Какой была советская реклама, и зачем она была нужна?

СНОБИстория

Реклама в СССР: как это было

75cc1f83f3d9b635c3ecf6687a4679ce9c799f347b623111dce071353e5645bb.jpg
Иллюстрация: Wikipedia Commons

Свежий рекламный ролик Сбера с Жоржем Милославским удивил многих. Маркетологи и клиенты обсуждают, допустимо ли использовать известного миллионам россиян киношного «домушника» в рекламе сервисов банка; и зачем нужен этот ренессанс советской рекламы? А какой она, кстати, была — советская реклама? Зачем она была нужна в стране, где не было частной собственности, бизнеса и конкуренции? Кто ее делал и на что она была рассчитана? Рассказывает креативный директор агентства TRIKO Илья Калимулин

Искусство плаката: советская реклама до появления телевизора

Одним из важных элементов идеологической борьбы с «проклятыми буржуями» для победивших большевиков было привлечение прогрессивных деятелей культуры на сторону пролетариата. «Шершавым языком плаката», емко и точно, такие знаменитые мастера, как Маяковский, Ефимов, Бродаты, Моор, должны были привлекать и вовлекать народные массы в нужные процессы и концепции. От «Окон РОСТА», политико-пропагандистского проекта, пошла первая советская плакатная реклама. Она была столь же проста, как «Окна РОСТА» в своих художественных формах — но этой проникающей прямо в мозг простотой она нам и запомнилась. Стилистика 1920-х до сих пор успешно воспроизводится в рекламных кампаниях по всему миру.

В истории СССР был короткий «ренессанс буржуазности» — период НЭПа, когда новые власти поняли, что без «частника» не поднять экономику, и дали возможность рынку самостоятельно дышать и работать. Поэтому НЭП буквально пестрел рекламой частно-собственнических продуктов: тут были и папиросы «Наша марка», и частные лавочники со своими воротничками, чулками, косметикой и галошами.

Ни до, ни после НЭПа в СССР не было такого количества настоящей конкурентной рекламы. На всем протяжении советского периода печатная реклама была инструментом явной государственной пропаганды: чаще всего, рекламировались не конкретные торговые марки, а продукты в целом или государственные предприятия и фабрики. Еще пропагандировался отказ от алкоголя и здоровый образ жизни, правила гигиены, идеи о высокой производительности труда, и нередко продукты, которых не бывало на прилавках магазинов.

Телереклама в СССР

Есть довольно популярная концепция (исторически во многом подтверждаемая), что идеолог нацистской пропаганды Геббельс почерпнул многие идеи у большевиков. Что можно сказать точно: оба тоталитарных режима очень рассчитывали на новые технологии как на эффективный способ донести идеи пропаганды буквально до каждого. Геббельс мечтал, чтобы «фюрер вошел в каждый дом», а в СССР шутили, что «дорогого Леонида Ильича слышно из каждого утюга». Хотя данный материал не ставит целью оценивать идеологические концепции, важно все же понимать «исходный код», от которого зависели виды рекламы, которая существовала на советском телевидении.

Как и в печатном или радиоформате, телереклама чаще всего была элементом общей пропаганды. Она продвигала не товары, а актуальную идеологию: так, первым телероликом стало «промо» кукурузы (в рамках знаменитой экономической и идеологической концепции Н. С. Хрущева). В 1964-м советским гражданам в телевизоре показали историю поющего повара, к которому на кухню приходят кукурузные початки и требуют, чтобы блюда из них были включены в меню.

Какой-либо коммерческой (в сегодняшнем понимании) рекламы на советском телевидении не было. Приводимый многими в пример ролик «Пепси» 1988 года не изменил бы показателей продаж: напиток и без рекламы сметали с прилавков — такие вещи были не просто дефицитом, а недостижимой роскошью.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

20 вещей, которые могут тебе пригодиться в постели 20 вещей, которые могут тебе пригодиться в постели

Объекты и явления, при помощи которых твой секс будет еще великолепнее

Maxim
10 мужских профессий, востребованных даже в кризис! 10 мужских профессий, востребованных даже в кризис!

Десять профессий, над которыми не властны инфляция, санкции и творческие кризисы

Maxim
Люди на пределе Люди на пределе

Возможности нашего собственного, среднестатистического тела

Вокруг света
Не ждите, пока в голове загорится лампочка: как придумать прорывную идею для бизнеса Не ждите, пока в голове загорится лампочка: как придумать прорывную идею для бизнеса

Не ждите, что бизнес-идея, как ньютоновское яблоко, сама свалится на голову

Forbes
Что делать, если тянет на духовные практики, и почему тебе не нужны «инстагуру» Что делать, если тянет на духовные практики, и почему тебе не нужны «инстагуру»

Можешь ли ты оформить свой интерес к духовным практикам самостоятельно?

Cosmopolitan
Истории в деталях Истории в деталях

Михаил Зыгарь – о новой книге «Все свободны» про президентские выборы 1996 года

Grazia
Что произошло с Сибирью? Что произошло с Сибирью?

Почему осмыслить место Сибири в истории России непросто?

Дилетант
Общество бессмертных героев Общество бессмертных героев

«Мертвые души» — осовремененная версия поэты Гоголя с Евгением Цыгановым

Weekend
Основатель неорусского концепт-стора «Палаты» Юлия Лобойко собирается превратить его в великое посольство передового локального дизайна Основатель неорусского концепт-стора «Палаты» Юлия Лобойко собирается превратить его в великое посольство передового локального дизайна

Интервью с основательницей неорусского концепт-стора «Палаты» Юлией Лобойко

Собака.ru
Правда ли, что самовар появился в России? Правда ли, что самовар появился в России?

Как и когда появилась самая необходимая русская вещь?

Культура.РФ
5 способов сделать так, чтобы к тебе прислушивались вo время zoom конференции 5 способов сделать так, чтобы к тебе прислушивались вo время zoom конференции

Разбираемся, как развить виртуальную харизму

Maxim
Четыре знаменитых личности, прочитавших собственные некрологи Четыре знаменитых личности, прочитавших собственные некрологи

Чтение своего некролога — удовольствие, которого лишены простые люди

Maxim
10 вопросов Уиллему Дефо: о духе авантюризма, кинокритиках и жене-итальянке 10 вопросов Уиллему Дефо: о духе авантюризма, кинокритиках и жене-итальянке

Уиллем Дефо: «В каждом браке есть свои препятствия. Например, дети»

Playboy
Лидер и племя Лидер и племя

Пять уровней корпоративной культуры

kiozk originals
5 известных дореволюционных ресторанов Петербурга 5 известных дореволюционных ресторанов Петербурга

Где в дореволюционном Петербурге можно было отведать изысканных блюд?

Культура.РФ
Плохой дядя Плохой дядя

Как уберечь ребенка от «нехороших людей»?

Лиза
Канадский смокинг, банты и узоры: стиль Джона Малковича в ключевых деталях Канадский смокинг, банты и узоры: стиль Джона Малковича в ключевых деталях

Джон Малкович одевается необычно и местами экстравагантно

Esquire
Астрономы объявили о загадочном исчезновении самой большой черной дыры во Вселенной Астрономы объявили о загадочном исчезновении самой большой черной дыры во Вселенной

Черные дыры не могут исчезать бесследно... Или могут?

Популярная механика
Шоу «Голос»: я выбираю тебя Шоу «Голос»: я выбираю тебя

История выборов президента в нашей стране

GQ
10 необычных моделей Lada, которые не пошли в серию 10 необычных моделей Lada, которые не пошли в серию

Знаковые прототипы АвтоВАЗа, которые так и не добрались до конвейера

РБК
Мария Ревякина. Неравный бой Мария Ревякина. Неравный бой

Интервью с директором Театра Наций Марией Ревякиной

СНОБ
Gram против доллара Gram против доллара

Американская Комиссия по ценным бумагам и биржам закрыла проект Павла Дурова TON

Forbes
7 образов Валентина Гафта в кино 7 образов Валентина Гафта в кино

Вспоминаем самых стильных героев Валентина Гафта

GQ
Арсен Ревазов: Одиночество-12. Первая глава Арсен Ревазов: Одиночество-12. Первая глава

Отрывок из нового философского детектива Арсена Ревазова

СНОБ
Акцент на акценте: как актеры сериала «Корона» готовились к роли Акцент на акценте: как актеры сериала «Корона» готовились к роли

Над акцентами персонажей сериала «Корона» трудилась целая команда

Cosmopolitan
Главное — участие Главное — участие

Как домохозяйке основать международную бизнес-империю?

Forbes
Поколение Z на работе Поколение Z на работе

Как понять поколение Z и найти с ним общий язык

kiozk originals
Семья Бенуа Семья Бенуа

Дом-музей, в котором поют и танцуют наследники великой артистической семьи

Собака.ru
Что таит в себе водопроводная вода. Отрывок из книги американского биолога Что таит в себе водопроводная вода. Отрывок из книги американского биолога

Глава из книги Роба Данна «Не один дома»

СНОБ
10 самых безумных автомобилей XX века 10 самых безумных автомобилей XX века

Изобретатели автомобилей порой доходили до очень причудливых моделей

Maxim
Открыть в приложении