Юрий Сапрыкин из «Сколково» о том, в чем заинтересованы иностранные компании

Inc.Бизнес

Юрий Сапрыкин, Фонд «Сколково»: «Сегодня отношения сложные, завтра — не очень. Но бизнес есть бизнес»

Текст: Дмитрий Левин. Фото: Арсений Несходимов

«Сколково» — самый крупный инновационный центр на территории РФ. С 2010 года Фонд способствует развитию высокотехнологичных стартапов, в том числе благодаря выходу на международный рынок. Компаниям помогают наладить контакты с зарубежными партнёрами, найти инвесторов, адаптировать продукт под новые рынки и, если необходимо, локализоваться за пределами России. В интервью Inc. Вице-президент по региональному и международному развитию Юрий Сапрыкин рассказал о том, с какими трудностями связан выход на международный уровень и в чём заинтересованы иностранные компании.

— Как давно Департамент международного сотрудничества помогает российским стартапам выходить на международный рынок?

Фонд «Сколково» всегда позиционировал себя как проект, встроенный в глобальную инфраструктуру поддержки инноваций. Одной из первостепенных задач было — и остаётся — интегрироваться в международную повестку и выстраивать отношения с партнёрами. Департамент начал работу со дня основания «Сколково» и сосредоточился на выстраивании международной сети контактов и партнёрств. Прирост стартапов не был таким интенсивным: это сегодня у нас почти 3 тыс. компаний, а 10 лет назад инновации занимали немного другое место в политической и экономической повестке.

Основная задача заключалась в том, чтобы найти экосистеме Фонда место в международном контексте. Поэтому было заключено много соглашений о партнёрстве, но работа с компаниями, объективно, была на начальном уровне. Во-первых, их было не так много. Во-вторых, это были очень молодые стартапы, у которых не было ни ресурсов, ни тактической задачи выхода за границу.

По мере развития экосистемы менялась и международная повестка: теперь задача заключается не только в том, чтобы формировать партнёрскую сеть, но и чтобы помогать капитализировать компании на внешних рынках. И сегодня мы, как правило, занимаемся помощью компаниям, нежели развитием сети контактов. Безусловно, новые партнёры появляются и сейчас. Но я считаю, что за 10 лет основа нашей партнёрской сети была сформирована. Почти в любой стране мира у «Сколково» есть партнёры как инфраструктурные и институциональные, так и финансовые, промышленно-индустриальные, которые помогут запустить пилот проекта, привлечь инвестиции, открыть офис.

— Как на формирование и поддержание партнёрских связей влияет геополитика?

Геополитика и отношения между странами, безусловно, привносят определённый оттенок в коммуникацию. Вопрос в другом — какой удельный вес политика занимает в гуманитарных проектах, таких как «Сколково». Мне кажется, политическое, военно-техническое или экономическое сотрудничество более подвержено конъюнктуре. «Сколково» в известной степени научно-гуманитарный проект. И надо понимать, что в любой стране мира люди, вовлечённые в такого рода проекты, в меньшей степени политизированы и в большей степени сосредоточены на созидательных вещах.

Впрочем, дьявол всегда в деталях. Истории о русских хакерах накладывают свой отпечаток.

Компании из России, занятые в сфере информационной безопасности, когда пытаются локализовывать разработки, сталкиваются с предвзятостью.

Тем не менее мы стараемся, чтобы отношения с партнёрами были транспарентными и, в первую очередь, выгодными. Как правило, люди благодушно настроены и ищут пути для сотрудничества.

Бывают разные призывы от чего-то отказаться. Я всегда исповедовал точку зрения о том, что это конъюнктура. Сегодня отношения сложные, завтра — не очень. Но бизнес есть бизнес. Им надо заниматься. «Сколково» — это проект, который сближает страны, даже если совместных договорённостей по вопросам, не связанным с инновациями, становится меньше. В этом наша сила.

— С продвижением вы помогаете только «локальным лидерам», то есть уже состоявшимся на российском рынке игрокам?

Не могу сказать, что мы кому-то отказываем. Даже если компания пока не готова к выходу на глобальный уровень, это не повод не работать с ней, не давать советы, не помогать выезжать на международные мероприятия, чтобы сориентироваться.

Даже компании, которые в России не располагают значительной долей рынка, имеют только первые продажи и небольшую выручку, всё равно пытаются интегрироваться в международную отраслевую повестку, ездят на профильные форумы и выставки, следят за конкурентами. Это тоже наша задача — помогать «щупать» рынок до того, как принять решение куда-то идти. У «Сколково» сегодня около 300 компаний, которые имеют валютную выручку, — конечно, эта выручка не всегда исчисляется миллионами долларов, но тем не менее, — и еще несколько сотен компаний, которые думают о выходе за пределы России.

Если говорить о концентрированной поддержке, на протяжении нескольких лет мы берём компании под индивидуальное сопровождение. Это отдельная большая работа — таких компаний немного, может быть, 10—15 в год. В этом случае, конечно, есть определённые требования, прежде всего потому что взаимоотношения строятся на финансовой основе. С нашей стороны требуется большая степень вовлечённости сотрудников, где-то аналитическая работа и привлечение сторонних подрядчиков.

— Какими критериями должна обладать компания, чтобы рассчитывать на индивидуальное сопровождение?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Я понял, что хочу работать не с туристами, а с горожанами». Создатель «Глазами инженера»  о том, как заработать 200 млн руб. на экскурсиях «Я понял, что хочу работать не с туристами, а с горожанами». Создатель «Глазами инженера»  о том, как заработать 200 млн руб. на экскурсиях

Создатель «Глазами инженера» — о том, как выгодно заниматься любимым делом

Inc.
48 м² 48 м²

Дизайнер Ариана Ахмад придумала необычную замену советской стенке в квартире

AD
«Пройтись по городу в ботинках местного жителя». Почему аудиоэкскурсии — это про любовь, а не про деньги «Пройтись по городу в ботинках местного жителя». Почему аудиоэкскурсии — это про любовь, а не про деньги

Как швейцарская идея превратилась в российский edutainment-проект

Inc.
Особые люди: как и для чего власть закрывает данные о себе Особые люди: как и для чего власть закрывает данные о себе

К чему приведет отнесение силовиков к категории особо защищенных лиц?

Forbes
Как правильно ласкать женскую грудь: правила, ошибки и 6 советов девушек Как правильно ласкать женскую грудь: правила, ошибки и 6 советов девушек

Как правильно ласкать грудь девушки?

Playboy
Токсичные родители: как избавиться от сепарационной тревоги? Токсичные родители: как избавиться от сепарационной тревоги?

Психологическое отделение от токсичных родителей — процесс непростой

Psychologies
Реклама в СССР: как это было Реклама в СССР: как это было

Какой была советская реклама, и зачем она была нужна?

СНОБ
Правила жизни Бена Кингсли Правила жизни Бена Кингсли

Правила жизни актера Бена Кингсли

Esquire
Блейк Лайвли: эффектные фото стильной актрисы и жены Райана Рейнольдса Блейк Лайвли: эффектные фото стильной актрисы и жены Райана Рейнольдса

Биография, карьерный путь и, конечно, самые яркие фотографии Блейк Лавли

Playboy
Росс Маккензи: Магазин из Ниоткуда Росс Маккензи: Магазин из Ниоткуда

Глава из книги Росса Маккензи «Магазин из Ниоткуда»

СНОБ
Две мумии гамадрилов рассказали о дальних морских путешествиях египтян Две мумии гамадрилов рассказали о дальних морских путешествиях египтян

Родиной мумий гамадрилов оказался регион, охватывающий Эфиопию и соседние страны

N+1
«Дурная кровь» — новая книга Джоан Роулинг из цикла о детективе Корморане Страйке. Публикуем ее фрагмент «Дурная кровь» — новая книга Джоан Роулинг из цикла о детективе Корморане Страйке. Публикуем ее фрагмент

Отрывок из нового детективного романа Джоан Роулинг «Дурная кровь»

Esquire
Африка и шуточки: как и чем живет сегодня группа СБПЧ Африка и шуточки: как и чем живет сегодня группа СБПЧ

Что происходит с группой СБПЧ

РБК
Все средства хороши Все средства хороши

Пора брать в руки калькулятор – и свое будущее

Cosmopolitan
35 м² 35 м²

Ангелина Бородкина задумала интерьер, сочетающийся с видом из окна

AD
14 полезных привычек на каждый день, которые изменят твою жизнь к лучшему 14 полезных привычек на каждый день, которые изменят твою жизнь к лучшему

Подборка полезных привычек, которые помогут стать более счастливым человеком

Playboy
Паблик-арт на колесах, или Музей вместо «маршрута Т» Паблик-арт на колесах, или Музей вместо «маршрута Т»

Как искусство осваивает улицы Москвы

СНОБ
2000 год 2000 год

Отставка Бориса Ельцина, катастрофа подлодки «Курск», «Брат 2» и другие события

Esquire
55 м² 55 м²

Отсутствие окон в спальнях не помешало Борису Денисюку оформить квартиру

AD
7 модных способов почувствовать себя стройной 7 модных способов почувствовать себя стройной

У каждой женщины есть свои способы почувствовать себя стройной

Cosmopolitan
Дух рождества Дух рождества

В самом немецком из французских городов Рождество отмечают пышно и со вкусом

Лиза
Держи крепче Держи крепче

Линор Горалик — о главных ценностях уходящего года и о том, как нам жить дальше

Vogue
Эмоциональный интеллект для менеджеров проектов Эмоциональный интеллект для менеджеров проектов

Навыки работы с людьми, необходимые для достижения лучших результатов

kiozk originals
Новые модные иконы из сериалов — на чей стиль мы равнялись в 2020 году Новые модные иконы из сериалов — на чей стиль мы равнялись в 2020 году

Стильные иконы из сериалов, которые мы смотрели в 2020 году

Cosmopolitan
Плохой дядя Плохой дядя

Как уберечь ребенка от «нехороших людей»?

Лиза
10 мужских кухонных лайфхаков с овощечисткой 10 мужских кухонных лайфхаков с овощечисткой

Не спеши отказываться от удивительного кухонного инструмента овощечистки!

Maxim
Палец в ране. Рассказ из книги Алана Черчесова «Клад» Палец в ране. Рассказ из книги Алана Черчесова «Клад»

Отрывок из сборника рассказов Алана Черчесова

СНОБ
Женщина 20 лет не убирала в доме, но он оставался чистым. Почему? Женщина 20 лет не убирала в доме, но он оставался чистым. Почему?

Думаете, дом, который не убирался больше 20 лет был похож на свалку?

Популярная механика
Making of: как создавался номер с Виктором Цоем (июль – август 2020) Making of: как создавался номер с Виктором Цоем (июль – август 2020)

О концепции спецномеров с героями «из прошлого»

Esquire
«Мы не можем оценить, как прекрасен свет, не увидев тьмы»: писатель Мэтт Хейг о социальных сетях, тщеславии и борьбе с депрессией «Мы не можем оценить, как прекрасен свет, не увидев тьмы»: писатель Мэтт Хейг о социальных сетях, тщеславии и борьбе с депрессией

Британец Мэтт Хейг — писатель, которому литература буквально спасла жизнь

Forbes
Открыть в приложении