5 млрд рублей, начала работать несколько месяцев назад в г. Володарске Нижегородской области. Сегодня компания всеми силами пытается убедить российских покупателей текстиля — крупных производителей мебели, интерьерные компании, небольшие мебельные цеха, — что отечественный продукт может быть качественным, а работать с российскими фабриками удобнее и проще, чем с Китаем.

И если покупателей еще можно убедить старанием и опытом, то другая серьезная проблема — зависимость от импортного сырья — пока остается трудноразрешимой. Ради обеспечения фабрики собственным сырьем Надежда Аверина решила войти в следующий инвестиционный цикл: начать строительство, опять-таки первого в стране, завода по производству сырья для ткацкой фабрики — синтетических нитей и волокон — стоимостью более 20 млрд рублей. Но и для второго предприятия сырье тоже придется импортировать...

Чтобы разорвать этот замкнутый круг, по словам Надежды Авериной, необходим перезапуск химической промышленности в стране, а точнее, ее переориентация с крупнотоннажного на мало- и микротоннажный уровень. Это позволит обеспечить сырьем многие отрасли экономики и даст толчок к их развитию.

Создание Первой ткацкой фабрики — уникальный для российского легпрома проект по строительству нового предприятия с нуля. Как правило, в отрасли шла модернизация старых мощностей, за постсоветские годы не было построено ни одного нового текстильного предприятия. «Вряд ли в ближайшее время станет возможным реализация подобного рода проекта в стране», — говорит Надежда Аверина. О сложностях в выстраивании производственных технологических цепочек Надежда Аверина рассказала в интервью «Моноклю».

— Как вы пришли к идее построить ткацкую фабрику?

— Я так скажу: лиха беда начало — сидела женщина, скучала.

— То есть от безделья?

— Еще до ковида мы увидели, что рынок мебельных тканей абсолютно пустой, и решили создать ткацкое производство.

— Вы по образованию текстильщик?

— Я по образованию не текстильщик и вообще даже не близко к этому. Стечение обстоятельств было такое, что мы обратили внимание на этот сегмент рынка, начали его анализировать. Действительно, производителей в России нет. Прикинули экономику, поняли, что такой бизнес имеет право на жизнь. Посчитали, посмотрели, решили. Интересно, необычно.

— Казино или торговый центр построить — тоже интересный бизнес.

— Это же всегда личностный вопрос. Можно было положить деньги в банк и больше заработать. Но это неинтересно. Можно производить, не хочу никого обидеть, туалетные кабины. Но я как-то хотела красивым бизнесом заниматься.

— И вы не побоялись вдруг взять в свои руки такой процесс?

— Нет. Может, это выглядит глупо, но я никогда ничего не боюсь. Ну если приняли решение, то надо воплощать его, чего бояться-то!

— А кто принимал все решения?

— Это полностью наш семейный бизнес. Но идея была моя!

— Все-таки это как-то необычно…Не могу уловить вашу мотивацию

— Ты должен таким человеком родиться. Люди, у которых есть какое-то количество денег, делятся на две основные категории, и ты с этим ничего не сделаешь. Один возьмет эти деньги, положит в банк или инвестирует куда-то и будет наслаждаться жизнью. А другой, даже уже имея опыт реализации больших проектов, если он деньги в банк положит, он не сможет с этим спокойно жить. Ему все время нужно ощущать, что он, прикладывая свои силы и энергию, получает результат, его усилия материализуются. Это либо дано тебе с рождения, либо нет. Я смотрю на друзей своих, среди них тоже есть владельцы заводов. Я знаю много примеров, когда приходили к ним с предложением продать бизнес. Но им очень тяжело продавать свои заводы. Человек думает: ну вроде как продать хорошо, и пенсия уже подходит. А что я буду делать? Как это так — не ходить на работу?

— Почему в Нижегородской области решили строить? Вроде бы не текстильный край. Почему, например, не в Иваново?

— Мы несколько регионов рассматривали — и Иваново, и Владимир, Калугу, Татарстан… Главным критерием была доступность человеческих ресурсов, готовность региональных властей помогать бизнесу. В Нижегородском правительстве мы получили полную поддержку. Ну и это наш родной регион — переезжать никуда не надо было.

— Кажется, что, например, в Ивановской области должно быть больше подходящих кадров для текстильного производства. Исторически там были и есть прядильные, ткацкие мощности…

— Да все наоборот! В Иваново очень сильная конкуренция за кадры. Да и откуда им там взяться? Те, кто исторически был, состарились уже. Молодежь вся уехала в Москву. Иваново сегодня — это край швейной промышленности. Поэтому глупо спрашивать про Иваново, логичнее спросить про более развитые в инвестиционном плане территории — Калугу, Татарстан и другие. В Московской области тоже много текстильных предприятий. Думаю, сейчас количество текстильных предприятий в Московской и в Ивановской областях сравнялось.

— Хорошо. И что стало потом происходить? Какие этапы прошел проект?

— Все стандартно. Нашли площадку, финансирование — часть средств дал Фонд развития промышленности — полтора миллиарда рублей, основное кредитное финансирование — от Сбербанка. Наш кредитный портфель очень большой и сложный.

— Что, прямо все так легко было? Банки с радостью откликнулись?

— Конечно нет. Я бы даже так сказала: в России найти финансирование, привлечь деньги для предприятий легпрома очень сложно, практически невозможно. А в существующих условиях — с учетом ключевой ставки, доступности оборудования, наличия сырьевой базы — только самоубийцы будут что-то делать. Поэтому я не думаю, что в перспективе пяти лет появятся еще один новый завод, ткацкая фабрика в стране. Потому что нет экспертов, которые в банках могли бы оценивать проекты, нет нормальных маркетинговых исследований рынка, нет специалистов — много факторов, которые тормозят развитие отрасли. А рынок колоссальный. По статистике импортной видно, что львиная доля ткани импортируется. Хотя могла бы производиться в России.

Синтетические нити для ткацкого производства импортируются на российский рынок, в основном из Китая

— Расположение в особой экономической зоне — ТОСЭР — что дает?

— Сниженную ставку по налогам на зарплату — семь-восемь процентов. Это существенная экономия. Плюс региональные власти нам полностью компенсировали затраты на строительство инженерной инфраструктуры — электросетей, газопровода, котельной. Была построена дорога к заводу.

— Создавая такой проект с нуля, вы ориентировались на какие-то образцы предприятий, чей-то опыт?

— Нет. В России нет таких компетенций. Весь инжиниринг мы осваивали сами с нуля. Команда собралась квалифицированная. Набирали компетенции по ходу продвижения проекта. Ориентировались на таких героев в отрасли, как, например, «Шуйские ситцы». Анна Богаделина (генеральный директор комбината «Шуйские ситцы». — «Монокль») — настоящий герой, такое предприятие сохранила, удержала огромное производство при полном отсутствии сырья в стране. Я на нее равнялась, думала, что и я смогу! Обидно было бы, если бы я не смогла.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Китай: как победить грязный уголь Китай: как победить грязный уголь

За 15 лет Китай решил проблему экологического негатива от угольной энергетики

Монокль
«Осторожно, затягивает»: как ледоколы ломают лед (на самом деле) «Осторожно, затягивает»: как ледоколы ломают лед (на самом деле)

Может ли мощное судно проиграть битву со льдом?

ТехИнсайдер
Удобрения санкций не боятся Удобрения санкций не боятся

Нехватка цифровых и зеленых технологий с лихвой компенсируется запасами ресурсов

Монокль
Редкие земли не долетают до производства Редкие земли не долетают до производства

О важности развития отрасли производства редких и редкоземельных металлов

Монокль
Победа без победителя: кто одержал верх в Палестине? Победа без победителя: кто одержал верх в Палестине?

Замороженный кризис в Газе можно смело назвать «конфликтом без победителей»

Монокль
Рыбу подтягивают к потребителю Рыбу подтягивают к потребителю

Российский ретейл расширяет прямое сотрудничество с рыболовными компаниями

Монокль
Снегопад в пустыне и буря «Годзилла»: 7 внесезонных погодных явлений, которые удивили мир Снегопад в пустыне и буря «Годзилла»: 7 внесезонных погодных явлений, которые удивили мир

Случаи, когда природа демонстрировала свои необычные способности

ТехИнсайдер
Софонисба Вторая… — Первая! Софонисба Вторая… — Первая!

Кто сказал, что эмансипированные женщины появились только в конце XIX века?

Знание – сила
Как модельер Эльза Скиапарелли совмещала удобный крой и эксцентричность Как модельер Эльза Скиапарелли совмещала удобный крой и эксцентричность

Эльза Скиапарелли привнесла в моду искусство

Forbes
Сексоголик, любовнозависимый и созависимая: 3 анонимные истории о преодолении своей страсти Сексоголик, любовнозависимый и созависимая: 3 анонимные истории о преодолении своей страсти

Личные истории участников анонимных сообществ, помогающих преодолеть зависимость

Psychologies
Синдром опустевшего гнезда, часть 2: как общаться со взрослыми детьми и найти себя Синдром опустевшего гнезда, часть 2: как общаться со взрослыми детьми и найти себя

Что делать внутри пустого гнезда, когда дети выросли? Жить в радость!

Psychologies
Мне надо подумать Мне надо подумать

Какие признаки могут остановить от совместной жизни «в горе и радости»?

Лиза
Актрисы Актрисы

Срочно пора знакомить вселенную со сверхновыми актрисами из Петербурга!

Собака.ru
В поисках своего сценария В поисках своего сценария

Как выбрать инвестстратегию в 2025 году

Деньги
Спасет ли Zara торговые центры? Спасет ли Zara торговые центры?

Иностранные арендаторы вряд ли вернут российские торговые центры к процветанию

Монокль
Актриса Мила Ершова о сериале «Аутсорс», маме и «позитивной депрессии» Актриса Мила Ершова о сериале «Аутсорс», маме и «позитивной депрессии»

Актриса Мила Ершова — о своей героине в сериале «Аутсорс» и тонкостях профессии

СНОБ
Груз со страховкой Груз со страховкой

Рынок страхования грузов третий год подряд демонстрирует устойчивый рост

Ведомости
Вероника Долина: Милан Кундера и жест протеста Вероника Долина: Милан Кундера и жест протеста

В память о Милане Кундере, без которого жизнь моя была б иной или ничтожной

Afternoon Seasons of life
Современный люкс Современный люкс

Эффектный современный интерьер квартиры с нестандартными решениями

SALON-Interior
Ученые обнаружили планету, на которой возможно есть жизнь Ученые обнаружили планету, на которой возможно есть жизнь

Какая еще планета, кроме Марса, способна поддерживать жизнь?

Inc.
«Не хочу» остро мыслящего человека «Не хочу» остро мыслящего человека

«Minima moralia»: как человек с обрушившейся жизнью постепенно приходит в себя

Знание – сила
«Бруталист»: каким получился монументальный каннский эпос Брэйди Корбета с Эдрианом Броуди «Бруталист»: каким получился монументальный каннский эпос Брэйди Корбета с Эдрианом Броуди

«Бруталист»: разбираемся в потайных ходах монументального фильма Брэйди Корбета

Правила жизни
Заново начать Заново начать

Стас Пьеха откровенно об обидах, зависимостях, понимании себя и прощении

Psychologies
Вернуть любовь Вернуть любовь

Как воспоминания о явных и скрытых конфликтах мешают нам любить себя и близких

Psychologies
Эксперты: для здоровья лучше пить чай с шоколадом, нежели чем вино! И вот почему Эксперты: для здоровья лучше пить чай с шоколадом, нежели чем вино! И вот почему

Сочетание щоколада и чая обладает мощными антиоксидантными свойствами

ТехИнсайдер
Черная королева русского андеграунда. Какой была Наталия Медведева Черная королева русского андеграунда. Какой была Наталия Медведева

Насколько интересны романы и стихи Наталии Медведевой в отрыве от ее биографии

СНОБ
«Наша цель — создание персональнои витрины для каждого клиента» «Наша цель — создание персональнои витрины для каждого клиента»

Динара Юнусова о том, как развивается сегмент финансовых маркетплейсов

Деньги
Встречают по одежке? Встречают по одежке?

Что скрывается за этикеткой бутылки и как дизайн влияет на восприятие продукта

РБК
«Нет лучше качества, чем наивность» «Нет лучше качества, чем наивность»

Каждый раз Макар Хлебников по-новому играет попытку юного человека обрести себя

OK!
На «Краю Земли» посадят 2 тыс. га яблонь На «Краю Земли» посадят 2 тыс. га яблонь

«Край Земли» хочет увеличить площадь яблоневых садов в 5,5 раза к 2040 году

Агроинвестор
Открыть в приложении