Марками по маркетплейсам
Ритейлеры предложили обязать маркетплейсы проверять маркировку товаров и не разрешать онлайн-продажу алкоголя и табака. Но в правительстве считают, что законопроект о платформенной экономике уже учитывает интересы бизнеса

Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ; объединяет крупные сети магазинов, в том числе «Магнит», «Перекресток», «Пятерочка» и др.) предложила обязать маркетплейсы проверять маркировку товаров и исключить из законопроекта о платформенной экономике норму, разрешающую дистанционную продажу алкоголя и табака при помощи биометрии. Об этом говорится в письме председателя президиума АКОРТ Станислава Богданова председателю комитета Госдумы по экономической политике Максиму Топилину, с которым ознакомились «Ведомости». «Ведомости» направили запрос представителю Топилина.
Богданов пояснил «Ведомостям», что предлагаемые меры направлены на устранение наиболее острых дисбалансов в регулировании цифровых платформ и омниканальной розницы.
Контроль маркировки
В частности, ассоциация в письме Топилину предлагает, чтобы товар, проходящий через логистическую инфраструктуру цифровой платформы (склады, сортировочные центры или пункты выдачи), проверялся оператором на наличие маркировки. Конкретные меры должно будет установить правительство, пишет председатель президиума АКОРТ.
Государственная система маркировки стартовала в 2019 г. с целью противодействия фальсификату. Разработчик системы «Честный знак» уже включает данные по 27 товарным группам: молочной продукции, бутилированной воде, безалкогольным напиткам, табаку, пиву, обуви, товарам легкой промышленности, шинам, медицинским изделиям, лекарствам, кормам для животных и т. д. С начала действия маркировка принесла в бюджет России 1,2 трлн руб., говорила в конце апреля 2025 г. заместитель министра промышленности и торговли Екатерина Приезжева. По ее словам, половину всех поступлений обеспечила маркировка табачной продукции.
Как пояснил «Ведомостям» Богданов, текущая ситуация создает лазейки для недобросовестных продавцов, особенно в категориях с высоким риском: это продукты питания, БАДы и детские товары.
«Учитывая, что товары проходят через инфраструктуру маркетплейса, площадки обладают техническими возможностями для валидации маркировки, – подчеркнул он. – Поэтому мы считаем логичным возложить на них обязанность по контролю маркировки, чтобы обеспечить защиту потребителей и снизить риски оборота нелегальных товаров».
Оставить спиртное в магазине
Кроме того, АКОРТ в письме Топилину просит исключить из законопроекта о платформенной экономике норму, которая фактически разрешает онлайн-продажу алкоголя и табака при биометрической верификации покупателя через Единую биометрическую систему (ЕБС). Ассоциация указывает, что такая норма противоречит действующему законодательству об обороте подакцизных товаров и не обеспечит должного контроля за возрастом покупателей.