Иван Соснин: Хочется находить крупицы хорошего

Режиссер Иван Соснин (фильмы «Далекие близкие», «Пришелец», сериал «Юг») с каждой новой работой укрепляет позиции «доброго и светлого кино». При всем простодушии его кинолент в них нет лицемерия и натужности.
Соснину 34 года, но перед нами уже сложившийся автор с характерными особенностями поэтики. Магистральные темы его работ – взаимоотношения «далеких близких», сокрушительная и не всегда оправданная вера в добро и справедливость и, наконец, путешествия по родной стране. Все эти черты есть и в его новой картине – фэнтези «Легенды наших предков», в которой он окончательно вышагивает в сказку, экологическую разумеется.
В интервью «Ведомостям» режиссер рассказал, почему профессии металлурга предпочел киноиндустрию, а съемкам высокобюджетных сказок – реализацию собственных идей, а также поделился опытом кинопроизводства с использованием искусственного интеллекта (ИИ).
«Уральская мифология необъятная»
– «Легенды наших предков» – экосказка. Но если у всех ваших киноисторий есть привкус волшебства, то чистый сказочный жанр вас привлек впервые. Это же не связано с эпидемией сказок, заполонивших российские кинотеатры сейчас?
– «Легенды» возникли благодаря моей дочке, которая родилась три года и семь месяцев назад. Я много с ней гулял. Выходил с коляской зимой, весной и летом. Шел однажды по набережной возле «Ельцин-центра» в Екатеринбурге и представлял: вот дочка подрастет, надо чтото интересное ей показать. Но мои предыдущие работы скорее для взрослых. Хотелось рассказать ей о родном крае. Я и моя жена Яна с Урала. И мама. Бабушка вообще родом из глухой деревни. Как это все описать? Мой инструмент – кино. Вот так и поехало.
– «Пришелец» – фантастическая драма, «Легенды» – фэнтези. Фантастика в ваших работах – это форма эскапизма?
– Бывает сложно писать о том, что происходит «здесь и сейчас». Иногда хочется укрыться в фантазийном мире.
– Не просто фантазийном – уральский фольклор колоссальный. Он питает и кино, и анимацию. Только что Дмитрий Геллер снял превосходный фильм «Алешенька» с вкраплениями бажовских сказов. Почему вы выбрали именно этих персонажей легенд?
– Хотелось показать мифологических героев на грани вымирания. Ведь тот же Шурале из башкирской/татарской мифологии – аналог нашего Нюлэсмурта, но его знает больше людей. А Нюлэсмурта, кроме как в Удмуртии, вообще никто не знает. Про Нер-Ойку слышали только историки. Уральская мифология необъятная. Мы выбрали духов наших малых народов, которые оберегают три стихии – лес, воду и горы. На каждую сферу было по несколько кандидатов. Воду у нас олицетворяет Шишига болотная. Но среди претендентов был и Ичетик, маленький алкоголик, живущий в проруби. Там много смешных существ. Нюлэсмурт – наш любимец. Лохматый непредсказуемый, хитренький дух: у него из-под мышки птичка вылетает.
– А, создавая фильм, вы не вспоминали «Фантастических тварей»?
– Я их посмотрел уже после окончания съемок. Когда-то начинал читать «Американских богов» Нила Геймана, но бросил. Может, где-то в подсознании мелькало. И все же мы ориентировались на уральскую мифологию.
– Любопытно, что герои фильма заезжают в Невьянск – ваш родной город, в котором вы росли и даже начали снимать.
– Да, сейчас это называется видеоблогинг. Мне мама купила фотоаппарат – маленькую мыльницу, но с функцией видеосъемки. И мы начали с ребятами после школы снимать зарисовочки – смешные, дурацкие. Про себя и про учителей – меня чуть не отчислили за это. Снимали про пиратов. Ну что мальчишки в 14–15 лет могут снимать в школе?
«Я люблю снимать короткометражное кино»
– Известно, что до кино вы учились в уральском политехе на металлурга. Не хотелось снять кино про «стихию металла», о «детях чугунных богов»?
– У меня есть внутренний тормоз: когда учился в институте, мне вшили в мозг, что металлургия – суперсерьезная наука. Мне очень нравится эта фактура. Мы были на практике в Кировграде, Первоуральске. Завораживающее зрелище, как льется металл – раскаленная лава, как изготавливаются трубы. Моему одногруппнику капля раскаленного металла попала на плечо, остался ожог. Но в институте я уже увлекался кавээном, съемками рекламных роликов. И однажды завкафедрой сказал: «Вот что, выбирай – либо металлургия, либо съемки». И я выбрал. А страх по отношению к «серьезной теме» остался. Хотелось бы снять что-то про обычного провинциального работника завода.
– Жаль, что Евгения Сытого уже нет. Он был просто рожден для подобных ролей. И замечательно сыграл отца в фильме «Далекие близкие».