Атлантический вал: порты-крепости и их роль в обороне Третьего рейха

Наука и техникаИстория

Атлантические крепости Третьего рейха

Орудие батареи «Линдеманн»

19 января 1944 года Адольф Гитлер объявил 14 участков Атлантического побережья Франции, входившего в состав так называемого Атлантического вала (нем. Atlantikwall), а также оккупированные британские Нормандские острова в проливе Ла-Манш Атлантическими крепостями (Atlantikfestungen). В англоязычных источниках они именуются атлантическими карманами («Atlantic pockets»). Некоторые из этих крепостей стойко сопротивлялись даже после 9 мая 1945 года, находясь вдалеке от линии Западного фронта.

Назначение этих крепостей-портов было двояким: в случае высадки войск западных союзников с целью открытия Второго фронта воспрепятствовать их пополнению и снабжению через данные порты; попытаться сохранить их как базы подводных лодок, игравших важную роль в боевых действиях на коммуникациях союзников («крепости» в Бискайском заливе).

Кроме того, на территории «карманов» на побережье Ла-Манша располагались береговые батареи с орудиями большой мощности, позволяющими обстреливать не только корабли и суда противника, но иногда даже прибрежные районы Англии. Например, расположенная неподалеку от Кале батарея «Линдеманн», названная в честь погибшего вместе со своим кораблем командира линкора «Бисмарк», была оснащена тремя 40,6-см (в это время в Германии калибр орудий измерялся не в миллиметрах, а в сантиметрах) пушками 40.6 cm SK C/34 с дальностью стрельбы до 56 км. Это позволяло держать под обстрелом английское побережья от городка Нью-Ромни до порта Рамсгейт.

Первыми в бой вступили немецкие «крепости», прилегавшие к району высадки союзных войск в бухте Сены (операция “Overlord”), или, как более принято это называть, – в Нормандии, начавшейся 6 июня 1944 года. Так как немецкое военное командование считало наиболее вероятным районом высадки противника побережье между Булонью и Дюнкерком, то фактическое место высадки десанта было довольно слабо укреплено.

Одной из первоочередных задач союзников был захват портов Шербур и Гавр, что позволило бы обеспечить надежное снабжение высадившихся войск.

Одно из береговых орудий Шербура

Взять Шербур с ходу не удалось из-за упорного сопротивления немецких частей, и бои продлились с 6 июня до 1 июля. 18 июня американские войска отрезали немецкие войска на севере полуострова Котантен, а через два дня три дивизии «янки» штатной численностью 45 тыс. человек начали штурм портового города.

Американский танк на улицах Шербура, 11 сентября 1944

Состояние усугубил сильный шторм, разразившийся в бухте Сены 18–22 июня, разрушивший искусственный порт союзников «Мальбери». Захват портов стал важнейшей задачей.

Им противостояла немецкая слабо вооруженная крепостная пехотная дивизия, средний возраст бойцов которой составлял 36 лет, моряки береговых частей и экипажей потопленных кораблей, рабочие организации Тодт. Часть обороняющихся состояла из военнослужащих «восточных батальонов», сформированных из советских военнопленных, перешедших на сторону врага. Важную роль в обороне сыграли береговые батареи: четыре 240-мм и восемь 150-мм орудий.

Операции сопутствовали массированные бомбардировки с моря и воздуха, носившие неизбирательный характер, приведшие к огромным потерям среди «дружественного» французского населения и к ничтожным жертвам у немецких военнослужащих. А город был стерт с лица земли.

Американский линкор «Техас» под огнем немецких береговых батарей Шербура

Огонь с моря вели 3 линкора, 4 крейсера и 11 эсминцев американского и британского флотов. В ходе артиллерийской дуэли 9 союзных кораблей получили повреждения, в то время как немецкие орудия пострадали незначительно. А с воздуха на немецкие позиции обрушились сотни тонн бомб. Например, 22 июня в налетах участвовало более 600 бомбардировщиков.

Хотя после кровопролитных боев американским войскам и удалось овладеть Шербуром, немцы смогли вывести из строя или заминировать все портовые сооружения и затопить в гавани 110 судов, что полностью заблокировало порт.

Разрушения в порту Шербура

Американский полковник Олвин Дж. Вини, которому было поручена разработка плана введения порта в эксплуатацию, писал: «Разрушение порта Шербур было мастерской работой, без всякого сомнения, наиболее полной, интенсивной и отлично спланированной операцией такого рода в истории».

Тем не менее инженерным частям и кораблям американского и британского флотов довольно быстро удалось очистить акваторию порта от затонувших судов и мин (к 13 июля вытралено 133 мины), при этом погибли 4 союзных корабля. Уже 16 июля в Шербуре был разгружен первый транспорт, хотя на полную мощность порт заработал только через три месяца. К концу войны через него прошло 2 826 740 т грузов и 130 210 солдат и офицеров союзных войск.

10–12 сентября 1-й британский армейский корпус (три британских пехотных дивизии и канадский мотострелковый полк) провели операцию «Астония» (Operation Astonia) по захвату важного французского порта Гавр, расположенного на восточном побережье бухты Сены в устье одноименной реки.

Защитники Гавра

К моменту начала операции «Оверлорд» в Гавре базировались миноносцы, торпедные катера, тральщики и сторожевые корабли, в основном переоборудованные из гражданских судов, а также «чудо-оружие» Кригсмарине – одноместные человекоуправляемые торпеды «Негер» и «Мардер», взрывающиеся катера «Линзе». Эти силы пытались противодействовать флоту союзников, но особых успехов не достигли, понеся при этом серьезные потери.

Человекоуправляемая торпеда «Мардер»

В свою очередь несколько сотен британских самолетов 14–15 июня нанесли удары по порту Гавра, сбросив тысячи тонн бомб. При этом для уничтожения бетонных бункеров-укрытий торпедных катеров применялись бомбы «Tollboy» массой 5,4 т. Последствия были катастрофическими: было потоплено 3 миноносца, 9 торпедных катеров, 20 тральщиков и сторожевых кораблей, 19 буксиров и много других судов. Погибло около тысячи немецких моряков. Части уцелевших кораблей удалось проскользнуть через блокаду союзников и к 30 августа порт опустел.

3 сентября командовавший британским корпусом генерал-лейтенант Джон Крокер предложил гарнизону города сдаться, угрожая в противном случае массированной бомбардировкой. Командир немецкого гарнизона полковник Германн-Эбергард Вильдермут капитулировать отказался и попросил Крокера дать возможность гражданскому населению покинуть город (в нем еще оставалось около 50 тыс. французов), но получил отказ.

Массированные воздушные бомбардировки королевских ВВС начались пятого и продлились до одиннадцатого сентября. Было сброшено около 18 800 т бомб, в том числе большое количество зажигательных. При этом бомбардировке подверглись в основном не немецкие укрепления на подходах к городу, а его центральные районы. Потери гражданского населения составили около 5 тыс. человек, в то время как немцы потеряли от 8 до 19 человек. Было уничтожено 82% зданий, 80 тыс. человек остались без крова. Гавр считается наиболее пострадавшим в ходе Второй мировой войны городом Франции.

Гавр после бомбардировки

С моря огонь вели вооруженные 381-мм орудиями британский линкор «Уорспайт» и монитор «Эребус», обрушившие на береговые цели 4100 т снарядов. Им противостояли немецкие береговые батареи армии и флота, вооруженные орудиями калибра 75–170-мм. 170-миллиметровкам с дистанции 28 км удалось дважды поразить «Эребус», которому приходилось уходить на ремонт в Англию.

Монитор «Эребус»

После ожесточенных боев 12 сентября немецкий гарнизон Гавра капитулировал, в плен попало 11 300 человек. Имевший стратегическое значение порт был разрушен, гавань и эстуарий Сены заминированы, там было затоплено около 350 судов. Порт принял первые суда только 2 октября, но на полную мощность заработал намного позднее.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Два кавказца Два кавказца

Что за офицеры изображены на рисунке, который считался за авторством Лермонтова?

Дилетант
Все индивидуально Все индивидуально

Зачем бизнесу нужны кастомные ИИ-решения

РБК
Строитель единой Руси? Строитель единой Руси?

Деспотическая вертикаль Батыя на века осталась в управлении Московского царства

Дилетант
Как научить учиться Как научить учиться

Плохие оценки в школе: ищем ошибки в методе обучения, а не в ребенке

Здоровье
Окно в Китай Окно в Китай

Как китайская фармотрасль стала одной из ведущих в мире

Ведомости
На зарядку становись: как развиваются инфраструктурные технологии для электромобилей На зарядку становись: как развиваются инфраструктурные технологии для электромобилей

Как инфраструктура для электромобилей способна изменить рынок

Forbes
Время титанов Время титанов

Ма Яньсун — архитектор, который умеет так же хорошо строить, как и мечтать

Weekend
Замечательный сосед Замечательный сосед

5 вещей, которые надо успеть сделать в Минске за выходные

Лиза
Сергей Хотимский: Банки мы всегда покупали выгодно Сергей Хотимский: Банки мы всегда покупали выгодно

Сергей Хотимский — о ставках, ЦБ и любви к работе в самые трудные времена

Ведомости
Им наверху виднее Им наверху виднее

10 причин установить на свой автомобиль спутниковый охранный комплекс

Автопилот
Сталинская трасса: как самолеты перегоняли из Америки в СССР в годы Второй мировой войны Сталинская трасса: как самолеты перегоняли из Америки в СССР в годы Второй мировой войны

Почти 15 тысяч самолетов были поставлены в СССР по ленд-лизу в годы ВОВ. Но как?

ТехИнсайдер
Индустрия со вкусом Индустрия со вкусом

Какой сейчас является пищевая промышленность Москвы

Ведомости
Андрей Бершадский: «У профессионального управляющего нет хрустального шара» Андрей Бершадский: «У профессионального управляющего нет хрустального шара»

Гендиректор УК «Первая» — о ситуации на российском фондовом рынке

РБК
Потепление на полтора градуса пойдет на пользу сибирской тайге Потепление на полтора градуса пойдет на пользу сибирской тайге

Как повлияет потепление климата на амазонские леса и сибирскую тайгу?

N+1
Как работает институт многоженства и с чем сталкиваются женщины в таких семьях Как работает институт многоженства и с чем сталкиваются женщины в таких семьях

Почему женщины соглашаются становиться вторыми женами и какие риски несут

Forbes
Как в лучших фильмах: 5 шпионских гаджетов времен холодной войны Как в лучших фильмах: 5 шпионских гаджетов времен холодной войны

Устройства времен холодной войны, которые делали работу шпионов эффективнее

ТехИнсайдер
Победа и Наука. Взгляд из Сибири Победа и Наука. Взгляд из Сибири

Война стала высшей точкой слияния науки и государства

Знание – сила
Маршрут построен Маршрут построен

Как экономить на поездках в метро в разных городах России

Лиза
Дачная палитра Дачная палитра

Как цвета растений на садовом участке влияет на тонус и настроение

Лиза
Время на даче: 4 сценария Время на даче: 4 сценария

Несколько работающих идей, как провести уикенд за городом нескучно

КАНТРИ Русская азбука
Вот как добиться повышения — и усердная работа тут не при чем Вот как добиться повышения — и усердная работа тут не при чем

Что, если, несмотря на все усилия, продвижение по службе обходит вас стороной?

Inc.
Что ни день, то приключение! Что ни день, то приключение!

7 весёлых идей на неделю за городом

КАНТРИ Русская азбука
«Сегодня здание — это не просто коробка» «Сегодня здание — это не просто коробка»

Архитектор года Юлий Борисов — о сценариях жизни и привилегии человека

Weekend
Правила игры Правила игры

Индия во многом остаётся загадкой... как избежать недоразумений с партнерами?

RR Люкс.Личности.Бизнес.
На российских авиалиниях растет доля пассажиров без багажа На российских авиалиниях растет доля пассажиров без багажа

Все больше пассажиров российских авиакомпаний выбирают перелеты без багажа

Inc.
Настоящая леди Настоящая леди

Правила поведения в общественных местах: что ты знаешь о приличиях

Лиза
«Джинсовая лихорадка»: как джинсы в СССР были культом, символом и объектом желания «Джинсовая лихорадка»: как джинсы в СССР были культом, символом и объектом желания

Что положило начало так называемой джинсовой лихорадке в СССР?

Правила жизни
«В применении БАС должна появиться экономика» «В применении БАС должна появиться экономика»

Василий Шпак рассказал о смещении фокуса на закупку услуг с применением дронов

Эксперт
«Нам пора сформулировать закон сохранения цивилизации» «Нам пора сформулировать закон сохранения цивилизации»

Можно ли подружиться с умной машиной? Не может ли она вытеснить человека?

Знание – сила
«Жена айтишника»: с чем сталкиваются женщины, которые эмигрируют из-за работы мужа «Жена айтишника»: с чем сталкиваются женщины, которые эмигрируют из-за работы мужа

Как повышение близкого человека может стать источником проблем

Forbes
Открыть в приложении