Снег в глубинах океана и те, кто им питается

Наука и жизньНаука

В глубинах Бермудского треугольника

Максим Осповат, морской биолог

В нескольких номерах журнала (см. «Наука и жизнь» №№ 2—6, 2024 г.) был опубликован увлекательный научный детектив академика (и моего давнего знакомого) Владимира Малахова «Бескишечные морские черви, нефть, газ и жизнь на других планетах». В числе прочего там описывается открытие в 70-х годах прошлого века уникальных биоценозов — гидротермальных оазисов на «чёрных курильщиках» — горячих источниках в глубинных рифтовых зонах океана. Эта находка, которая стала настоящей мировой сенсацией и оценивается как крупнейшее географическое открытие ХХ века, произошла благодаря изобретению и усовершенствованию батискафов — автономных обитаемых глубоководных аппаратов, в англоязычной литературе «Deep sea submercibles». В последнее время упор всё больше делается на автономные подводные дроны и аппараты, управляемые по кабелю с борта судна (ROV — Remotedly Operated Vehicle). Нередко ROV работают в связке с обитаемыми аппаратами. Например, когда пилотируемый подводный аппарат «Алвин» (Alvin) исследовал остатки «Титаника», он запускал на специальном «поводке» внутрь корпуса «Титаника» небольшого робота «Jason Junior». Именно ему мы обязаны потрясающими кадрами интерьеров бывшего плавучего дворца, ныне покоящегося на дне Атлантики.

Батискаф «Johnson Sea Link» — подлодка-пузырь. На переднем плане Рон Гилмер, сотрудник Океанографического института Харбор-Бранч. Фото Максима Осповата

Так уж получилось, что мне пришлось поучаствовать в другом достаточно сенсационном открытии ещё одного глубоководного биоценоза, обитающего на глубинах 1000—4000 м, который можно назвать придонным батипелагическим. О его существовании учёные тоже никогда бы не узнали без изобретения глубоководных обитаемых аппаратов, хотя и несколько иного типа, чем те, которые использовались при открытии и изучении «чёрных курильщиков».

В своей чрезвычайно интересной статье академик Малахов упоминает так называемый дождь трупов, а именно постоянное падение отмершего планктона из фотической зоны океана (зоны, в которую ещё проникают солнечные лучи и где возможен фотосинтез) в его нижние тёмные этажи.

До открытия гидротермальных биоценозов «чёрных курильщиков», жизнедеятельность которых основана на хемосинтезе из соединений серы, «дождь трупов» считался единственным источником поступления органического вещества для глубоководных биоценозов. В 1980—1990-е годы мне пришлось работать приглашённым учёным в Океанографическом институте Харбор-Бранч (Harbor Branch Oceanographic Institute, США) во Флориде в группе Ричарда Харбисона, которая как раз занималась изучением этого явления. Правда, называли мы данное явление несколько менее жутким термином «sea snow» («морской снег») — по тому, как он выглядит в лучах прожекторов батискафа. В результате глубоких (в прямом смысле слова) исследований выяснилось, что концентрация этой субстанции в придонном слое (речь идёт о батиальной зоне, то есть о глубинах 1000—2000 м) существенно выше, чем в толще воды. Тому есть ряд причин, о которых будет сказано ниже.

Максим Осповат в заднем отсеке батискафа «Johnson Sea Link», глубина 900 м. 1989 год. Фото: Harbor Branch Oceanographic Institute

Мечтал о круговом обзоре…

Основным районом наших исследований был Бермудский треугольник, а именно его юго-западный угол — Багамский архипелаг и пересекающий его глубоководный жёлоб Тонг-оф-Оушен со средней глубиной около 1000 м. Морской переход от морской базы Форт-Пирс Океанографического института Харбор-Бранч во Флориде до места погружения занимал обычно около двух суток.

Как открытие «чёрных курильщиков» было бы невозможным без батискафа «Алвин», так и биосообщество «пожирателей снега» осталось бы неоткрытым, если бы не батискаф «Johnson Sea Link» — детище Эдвина Линка, названное в честь своих спонсоров Линка и Сьюарда Джонсона, основателей Океанографического института Харбор-Бранч. Дело в том, что и у американского «Алвина», и у российских «Миров» обзор из кабины был довольно ограниченным. Правда, у «Миров» иллюминаторы побольше, чем у «Алвина», что позволило использовать в них широкоугольную кинокамеру «IMAX» для съёмки останков «Титаника» на глубине свыше 3000 м у Ньюфаундленда.

На фото виден набор самплеров — приспособлений для отбора образцов. Кадры подводной видеосъёмки наружной камерой батискафа. Фото: Harbor Branch Oceanographic Institute

Эдвин Линк в своё время загорелся идеей создать глубоководный аппарат с круговым обзором. (Возможно, его вдохновлял пример Александра Македонского, который, по преданию, погружался в море в стеклянной бочке.) В это время прогресс в области химии привёл к изобретению акрилового оргстекла c высокими прочностными характеристиками, чем Линк не преминул воспользоваться. И в результате плодотворного сотрудничества с химиками и технологами его детище батискаф «Johnson Sea Link», способный погружаться на 3000 футов (1000 м), обрёл сферическую, полностью прозрачную кабину на двух человек, обеспечивавшую великолепный обзор. За своеобразный внешний вид аппарат прозвали «пузырь» (Bubble sub). На данный момент «Johnson Sea Link» уже далеко не единственный «пузырь» в океане. Работают аппараты «Nadir», «Deep Rover» и целый ряд других батискафов следующего поколения с прозрачными сферами, а строящийся на «Севмаше» для «Газпрома» аппарат «Ясон» массой 15 т и с обзором 270° будет иметь глубину погружения уже 2500 м.

Наружный контейнер для «деликатных» организмов. Кадры подводной видеосъёмки наружной камерой батискафа. Фото: Harbor Branch Oceanographic Institute

Однако вернёмся к «Johnson Sea Link». Достоинства аппарата его прозрачным «пузырём» не исчерпываются. Помимо панорамной кабины «глазами» батискафа выступает набор сверхчувствительных и сверхпрецизионных телекамер. Упомянем необычайную точность маневрирования: массивный аппарат с помощью джойстика можно вывешивать и передвигать в трёх плоскостях с миллиметровой точностью благодаря многочисленным подруливающим устройствам. Отдельно стоит отметить сменные наборы самплеров — приспособлений для отбора биологических и геологических образцов. Это и роботизированная механическая рука, и прикрепляемая к ней «slurp gun» (можно перевести как «хлюппушка»), позволяющая путём всасывания ловить плавающих существ, в том числе рыб и самых шустрых кальмаров и ракообразных. А с помощью специальных наружных зафиксированных контейнеров с крышками можно ловить даже очень нежных медуз и гребневиков, которых, казалось бы, невозможно поймать, не повредив. Но опытный пилот батискафа Дон Либераторе, работая джойстиком и контролируя процесс через телекамеры, ухитрялся совершать невероятные манёвры, буквально надевая контейнер, а с ним и весь батискаф на парящий в толще воды организм, на который ему указывал сидящий рядом исследователь. Такие возможности «Johnson Sea Link» и подобных ему аппаратов делают их незаменимыми при изучении глубоководных, особенно нежных желатинообразных обитателей «нижних этажей» океана. Лишь один организм оказался аппарату не «по зубам»: лопастеносный гребневик почти метрового размера в размахе лопастей был настолько чувствительным, что буквально разваливался «на пиксели» при попытках заключить его в контейнер, за что и получил рабочее название Intacta, что по-латыни значит «недотрога». Нельзя также не упомянуть, что во время почти всех погружений мы наблюдали странные организмы в форме серебристой запятой длиной приблизительно 2—3 см, которые, кувыркаясь (!), передвигались над дном с большой скоростью. И даже сам Дон Либераторе, как ни старался, не смог поймать ни одного из них, попросту не поспевая за ними робо-рукой с «хлюп-пушкой». Так эти «запятые» и остались очередной неразгаданной загадкой Бермудского треугольника.

Всасывающий пробоотборник slurp gun. Кадры подводной видеосъёмки наружной камерой батискафа. Фото: Harbor Branch Oceanographic Institute

Снег, который идёт даже на экваторе

Основа пищевой цепочки на Земле, как известно, — фотосинтез. Это в полной мере относится и к океану (едва ли не единственное исключение составляют глубоководные биоценозы, живущие на так называемых чёрных курильщиках и основанные на хемосинтезе). Причём львиная доля первичной продукции в океане, то есть произведённого в результате фотосинтеза органического вещества, приходится на фитопланктон (от греческого «планктос» — «блуждающий») — микроскопические водоросли, населяющие фотическую зону океана. Нижняя граница фотической зоны находится на глубине, куда достигает 1% солнечного света. Чем ближе к полюсам Земли, тем меньше фотическая зона. Так, на экваторе, где солнечные лучи падают почти вертикально, глубина зоны достигает 250 м, тогда как в Белом море она не превышает 25 м. Фитопланктоном питается следующее звено пищевой цепочки — зоопланктон: мелкие рачки, медузы, аппендикулярии, сальпы, личинки рыб и донных беспозвоночных и многие другие организмы, парящие в толще воды. По мере отмирания зоо- и фитопланктона их останки, постепенно разлагаясь, опускаются в более глубокие слои океана. Этот разлагающийся материал, или детрит, и есть «морской снег», о котором я уже упоминал выше. «Снежинки», или флоккулы, слипаются по мере падения, некоторые достигают нескольких сантиметров в диаметре, но обычный их размер 2—3 мм. Иные падают неделями, прежде чем, наконец, достигнут дна океана. В глубоком океане «морской снег» представляет собой непрерывный ливень преимущественно органического детрита, выпадающего из верхних слоёв водной толщи. Это важное средство экспорта энергии из богатой светом фотической зоны в нижележащую афотическую — оно называется биологическим насосом.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Харакири по всем правилам Харакири по всем правилам

6 марта 1929 года произошло событие, которое взбудоражило всю Москву

Дилетант
Войти в положение: как люди становятся удобными Войти в положение: как люди становятся удобными

А всегда ли нужно «входить в положение» и быть удобной?

СНОБ
Карантин как повод для бунта Карантин как повод для бунта

В Российской империи попытки борьбы с эпидемиями могли быть для власти опасными

Дилетант
Навязался гайморит Навязался гайморит

Как распознать гайморит у ребенка на ранней стадии и вовремя начать лечение?

Лиза
Бурлеск Самбурской Бурлеск Самбурской

Актриса, певица, дива, Самбурская, Настасья – все это о ней

Maxim
Почему телефон быстро разряжается и как это исправить: 5 простых советов Почему телефон быстро разряжается и как это исправить: 5 простых советов

Как сделать, чтобы телефон не разряжался быстро

CHIP
Чем гиперзвук отличается от суперзвука: то, что вы давно хотели знать, но стеснялись спросить Чем гиперзвук отличается от суперзвука: то, что вы давно хотели знать, но стеснялись спросить

Есть ли скорость еще более высокая, чем гиперзвуковая?

ТехИнсайдер
«Быть смелым & задавать тренды» «Быть смелым & задавать тренды»

Наш новый герой на первый взгляд должен быть актером или певцом

OK!
У каждой своя «изюминка»: 7 фактов о женском месте Х (вы точно удивитесь) У каждой своя «изюминка»: 7 фактов о женском месте Х (вы точно удивитесь)

Самое важное и интересное о женском месте Х

Playboy
Цифровая реальность: взять под контроль Цифровая реальность: взять под контроль

Как мы меняемся и что будет представлять из себя цифровой человек в будущем

Psychologies
Опасное увлечение: почему не стоит пить слишком много смузи и свежевыжатых соков Опасное увлечение: почему не стоит пить слишком много смузи и свежевыжатых соков

Свежевыжатые соки и смузи могут быть вредны для здоровья

ТехИнсайдер
Машина для февраля Машина для февраля

Почем автомобили для российской зимы

Деньги
Разработана система безопасности при проведении шоу с тысячами дронов Разработана система безопасности при проведении шоу с тысячами дронов

Как метод обучения «стай» дронов сможет гарантировать их безопасную работу

ТехИнсайдер
Ираклий Квирикадзе: «Я никогда не кричу на съемочной площадке» Ираклий Квирикадзе: «Я никогда не кричу на съемочной площадке»

Беседа с Ираклием Квирикадзе о грузинской кухне, рецептах и сценариях

Коллекция. Караван историй
Ложь, воровство и запах козла Ложь, воровство и запах козла

14 историй о том, как великие проявляли романтический интерес

Weekend
Почему болит запястье? Почему болит запястье?

Целый день работаешь за компьютером? Тебе грозит туннельный синдром

Лиза
Юлия Пересильд: «Для меня первичен даже не персонаж, а сценарий» Юлия Пересильд: «Для меня первичен даже не персонаж, а сценарий»

Юлия Пересильд о том, стоит ли бояться ИИ и какие фильмы любит пересматривать

Ведомости
Сами с усами Сами с усами

Составляем европротокол: как правильно оформить ДТП без полиции

Лиза
Кассандра жжет Кассандра жжет

«Мисс Остeн» — юбилейная премьера на BBC One

Weekend
Служенье музам: как женщины строили карьеру в мире искусства и дизайна Служенье музам: как женщины строили карьеру в мире искусства и дизайна

Женщины, без которых бы не было целых художественных направлений и индустрий

Forbes
Самая обаятельная и привлекательная Самая обаятельная и привлекательная

Что это за качество — харизма — и можно ли его в себе развить?

VOICE
5 способов восстановить режим сна быстро и правильно, советы врача 5 способов восстановить режим сна быстро и правильно, советы врача

Что такое режим сна, зачем он нужен и как приучить себя спать правильно?

РБК
Поменяйте настройки в телевизоре, чтобы смотреть фильмы с удовольствием! Список лайфхаков Поменяйте настройки в телевизоре, чтобы смотреть фильмы с удовольствием! Список лайфхаков

Настроить телевизор правильно — проще, чем кажется

ТехИнсайдер
Когда нельзя, но очень надо Когда нельзя, но очень надо

Как россияне обходят заградительные ставки по ипотеке

Деньги
Только вперед! Только вперед!

Топ-5 упражнений на выносливость, которые сделают тебя сильнее

Лиза
Вообразим на троих Вообразим на троих

Автомобили в творчестве Кукрыниксов

Автопилот
«Вино знакомит с интересными людьми» «Вино знакомит с интересными людьми»

Тренд на белые вина был очевиден. Любители вина уходят в более легкую историю

РБК
Весеннее обострение в феврале: как раннее потепление влияет на наши головы Весеннее обострение в феврале: как раннее потепление влияет на наши головы

Как заботиться о ментальном здоровьем во время смены сезона

Psychologies
6 молодых режиссеров с ярким авторским почерком 6 молодых режиссеров с ярким авторским почерком

Новые режиссерские имена и фигуры театра, за которыми интересно следить

Weekend
«Натали и Александр»: поэт, красавица и император «Натали и Александр»: поэт, красавица и император

Историческая мелодрама «Натали и Александр» о любви Пушкина и Гончаровой

OK!
Открыть в приложении