Атлантический вал: порты-крепости и их роль в обороне Третьего рейха

Наука и техникаИстория

Атлантические крепости Третьего рейха

Орудие батареи «Линдеманн»

19 января 1944 года Адольф Гитлер объявил 14 участков Атлантического побережья Франции, входившего в состав так называемого Атлантического вала (нем. Atlantikwall), а также оккупированные британские Нормандские острова в проливе Ла-Манш Атлантическими крепостями (Atlantikfestungen). В англоязычных источниках они именуются атлантическими карманами («Atlantic pockets»). Некоторые из этих крепостей стойко сопротивлялись даже после 9 мая 1945 года, находясь вдалеке от линии Западного фронта.

Назначение этих крепостей-портов было двояким: в случае высадки войск западных союзников с целью открытия Второго фронта воспрепятствовать их пополнению и снабжению через данные порты; попытаться сохранить их как базы подводных лодок, игравших важную роль в боевых действиях на коммуникациях союзников («крепости» в Бискайском заливе).

Кроме того, на территории «карманов» на побережье Ла-Манша располагались береговые батареи с орудиями большой мощности, позволяющими обстреливать не только корабли и суда противника, но иногда даже прибрежные районы Англии. Например, расположенная неподалеку от Кале батарея «Линдеманн», названная в честь погибшего вместе со своим кораблем командира линкора «Бисмарк», была оснащена тремя 40,6-см (в это время в Германии калибр орудий измерялся не в миллиметрах, а в сантиметрах) пушками 40.6 cm SK C/34 с дальностью стрельбы до 56 км. Это позволяло держать под обстрелом английское побережья от городка Нью-Ромни до порта Рамсгейт.

Первыми в бой вступили немецкие «крепости», прилегавшие к району высадки союзных войск в бухте Сены (операция “Overlord”), или, как более принято это называть, – в Нормандии, начавшейся 6 июня 1944 года. Так как немецкое военное командование считало наиболее вероятным районом высадки противника побережье между Булонью и Дюнкерком, то фактическое место высадки десанта было довольно слабо укреплено.

Одной из первоочередных задач союзников был захват портов Шербур и Гавр, что позволило бы обеспечить надежное снабжение высадившихся войск.

Одно из береговых орудий Шербура

Взять Шербур с ходу не удалось из-за упорного сопротивления немецких частей, и бои продлились с 6 июня до 1 июля. 18 июня американские войска отрезали немецкие войска на севере полуострова Котантен, а через два дня три дивизии «янки» штатной численностью 45 тыс. человек начали штурм портового города.

Американский танк на улицах Шербура, 11 сентября 1944

Состояние усугубил сильный шторм, разразившийся в бухте Сены 18–22 июня, разрушивший искусственный порт союзников «Мальбери». Захват портов стал важнейшей задачей.

Им противостояла немецкая слабо вооруженная крепостная пехотная дивизия, средний возраст бойцов которой составлял 36 лет, моряки береговых частей и экипажей потопленных кораблей, рабочие организации Тодт. Часть обороняющихся состояла из военнослужащих «восточных батальонов», сформированных из советских военнопленных, перешедших на сторону врага. Важную роль в обороне сыграли береговые батареи: четыре 240-мм и восемь 150-мм орудий.

Операции сопутствовали массированные бомбардировки с моря и воздуха, носившие неизбирательный характер, приведшие к огромным потерям среди «дружественного» французского населения и к ничтожным жертвам у немецких военнослужащих. А город был стерт с лица земли.

Американский линкор «Техас» под огнем немецких береговых батарей Шербура

Огонь с моря вели 3 линкора, 4 крейсера и 11 эсминцев американского и британского флотов. В ходе артиллерийской дуэли 9 союзных кораблей получили повреждения, в то время как немецкие орудия пострадали незначительно. А с воздуха на немецкие позиции обрушились сотни тонн бомб. Например, 22 июня в налетах участвовало более 600 бомбардировщиков.

Хотя после кровопролитных боев американским войскам и удалось овладеть Шербуром, немцы смогли вывести из строя или заминировать все портовые сооружения и затопить в гавани 110 судов, что полностью заблокировало порт.

Разрушения в порту Шербура

Американский полковник Олвин Дж. Вини, которому было поручена разработка плана введения порта в эксплуатацию, писал: «Разрушение порта Шербур было мастерской работой, без всякого сомнения, наиболее полной, интенсивной и отлично спланированной операцией такого рода в истории».

Тем не менее инженерным частям и кораблям американского и британского флотов довольно быстро удалось очистить акваторию порта от затонувших судов и мин (к 13 июля вытралено 133 мины), при этом погибли 4 союзных корабля. Уже 16 июля в Шербуре был разгружен первый транспорт, хотя на полную мощность порт заработал только через три месяца. К концу войны через него прошло 2 826 740 т грузов и 130 210 солдат и офицеров союзных войск.

10–12 сентября 1-й британский армейский корпус (три британских пехотных дивизии и канадский мотострелковый полк) провели операцию «Астония» (Operation Astonia) по захвату важного французского порта Гавр, расположенного на восточном побережье бухты Сены в устье одноименной реки.

Защитники Гавра

К моменту начала операции «Оверлорд» в Гавре базировались миноносцы, торпедные катера, тральщики и сторожевые корабли, в основном переоборудованные из гражданских судов, а также «чудо-оружие» Кригсмарине – одноместные человекоуправляемые торпеды «Негер» и «Мардер», взрывающиеся катера «Линзе». Эти силы пытались противодействовать флоту союзников, но особых успехов не достигли, понеся при этом серьезные потери.

Человекоуправляемая торпеда «Мардер»

В свою очередь несколько сотен британских самолетов 14–15 июня нанесли удары по порту Гавра, сбросив тысячи тонн бомб. При этом для уничтожения бетонных бункеров-укрытий торпедных катеров применялись бомбы «Tollboy» массой 5,4 т. Последствия были катастрофическими: было потоплено 3 миноносца, 9 торпедных катеров, 20 тральщиков и сторожевых кораблей, 19 буксиров и много других судов. Погибло около тысячи немецких моряков. Части уцелевших кораблей удалось проскользнуть через блокаду союзников и к 30 августа порт опустел.

3 сентября командовавший британским корпусом генерал-лейтенант Джон Крокер предложил гарнизону города сдаться, угрожая в противном случае массированной бомбардировкой. Командир немецкого гарнизона полковник Германн-Эбергард Вильдермут капитулировать отказался и попросил Крокера дать возможность гражданскому населению покинуть город (в нем еще оставалось около 50 тыс. французов), но получил отказ.

Массированные воздушные бомбардировки королевских ВВС начались пятого и продлились до одиннадцатого сентября. Было сброшено около 18 800 т бомб, в том числе большое количество зажигательных. При этом бомбардировке подверглись в основном не немецкие укрепления на подходах к городу, а его центральные районы. Потери гражданского населения составили около 5 тыс. человек, в то время как немцы потеряли от 8 до 19 человек. Было уничтожено 82% зданий, 80 тыс. человек остались без крова. Гавр считается наиболее пострадавшим в ходе Второй мировой войны городом Франции.

Гавр после бомбардировки

С моря огонь вели вооруженные 381-мм орудиями британский линкор «Уорспайт» и монитор «Эребус», обрушившие на береговые цели 4100 т снарядов. Им противостояли немецкие береговые батареи армии и флота, вооруженные орудиями калибра 75–170-мм. 170-миллиметровкам с дистанции 28 км удалось дважды поразить «Эребус», которому приходилось уходить на ремонт в Англию.

Монитор «Эребус»

После ожесточенных боев 12 сентября немецкий гарнизон Гавра капитулировал, в плен попало 11 300 человек. Имевший стратегическое значение порт был разрушен, гавань и эстуарий Сены заминированы, там было затоплено около 350 судов. Порт принял первые суда только 2 октября, но на полную мощность заработал намного позднее.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Бастарды и байстрюки Бастарды и байстрюки

На что имел право незаконнорождённый ребёнок в Средние века?

Дилетант
По вертикальной траектории По вертикальной траектории

Об одной вещи, без которой жизнь горожанина превратится в кошмар

Наука и жизнь
Великий и ужасный Великий и ужасный

Как Иосиф Сталин полюбил Ивана Грозного

Дилетант
Кто создал хиты Алиши Киз и Coldplay: пять женщин, добившихся успеха в звукорежиссуре Кто создал хиты Алиши Киз и Coldplay: пять женщин, добившихся успеха в звукорежиссуре

Женщины-звукорежиссеры и трудности, которые им пришлось преодолеть

Forbes
Коты любят молоко, но им его нельзя. Почему? Коты любят молоко, но им его нельзя. Почему?

Почему кошкам вообще не следует пить молоко?

ТехИнсайдер
Самые популярные выпуски шоу «Ильдар-автоподбор» Самые популярные выпуски шоу «Ильдар-автоподбор»

Одни из самых популярных (по количеству просмотров) видео «Ильдар-автоподбора»

Maxim
Тест-полоска: как Минздрав помогает регионам лечить пациентов с диабетом Тест-полоска: как Минздрав помогает регионам лечить пациентов с диабетом

Как реализуется федеральная программа «Борьба с сахарным диабетом»

Forbes
Homo uillaris Homo uillaris

Человек дачный: эта фанатично увлеченная порода людей легкоузнаваема

КАНТРИ Русская азбука
Рыцарь карандаша и бумаги Рыцарь карандаша и бумаги

Профессиональный и межпоколенческий разговор двух архитекторов

Afternoon Seasons of life
Роли исполняли Роли исполняли

Несколько дримкаров, прошедших кастинги в популярные фильмы

Men Today
Среда для жизни Среда для жизни

Рука об руку: как благоустроить общественные пространства вместе с жителями?

Ведомости
Гидротрансформация Гидротрансформация

Как роботизированная КПП кроссовера Jetour T2 сочетает экономию и проходимость

Автопилот
VisionLabs внедрила систему распознавания дипфейков в банках четырех стран VisionLabs внедрила систему распознавания дипфейков в банках четырех стран

VisionLabs внедрил систему обнаружения дипфейков в банки России

Forbes
Действующие лица Действующие лица

6 молодых актеров и актрис, заявивших о себе в сезоне

Weekend
Почему течет масло в машине: причины и способы устранения проблемы Почему течет масло в машине: причины и способы устранения проблемы

Все про течь масла: откуда течет, как найти, опасно ли

РБК
Большая четверка Большая четверка

Часть истории российской моды — о поиске, независимости и вере в свое дело

Afternoon Seasons of life
Коротко и ясно Коротко и ясно

Идеи для коротких, но ярких путешествий по России

Добрые советы
В уюте и прохладе В уюте и прохладе

Как защитить квартиру от жарких солнечных лучей

Лиза
Сергей Хотимский: Банки мы всегда покупали выгодно Сергей Хотимский: Банки мы всегда покупали выгодно

Сергей Хотимский — о ставках, ЦБ и любви к работе в самые трудные времена

Ведомости
На берегах Амура На берегах Амура

Хабаровск – город, который можно не только посетить, но и… носить в кошельке!

Лиза
Метеоризм Метеоризм

Почему метеоризм возникает даже у здоровых людей?

Здоровье
Над всей Испанией безоблачное небо Над всей Испанией безоблачное небо

Как восемь гигаватт «погасили» электрическую сеть Пиренейского полуострова

Монокль
Вспомнить всех Вспомнить всех

15 лучших ролей в русских сериалах

Men Today
Что ни день, то приключение! Что ни день, то приключение!

7 весёлых идей на неделю за городом

КАНТРИ Русская азбука
Как организм слонов смог победить рак, и может ли человек достичь этого Как организм слонов смог победить рак, и может ли человек достичь этого

Генетическая загадка слонов: почему эти гиганты почти не болеют онкологией?

ТехИнсайдер
Антон Рудзат Антон Рудзат

Антон Рудзат режиссирует, фотографирует и придумывает стратегии

Собака.ru
Агата Кристи, вооруженные каскадеры и мощные моторы: как работала сирийская «дорога Нэрнов» Агата Кристи, вооруженные каскадеры и мощные моторы: как работала сирийская «дорога Нэрнов»

История создания автобусного маршрута от Бейрута до Багдада братьями Нэрнами

ТехИнсайдер
Расширение без спроса Расширение без спроса

Почему сокращается количество заявок на семейную ипотеку на вторичное жилье

Ведомости
Cтенка на стенку Cтенка на стенку

Чем стрит-арт отличается от вандализма?

Правила жизни
Командно-административная экология Командно-административная экология

Достижение устойчивого развития в большей степени лежит в политической плоскости

Ведомости
Открыть в приложении