Перестройка по-американски
Европейский кризис приносит пользу экономике США

Второе по счету избрание Дональда Трампа президентом Соединенных Штатов Америки 6 ноября 2024 года привело к власти человека, который построил всю свою политику вокруг вопроса о возвращении экономической мощи Вашингтона. Эта тема, которая очень популярна в Соединенных Штатах, вызвала у него желание коренным образом изменить американскую экономическую политику, особенно в вопросе таможенных пошлин. Такой подход может привести его к прямому конфликту не только с Китаем, но и со странами Европейского союза, а также естественными партнерами Соединенных Штатов, такими как Канада и Мексика. Представляется, что потенциальные последствия для мировой экономики будут значительными.
«Великая» или «могущественная»
Предвыборный лозунг Трампа «Сделаем Америку снова великой» («Make America Great Again») хорошо известен со времен его предвыборной кампании 2015–2016 годов. Его сторонников называют «the MAGA people», их легко узнать по красным кепкам. Но первый вопрос, который в связи с этим напрашивается, заключается в том, что именно ищет Дональд Трамп — «величия», которое можно сравнить с богатством, или «власти»? Потому что именно в сфере «могущества» Соединенные Штаты померкли больше всего, о чем свидетельствует изменение их доли в мировом ВВП, рассчитанном по паритету покупательной способности (ППС).
Доля Соединенных Штатов, которая в 1999 году составляла около 21% мирового ВВП, к настоящему времени упала до 15%. Вместе с тем доля Китая выросла с 4,4% в 1993 году до 19,1% в 2024 году, а доля Индии за то же время — с 3,3% до 8,2%. При расчете ВВП более традиционным способом, на основе обменного курса валют, результаты были бы иными. Однако применение ППС больше подходит для межстрановых сопоставлений, даже несмотря на то что этот метод тоже не исключает погрешностей в оценках. Именно поэтому сравнение различных экономик по ППС было принято на вооружение различными институтами, включая Всемирный банк.
Снижение доли Соединенных Штатов в мировом ВВП по ППС сопровождалось структурной трансформацией их экономики. С 2011 по 2019 год доля сферы услуг в экономике США в среднем составляла 79,3% ВВП, примерно на уровне Франции — 78,5%, тогда как в Германии доля услуг в экономике равнялась 68,9%, а в Китае — лишь 49%. Глядя на эти цифры, мы, возможно, поймем истоки двух навязчивых идей Дональда Трампа — вопроса отношений с Китаем и Германией, а также постоянного стремления к реиндустриализации Соединенных Штатов.
Обращаясь к статистике, легко заметить, что ВВП США растет, однако объем промышленного производства остается неизменным с 1999 года. Начиная с 1997–1999 годов производство сокращалось во многих отраслях обрабатывающей промышленности, но выпуск компьютеров и электроники при этом резко вырос.
В социальном плане стагнация или спад в обрабатывающей промышленности приводят к потере рабочих мест в секторах, которые когда–то были прибыльными. Осознание снижающегося статуса у значительной части американского рабочего класса во многом способствовало популярности идей Трампа.
Протекционизм и восстановление промышленности
Вопрос реиндустриализации Соединенных Штатов Дональд Трамп поднимал еще во время своего первого президентского срока в 2016–2020 годах, и теперь это тоже одна из центральных тем его выступлений. Судя по всему, реиндустриализацию он намерен осуществить, применяя ряд протекционистских мер, похожих на те, к которым прибегал во время своего первого президентского срока, пересмотрев договор NAFTA.
В своих первых заявлениях после вступления в должность 20 января 2025 года он четко заявил о своем желании ввести таможенные пошлины на товары из Канады и Мексики, а также из стран ЕС и, конечно же, Китая. Это часть глобального политического тренда, который наблюдается со времен COVID-19 и который по-английски называется «возврат производства на национальную территорию» (re-shoring) или «возврат производства в дружественные страны» (friendly-shoring). Подобные заявления Трамп традиционно делает в своем фирменном ярком стиле, но они не могут затмить реалии международной торговли, которая стремительно растет уже много лет подряд.