Бартерные отношения
Прошлой зимой из-за урагана «Ирма» Сен-Барт пропустил светский сезон, но в этот Новый год опять был молодцом. Мария Лопатова, которая уже десять лет наряжает елочку на острове, докладывает, кто еще из наших был и с кем водил хоровод
Тут уже совсем по-другому — если сравнивать с прошлым годом, когда Сен-Барт оправлялся от горя. «Ирма» в 2017‑м поцарапала дачу не только Романа Абрамовича — она снесла большую часть острова. Нотариусы работали без выходных — разбирались с документами на обломки домов…
Кстати, вы знаете, что на Сен-Барте строят из бетона, а крыши кроют железом? А потом мило обшивают белой вагонкой под покраску, чтобы скрыть ужас конструкции. Да, такой строительный кодекс. Насколько я знаю, ни один человек с острова не был эвакуирован, все пережидали бурю у себя. Для этого нужно было прятаться в самой маленькой комнате — туалете — и молиться. Молиться, что ураган не вырвет твой домик с корнем. Когда «Ирма» ушла, практически никто из местных не улетел на материк, хотя остаться на несколько дней без электричества, воды и продуктов (а главное, без интернета и вообще какой бы то ни было связи) — нелегкое испытание для современных цивилизованных людей. А в нормальных обстоятельствах Сен-Барт — место исключительное даже по меркам Карибов. Французский шик и куча американских денег дают беспроигрышное сочетание. Постоянно жить тут выгодно, ибо нет подоходного налога. Да и отдыхать неплохо, я этим занимаюсь с 2009 года. Туристическая сезонность предполагает high season на Рождество и Новый год — и зря, в это время тут всегда ветра и тяжелые течения. Лучшее время для отдыха (самое дешевое и спокойное) — с мая по конец июля. Август и сентябрь категорически не сезон. Закрыты все гостиницы, рестораны и магазины. Это время ураганов. «Ирма» именно в сентябре и случилась.
Пострадали все гостиницы, которые стояли на пляжах. Иконический Eden Rock обещали отремонтировать уже к этому Новому году, но стройка до сих пор в процессе. Отель пока не работает, однако открылся пляж — вернее, лежаки с возможностью перекусить. Есть можно только на этих лежаках, столов нет. И легендарный sand bar с трюфельной пиццей не работает.
Относительно быстро починили Сheval Blanc Isle de France. Отель работает, и номера отреставрированы. Кстати, стоящий рядом дом Ларри Гагосяна через три месяца после урагана уже стоял как новенький.
Пляж Flamand раньше был славен гостиницей Taiwana, в которой подавали отменного цыпленка табака на французский манер. Но «Тайвану» снесли еще до урагана, в связи с тем что его купили хозяева Cheval Blanc, без пяти минут свекр и свекровь Наташи Водяновой. Семья Арно чем только не владеет — не гнушается даже сдавать в аренду свою стометровую яхту «Симфония». Вот это пример для подражания. Не то чтобы они бедные, но если можно за неделю получить миллион, то почему бы и нет.
Темнеет на острове рано, все идут спать — и жить начинают в семь утра. Открываются первые булочные, спешат на работу грузовики и экскаваторы. Сейчас на Сен-Бартельми строительный бум. До «Ирмы» с разрешениями на строительство было гораздо сложнее: их мало кому давали, чтобы лимитировать застройку. После «Ирмы» строить разрешили, и делают это теперь все кому не лень. Страховые компании рассчитались с клиентами — как говорится, нет худа без добра. Сен-Барт омолодился, очистился, обновился. Появилось много новых вилл с хорошим ремонтом и дизайном.