Стравинский. Танцы. Люди
Культурный вакуум последних трех лет все же не мешает российским музыкальным театрам выпускать по несколько балетных премьер за сезон. В правилах хореографического импортозамещения разбирался Денис Мережковский.

Для российских хореографов настал момент истины. Пожалуй, только в законсервированное советское время спрос на отечественных постановщиков был так высок. Система работала исправно: спектакли Леонида Якобсона, Касьяна Голейзовского, Асафа Мессерера, Вахтанга Чабукиани, Владимира Бурмейстера, а позже Юрия Григоровича, Вячеслава Гордеева, Олега Виноградова, Владимира Васильева и многих других авторов вошли в историю настолько, что многие из них мы можем отыскать и в сегодняшних афишах. Более того, репертуарная ценность их выросла после февраля 2022-го, когда готовящиеся импортные премьеры были отменены, а большинство лицензий на показы иностранных спектаклей отозваны. Необходимость заполнить возникшие пробелы в той самой повестке и заставила российские театры посмотреть по сторонам. На их счастье довольно быстро выяснилось, что местным хореографам есть что предложить.
Месяц назад фестиваль Context во главе с его создательницей – арт-директором и музой Дианой Вишневой объявил планы на 13-й сезон, посвященный слиянию танца и театра. Молодых хореографов этот проект поддерживал с самого начала, но в рамках отдельного конкурса, проходящего на фоне сильнейшей международной программы. Как признавалась Диана, ей хотелось вывести начинающих авторов из андеграунда и показать окружающим, на что они способны. Сегодня это желание трансформировалось в основную миссию фестиваля.

Первыми двумя спектаклями нового сезона стали «Икона» Римы Пипоян из Еревана и «Йорт» Марселя Нуриева из Казани. Обе работы исполнены собственной труппой фестиваля, возглавляемой хореографом Павлом Глуховым. Один из самых востребованных и работоспособных постановщиков последнего времени, Глухов за последние пару лет успел поставить эпичное «Дуо» для звездных прима-балерин Дианы Вишневой и Дарьи Павленко, безоговорочно удачную «Свадебку» для Балета Москва (26 и 27 июня), «Белую комнату» на оригинальную органную партитуру Владимира Мартынова и посвящение Анне Павловой «Без любви». Последний спектакль был сочинен в рамках балетного вечера «Две Анны», включающего еще и новую работу Юрия Посохова «В чертогах памяти» – его хореографический оммаж другой великой Анне – Ахматовой. В прошлом году Павел Глухов также перевел на танцевальный язык пьесу Горького «На дне» для Нижегородского театра оперы и балета. Другая часть дилогии «Горький. Балет» тогда была поручена Кириллу Радеву