«Банковские и инвестиционные продукты друг другу не противоречат»

По итогам мая 2025 года количество розничных инвесторов, имеющих брокерские счета на Мосбирже, достигло 36,9 млн, следует из данных торговой площадки. При этом количество индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС) превысило 6 млн (плюс 45 тыс. за май). Рекордный за три года объем взносов поступил на счета квалифицированных и состоятельных инвесторов. О развитии индустрии частных инвестиций в период высоких ставок и ее влиянии на российский фондовый рынок рассказал руководитель департамента брокерского обслуживания ВТБ Андрей Яцков.
— Структура инвесторов и их вложений за три года почти не изменилась: количество счетов растет, но фондируются они по-прежнему в небольшом объеме, а наибольший приток средств, как и раньше, приходится на категорию состоятельных клиентов. Может ли картина когда-нибудь измениться?
— Да, это может произойти. Чтобы картина начала заметно меняться, важно добиться регулярности вложений. Скорее тут идет речь об изменении культуры инвестирования. Сейчас инвесторов с активами на счетах — всего 6,4% от экономически активного населения. Так что потенциал перетока денежных средств на финансовый рынок значительный.
Благодаря цифровизации инвестирование становится все более простым и доступным. Уже сейчас индустрия инвестиций по уровню доступа сопоставима с банковскими продуктами. А в перспективе для клиента вообще не будет значимой разницы, где именно держать свои накопления. С точки зрения продуктовой линейки инвестиции предоставляют существенный дополнительный объем возможностей по направлениям, срокам вложений, их доходности. Основными ограничителями остаются уровень финансовой грамотности и отсутствие сформированной привычки к регулярным отчислениям.
— Какие условия, по вашему мнению, должны для этого сложиться?
— Как я уже сказал, чтобы инвестирование стало привычкой, нужно развивать финансовую грамотность. Мы проводим встречи с инвесторами по всей России, где делимся актуальными торговыми идеями, рассказываем о доступных инструментах. Ежеквартально презентуем инвестиционные стратегии. Запустили сеть инвестклубов — площадок для общения между инвесторами и нашими инвестсоветниками, где можно обмениваться опытом и находить новые точки роста портфеля. Уже год работает образовательная платформа «Финкод». Для формирования устойчивого поведения необходимы время и стимулирующие меры. Такие, как, например, механизм ИИС-3 и программа долгосрочных сбережений, в которой есть дополнительные возможности по софинансированию, по использованию пенсионных накоплений и материнского капитала. Мы считаем, что эти программы должны не конкурировать, а дополнять друг друга, поскольку обе они направлены на увеличение объема длинных денег в экономике. Среди других мер, которые могли бы повысить привлекательность фондового рынка для массового сегмента,— выравнивание налогообложения по дивидендам и купонам по облигациям с налогообложением банковских депозитов. Мы также выступаем за идею «семейных ИИС» — за возможность открывать такие счета на каждого несовершеннолетнего ребенка, фондировать их до совершеннолетия, пополнять в том числе за счет материнского капитала, а в дальнейшем передавать в управление уже выросшим детям.
— Существует ли баланс между маржинальностью бизнеса профучастника и необходимостью привлечения на рынок менее состоятельных клиентов из массового сегмента?
— Естественно, что в абсолютных величинах состоятельный инвестор приносит больший доход. За таких клиентов идет отдельная конкуренция, поэтому клиент с большим чеком получает наилучшие условия (читай — самые низкие тарифы). Массовый же сегмент обслуживается по стандартным тарифам. А таких клиентов большинство. Поэтому какая из категорий является более маржинальной — еще большой вопрос.