Олег Янковский — любимец экрана, для которого главным в жизни была семья

Караван историйЗнаменитости

Янковские

Наталья Николайчик, Минск 2014

Фотограф Валерий Плотников

«Улыбайтесь, господа!» — кажется, это мог сказать только Олег Янковский, который улыбался так, как никто другой. Его любила камера, обожали зрители. У него нет провалов. Он взвешивал каждый шаг и выбирал самые лучшие проекты. Начало актерской династии Янковских положил его брат Ростислав. Актерами стали сын Филипп, внуки Иван и Лиза. Семья вообще была номером один в его жизни. Сына он любил больше всех, а потом и внуков. За эту любовь в театре его даже назвали Дед.

Ростислав Янковский: «Нам приходилось скрывать дворянские корни»

У меня дома до сих пор стоит бутылка виски. Я сам его не пью, это для Олега, — рассказывал Ростислав Янковский. — Когда брат заезжал ко мне в гости — садился вальяжно в кресло, трубку закуривал. И обязательно просил: «Славулька, височки мне налей!» Запах виски и дорогого табака — это запах брата. Олежка от природы был склонен к сибаритству, а слава и успех позволили развиться этой склонности в полной мере.

Ростислав Янковский. Минск, 1969 год. Ростислав Иванович Янковский, старший брат Олега Янковского, родился в 1930 году. Именно он первым в династии стал артистом. В 1951-м окончил театральную студию при ЛДТ и работал в нем. В 1957 году вместе с женой Ниной и сыном Игорем переехал в Минск, до конца своей жизни служил в Национальном академическом драматическом театре имени Горького. В Беларуси был настоящей звездой. Это интервью записано в 2014 году в Минске. Мы его утвердили, и Ростислав Иванович остался этим разговором очень доволен. Тогда материал не был опубликован. Но всему свое время. Фото: из архива семьи Янковских

Собаку Баскервилей не видели?

Помню, как я впервые попал в Венецию. Бродил по узким улочкам и даже заплакал от радости от этой невероятной красоты. И, переполняемый этими чувствами, позвонил Олежке. Я просто выл от счастья: «Олеженька, тут такая красота! Венеция — она потрясающая!» — «Славулька, успокойся! Ты не представляешь, какая она кошмарная, когда дожди».

Олег стал бывать во Франции, Италии, когда для нас это еще оставалось недостижимой мечтой. Железный занавес казался нам нерушимым, а Олежка уже завел себе привычку сидеть где-нибудь в Европе на центральной площади в уличном кафе и наблюдать за людьми. Никуда не спешить, не суетиться... Особенно Олегу нравился Париж — он всегда останавливался там в отеле «Георг V». Нам всем Олег привозил из-за границы подарки — как говорил, из «музея быта» (он так называл западные магазины). Ну и сам Олежка, конечно, в Европе одевался. Его суточных и гонораров на это вполне хватало. Помню, наша мама как-то раз увидела Олега в модном итальянском пиджаке со стильными заплатками на рукавах. И даже не поняла, что это сделано специально. Предложила: «Олеженька, давай, я получше переделаю...»

Иван Павлович и Марина Ивановна Янковские с сыновьями Ростиславом, Олегом (в центре) и Николаем. Ленинабад, 1946 год. Фото: из архива семьи Янковских

Вкус у Олега был потрясающий, а элегантность — в крови. Я не знаю другого человека, на котором так идеально сидел бы костюм. Ну а носить летом белый костюм практически никто из советских мужчин, кроме него, не умел. Они с Филиппом любили вспоминать такую историю: приехали в Сочи. Филипп был маленький и захотел какао с пончиками. Пришлось ради пончиков идти в портовую кафешку — дешевую и не очень чистую забегаловку. Олежек в своем белом костюме смотрелся там явно как чужеродный элемент. И тут к нему мужик с пивной кружкой подходит и спрашивает: «Артист?» — «Слесарь», — ответил брат с абсолютно серьезным лицом.

Еще была история — ее рассказал мне мой старший сын Игорь. Мы все вместе были на море. И вот они втроем пошли на пляж — Игорь, Олежка и Филипп. Дорога лежала через частный сектор. Жарко, окна открыты, и слышно, что по телевизору показывают «Приключения Шерлока Холмса» — серию про собаку Баскервилей, где Олег играет убийцу — Степлтона. Олежке захотелось пошутить. Он перемахнул через забор, отодвинул занавеску, заглянул в чье-то окно и спрашивает: «Собаку Баскервилей не видели?» Хозяева от испуга заорали.

Он всегда был немного непредсказуем. А может, дело в том, что никто никогда не знал, что происходит у Олега в душе. Думаю, даже очень близкие. Даже Филипп, которого он любил сильнее, чем кого бы то ни было на свете. Он ведь был потрясающим отцом, и сын за Олежкой хвостом везде ходил. И на съемки ездил. В пять лет Филипп с Олегом в «Зеркале» у Андрея Тарковского снялся... Но и с сыном Олежек вряд ли бывал откровенен. Такой уж он человек — закрытый. Зато, наверное, благодаря этому ни с кем за всю жизнь явным образом не поссорился. Прирожденный дипломат! И срывов у него никогда не бывало. Моя жена Нина мне говорила: «Вот, посмотри на Олега, как он умно себя ведет. Ты же ляпаешь направо-налево не обдумывая!» Все удивлялись аристократизму Олега. А это просто кровь. И в нем она проявилась наиболее очевидным образом.

Олег Янковский с сыном Филиппом, 1979 год. Фото: Gnevashev Igor/East News

Наша бабушка в детстве дружила с Лениным

И я, и Коля, и Олег — по паспорту Ивановичи. Но это не совсем верно. Отца звали Ян, он родился в Варшаве. Под Витебском у нас было имение. Не осталось ничего, даже фотографий. Мы скрывали наши корни. Папа был штабс-капитаном лейб-гвардии, отличился в Брусиловском прорыве. Там он был ранен в живот, и орден Святого Георгия ему вручали в Юсуповском госпитале. Потом, после революции, мама зашила этот орден вместе с дворянской грамотой в подушку — не знаю уж, как получилось, что они все-таки не сохранились. Но мама о прошлом категорически не хотела вспоминать.

Отец был католиком, а мама православной. И всех трех сыновей — меня, Колю и Олега — крестила в православие. Хотя ради отца в семье праздновали и католические Пасху и Рождество наряду с православными. Отец — поляк, дворянин, интеллигент — был идеальной мишенью для репрессий, вот они его и не миновали. Я был совсем маленьким, когда отца арестовали в первый раз, а Коля и Олег еще вообще не родились. А когда мне было шесть лет, я пришел домой с прогулки и вдруг увидел отца — он сидел рядом с мамой на кровати. Я не помнил его лица, но почему-то сразу понял, что это он. Красивый такой мужчина!

Несколько месяцев наша семья была очень счастлива. На улице я держал отца за руку, и все это видели! Рядом с нашим домом был стадион, и мы ходили туда с папой. А там часто тренировались в стрельбе чекисты. Я был в них просто влюблен! Они выглядели такими щеголями в своих серых гимнастерках, коротких сапожках, с кобурой на поясе. И так метко стреляли из своих браунингов! Я на них смотрел как на богов. А однажды ночью проснулся от шума — по нашей квартире расхаживали мои любимые чекисты. На часах было 5:30. Все перевернуто, отец растерян и повторяет: «Мариночка, я ничего...» Мама как каменная. Не плачет. Я бегу к чекистам, цепляюсь за них: «Отпустите папу...» Те приказывают: «Уберите ребенка». Меня от них еле оторвали. Мама говорила потом, что вечером накануне ареста папа читал Короленко — точно как и в первый раз. С тех пор я Короленко просто ненавижу!

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дочь Михаила Ульянова: «От гнева папы я падала в обморок» Дочь Михаила Ульянова: «От гнева папы я падала в обморок»

Вокруг нашей семьи часто слагали какие-то легенды

Коллекция. Караван историй
Homo uillaris Homo uillaris

Человек дачный: эта фанатично увлеченная порода людей легкоузнаваема

КАНТРИ Русская азбука
Ирина Мазуркевич. Служебный роман Ирина Мазуркевич. Служебный роман

«Он же намного старше и женат. А если останешься одна?» Я об этом не думала...

Коллекция. Караван историй
Молодежь рвется наверх Молодежь рвется наверх

Молодежь выбирает стабильную карьеру вместо быстрых, но временных заработков

Ведомости
Немоляевы и Лазаревы Немоляевы и Лазаревы

Немоляевы и Лазаревы: вся семья — как целая киностудия

Караван историй
Отец национальной безопасности Отец национальной безопасности

Владимир Любимцев о той роли, которую в его жизни сыграл его папа

Men Today
Боярские Боярские

Михаил Боярский стал лицом семьи, но все равно уверен — лучшие были до него

Караван историй
Как бренд косметики с маркетплейсов зарабатывает миллиарды за счет штата блогеров Как бренд косметики с маркетплейсов зарабатывает миллиарды за счет штата блогеров

В 2024 году VOIS первой в России стала нанимать блогеров в штат

Forbes
Табаковы Табаковы

Олег Табаков — мэтр сцены, голос Матроскина и учитель великих актеров

Караван историй
Встреча в лифте Встреча в лифте

О движении навстречу друг другу и о движении от себя-ребенка к себе-родителю

Afternoon Seasons of life
Соня Присс: «Профессия актера — это всегда большая лотерея» Соня Присс: «Профессия актера — это всегда большая лотерея»

Даже если вы талантливы и трудолюбивы, успех не гарантирован

Коллекция. Караван историй
Победа и Наука. Взгляд из Сибири Победа и Наука. Взгляд из Сибири

Война стала высшей точкой слияния науки и государства

Знание – сила
Виктор Мережко: «Могу только догадываться, что отношения у Гундаревой и Шакурова были» Виктор Мережко: «Могу только догадываться, что отношения у Гундаревой и Шакурова были»

Шакуров очень крутого нрава мужик, а с Наташей у него была полная гармония

Караван историй
Налоги между строк: почему российские законы внезапно меняются во втором чтении Налоги между строк: почему российские законы внезапно меняются во втором чтении

Из-за чего возникает «расползание» налогов по непрофильному законодательству

Forbes
Вот как добиться повышения — и усердная работа тут не при чем Вот как добиться повышения — и усердная работа тут не при чем

Что, если, несмотря на все усилия, продвижение по службе обходит вас стороной?

Inc.
Красота у аппарата Красота у аппарата

Что стало драйвером развития рынка косметологических услуг

Ведомости
Курс на переработку Курс на переработку

Чем обусловлен интерес зарубежных стран к российской рыбной продукции?

Ведомости
Что случилось с семьей Гитлера и где живут потомки фашиста? Интересные факты Что случилось с семьей Гитлера и где живут потомки фашиста? Интересные факты

Почему родственники Гитлера решили навсегда прервать зловещую фамилию?

ТехИнсайдер
Вход в провал: какие гаджеты опередили свое время и потерпели неудачу Вход в провал: какие гаджеты опередили свое время и потерпели неудачу

Гаджеты, которые обещали перевернуть нашу жизнь, но в итоге потерпели крах

Forbes
Женщины-фридайверы из Южной Кореи адаптировались для жизни под водой Женщины-фридайверы из Южной Кореи адаптировались для жизни под водой

Чем отличаются женщины общины хэнё от кореянок, живущими на материке

ТехИнсайдер
Действующие лица Действующие лица

6 молодых актеров и актрис, заявивших о себе в сезоне

Weekend
«Болезни Империи. Как пытки рабов и зверства во время войн изменили медицину» «Болезни Империи. Как пытки рабов и зверства во время войн изменили медицину»

Почему во время Крымской войны большинство солдат погибало в госпиталях

N+1
«Отстаиваю свое право не сойти с ума»: Светлана Ходченкова о ролях, карьере и свободе «Отстаиваю свое право не сойти с ума»: Светлана Ходченкова о ролях, карьере и свободе

Актриса Светлана Ходченкова — чему можно научиться даже у неприятных героев?

Forbes
Жизнь на чемоданах Жизнь на чемоданах

Как избежать ненужных рисков во время путешествия?

Здоровье
«В балете у меня часто бывают мучения» «В балете у меня часто бывают мучения»

Композитор Илья Демуцкий о музыке со словами и без и о работе по таблицам

Weekend
Острая тема: какие виды инъекций существуют в современной косметологии и что нужно знать об уколах красоты Острая тема: какие виды инъекций существуют в современной косметологии и что нужно знать об уколах красоты

Как сориентироваться в многообразии уколов красоты?

Правила жизни
Естественно искусственный Естественно искусственный

Какую роль играет ИИ в коллективных инвестициях в мире и в России

Деньги
Небо и море люблю одинаково… Небо и море люблю одинаково…

Боевой и жизненный путь генерал-майора авиации Ивана Васильевича Рожкова

Знание – сила
Вам и не снилось… Вам и не снилось…

Почему тин-драмы это не просто поджанр кино и сериалов

Men Today
Владимир Буковский Владимир Буковский

Правила жизни правозащитника и публициста Владимира Буковского

Правила жизни
Открыть в приложении