Атлантический вал: порты-крепости и их роль в обороне Третьего рейха

Наука и техникаИстория

Атлантические крепости Третьего рейха

Орудие батареи «Линдеманн»

19 января 1944 года Адольф Гитлер объявил 14 участков Атлантического побережья Франции, входившего в состав так называемого Атлантического вала (нем. Atlantikwall), а также оккупированные британские Нормандские острова в проливе Ла-Манш Атлантическими крепостями (Atlantikfestungen). В англоязычных источниках они именуются атлантическими карманами («Atlantic pockets»). Некоторые из этих крепостей стойко сопротивлялись даже после 9 мая 1945 года, находясь вдалеке от линии Западного фронта.

Назначение этих крепостей-портов было двояким: в случае высадки войск западных союзников с целью открытия Второго фронта воспрепятствовать их пополнению и снабжению через данные порты; попытаться сохранить их как базы подводных лодок, игравших важную роль в боевых действиях на коммуникациях союзников («крепости» в Бискайском заливе).

Кроме того, на территории «карманов» на побережье Ла-Манша располагались береговые батареи с орудиями большой мощности, позволяющими обстреливать не только корабли и суда противника, но иногда даже прибрежные районы Англии. Например, расположенная неподалеку от Кале батарея «Линдеманн», названная в честь погибшего вместе со своим кораблем командира линкора «Бисмарк», была оснащена тремя 40,6-см (в это время в Германии калибр орудий измерялся не в миллиметрах, а в сантиметрах) пушками 40.6 cm SK C/34 с дальностью стрельбы до 56 км. Это позволяло держать под обстрелом английское побережья от городка Нью-Ромни до порта Рамсгейт.

Первыми в бой вступили немецкие «крепости», прилегавшие к району высадки союзных войск в бухте Сены (операция “Overlord”), или, как более принято это называть, – в Нормандии, начавшейся 6 июня 1944 года. Так как немецкое военное командование считало наиболее вероятным районом высадки противника побережье между Булонью и Дюнкерком, то фактическое место высадки десанта было довольно слабо укреплено.

Одной из первоочередных задач союзников был захват портов Шербур и Гавр, что позволило бы обеспечить надежное снабжение высадившихся войск.

Одно из береговых орудий Шербура

Взять Шербур с ходу не удалось из-за упорного сопротивления немецких частей, и бои продлились с 6 июня до 1 июля. 18 июня американские войска отрезали немецкие войска на севере полуострова Котантен, а через два дня три дивизии «янки» штатной численностью 45 тыс. человек начали штурм портового города.

Американский танк на улицах Шербура, 11 сентября 1944

Состояние усугубил сильный шторм, разразившийся в бухте Сены 18–22 июня, разрушивший искусственный порт союзников «Мальбери». Захват портов стал важнейшей задачей.

Им противостояла немецкая слабо вооруженная крепостная пехотная дивизия, средний возраст бойцов которой составлял 36 лет, моряки береговых частей и экипажей потопленных кораблей, рабочие организации Тодт. Часть обороняющихся состояла из военнослужащих «восточных батальонов», сформированных из советских военнопленных, перешедших на сторону врага. Важную роль в обороне сыграли береговые батареи: четыре 240-мм и восемь 150-мм орудий.

Операции сопутствовали массированные бомбардировки с моря и воздуха, носившие неизбирательный характер, приведшие к огромным потерям среди «дружественного» французского населения и к ничтожным жертвам у немецких военнослужащих. А город был стерт с лица земли.

Американский линкор «Техас» под огнем немецких береговых батарей Шербура

Огонь с моря вели 3 линкора, 4 крейсера и 11 эсминцев американского и британского флотов. В ходе артиллерийской дуэли 9 союзных кораблей получили повреждения, в то время как немецкие орудия пострадали незначительно. А с воздуха на немецкие позиции обрушились сотни тонн бомб. Например, 22 июня в налетах участвовало более 600 бомбардировщиков.

Хотя после кровопролитных боев американским войскам и удалось овладеть Шербуром, немцы смогли вывести из строя или заминировать все портовые сооружения и затопить в гавани 110 судов, что полностью заблокировало порт.

Разрушения в порту Шербура

Американский полковник Олвин Дж. Вини, которому было поручена разработка плана введения порта в эксплуатацию, писал: «Разрушение порта Шербур было мастерской работой, без всякого сомнения, наиболее полной, интенсивной и отлично спланированной операцией такого рода в истории».

Тем не менее инженерным частям и кораблям американского и британского флотов довольно быстро удалось очистить акваторию порта от затонувших судов и мин (к 13 июля вытралено 133 мины), при этом погибли 4 союзных корабля. Уже 16 июля в Шербуре был разгружен первый транспорт, хотя на полную мощность порт заработал только через три месяца. К концу войны через него прошло 2 826 740 т грузов и 130 210 солдат и офицеров союзных войск.

10–12 сентября 1-й британский армейский корпус (три британских пехотных дивизии и канадский мотострелковый полк) провели операцию «Астония» (Operation Astonia) по захвату важного французского порта Гавр, расположенного на восточном побережье бухты Сены в устье одноименной реки.

Защитники Гавра

К моменту начала операции «Оверлорд» в Гавре базировались миноносцы, торпедные катера, тральщики и сторожевые корабли, в основном переоборудованные из гражданских судов, а также «чудо-оружие» Кригсмарине – одноместные человекоуправляемые торпеды «Негер» и «Мардер», взрывающиеся катера «Линзе». Эти силы пытались противодействовать флоту союзников, но особых успехов не достигли, понеся при этом серьезные потери.

Человекоуправляемая торпеда «Мардер»

В свою очередь несколько сотен британских самолетов 14–15 июня нанесли удары по порту Гавра, сбросив тысячи тонн бомб. При этом для уничтожения бетонных бункеров-укрытий торпедных катеров применялись бомбы «Tollboy» массой 5,4 т. Последствия были катастрофическими: было потоплено 3 миноносца, 9 торпедных катеров, 20 тральщиков и сторожевых кораблей, 19 буксиров и много других судов. Погибло около тысячи немецких моряков. Части уцелевших кораблей удалось проскользнуть через блокаду союзников и к 30 августа порт опустел.

3 сентября командовавший британским корпусом генерал-лейтенант Джон Крокер предложил гарнизону города сдаться, угрожая в противном случае массированной бомбардировкой. Командир немецкого гарнизона полковник Германн-Эбергард Вильдермут капитулировать отказался и попросил Крокера дать возможность гражданскому населению покинуть город (в нем еще оставалось около 50 тыс. французов), но получил отказ.

Массированные воздушные бомбардировки королевских ВВС начались пятого и продлились до одиннадцатого сентября. Было сброшено около 18 800 т бомб, в том числе большое количество зажигательных. При этом бомбардировке подверглись в основном не немецкие укрепления на подходах к городу, а его центральные районы. Потери гражданского населения составили около 5 тыс. человек, в то время как немцы потеряли от 8 до 19 человек. Было уничтожено 82% зданий, 80 тыс. человек остались без крова. Гавр считается наиболее пострадавшим в ходе Второй мировой войны городом Франции.

Гавр после бомбардировки

С моря огонь вели вооруженные 381-мм орудиями британский линкор «Уорспайт» и монитор «Эребус», обрушившие на береговые цели 4100 т снарядов. Им противостояли немецкие береговые батареи армии и флота, вооруженные орудиями калибра 75–170-мм. 170-миллиметровкам с дистанции 28 км удалось дважды поразить «Эребус», которому приходилось уходить на ремонт в Англию.

Монитор «Эребус»

После ожесточенных боев 12 сентября немецкий гарнизон Гавра капитулировал, в плен попало 11 300 человек. Имевший стратегическое значение порт был разрушен, гавань и эстуарий Сены заминированы, там было затоплено около 350 судов. Порт принял первые суда только 2 октября, но на полную мощность заработал намного позднее.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Популярно о почвах Популярно о почвах

Почему нельзя судить о почве по её верхнему слою?

Наука и техника
Подводный флот Ирана Подводный флот Ирана

Главная сила ВМС Ирана — подводные лодки

Наука и техника
Приключения генерала Зорича Приключения генерала Зорича

Генерал Семен Зорич: «хороший человек, что творил плохие дела»

Знание – сила
Тело в цифрах Тело в цифрах

Параметры тела, которые очень важно регулярно отслеживать

Лиза
Вопрос/ответ Вопрос/ответ

Как защититься от падения астероида и можно ли создать искусственную ДНК?

Вокруг света
Проекции в психологии Проекции в психологии

Проекция в психологии – это бессознательный защитный механизм

Лиза
Красная-красная смесь. Гидросистемы летательных аппаратов Красная-красная смесь. Гидросистемы летательных аппаратов

Как устроены гидросистемы в авиации — от цвета до принципов работы

Наука и техника
Цена труда Цена труда

Как меняется уровень заработной платы и производительности труда в России?

Ведомости
Этноконфессиональные особенности мясного потребления Этноконфессиональные особенности мясного потребления

Под влиянием каких факторов меняется ассортимент мясной продукции

Агроинвестор
Под знаком футбола Под знаком футбола

Интервью с Марией Галай, футболисткой с девяти лет

Лиза
Мифы и научные данные о животных-долгожителях Мифы и научные данные о животных-долгожителях

От чего зависит скорость старения у разных животных?

Наука и техника
Настоящая леди Настоящая леди

Правила поведения в общественных местах: что ты знаешь о приличиях

Лиза
Паразит из юрского периода подтвердил происхождение скребней от коловраток Паразит из юрского периода подтвердил происхождение скребней от коловраток

Как находка палеонтологов определила систематическое положение скребней

N+1
Как преобразить ногти за 30 дней: советы мастера маникюра Как преобразить ногти за 30 дней: советы мастера маникюра

Как укрепить и подпитать ногти всего за четыре недели?

VOICE
Как Мехран Насери из Ирана жил в аэропорту Парижа в течение 18 лет: история из фильма Как Мехран Насери из Ирана жил в аэропорту Парижа в течение 18 лет: история из фильма

История Мехрана Насери — иранца, который так и не смог покинуть зону ожидания

ТехИнсайдер
C понедельника начну C понедельника начну

Новая работа – это здорово, но и немного страшно. Как сделать все хорошо?

VOICE
Ценный попутчик Ценный попутчик

Как путешествовать с собакой без стресса

Лиза
Какими бывают виды отверток и бит для шуруповертов Какими бывают виды отверток и бит для шуруповертов

Какие бывают отвертки — виды и названия наконечников, а также их размеры

CHIP
Витаминный конфликт Витаминный конфликт

Что такое антивитамины и почему их стоит знать?

Лиза
Вагон с прицепом Вагон с прицепом

Почему растут цены на ремонт железнодорожной техники

Эксперт
Почему беспроводные наушники быстро разряжаются Почему беспроводные наушники быстро разряжаются

Причины, по которым беспроводные наушники быстро разряжаются

CHIP
Делать игры — это профессия: разработчик отвечает на (не)глупые вопросы Делать игры — это профессия: разработчик отвечает на (не)глупые вопросы

Правда, что в России не делают хороших игр? Как стать игровым разработчиком?

ТехИнсайдер
Одуванчик на голове: почему от влажности волосы пушатся и завиваются Одуванчик на голове: почему от влажности волосы пушатся и завиваются

Почему же влажность «пушит» наши локоны и можно ли с этим что-то сделать?

ТехИнсайдер
Если все тряпки закончились: 5 предметов домашнего обихода, которыми можно вытирать пыль Если все тряпки закончились: 5 предметов домашнего обихода, которыми можно вытирать пыль

Чем, кроме тряпки, можно эффективно удалить пыль с любой поверхности

ТехИнсайдер
Робопчелу научили садиться по-комарьи Робопчелу научили садиться по-комарьи

Инженеры разработали шасси для миниатюрного орнитоптера RoboBee

N+1
Почему долгосрочные сбережения «не летят» Почему долгосрочные сбережения «не летят»

Почему у людей нет интереса к программе долгосрочных сбережений и ИИС-3

Монокль
Щедры на дивиденды Щедры на дивиденды

Какие компании в этом году поделятся прибылью с акционерами

Деньги
Алексей Гореславский: Контент не кирпич, который просто лежит на платформе Алексей Гореславский: Контент не кирпич, который просто лежит на платформе

ИРИ – организация, которая поддерживает производство онлайн-контента

Ведомости
Созданы в России Созданы в России

Доля семян российской селекции в посевах приблизилась к 68%

Агроинвестор
Елизавета Юрьева: «Гордость зачастую – это способ защиты» Елизавета Юрьева: «Гордость зачастую – это способ защиты»

Елизавета Юрьева рассказывает, как она стала цыганкой

Ведомости
Открыть в приложении