Озерный край
Пресс-тур по Псковской области для журналистов и блогеров в начале лета организовали Минэкономразвития России, АНО «Национальные приоритеты» и Региональный комитет по туризму. Чем может удивить гостей северо-западный форпост России, выяснял шеф-редактор журнала Антон Семенов.

Автотур проходил на семиместных кроссоверах Evolute i-SPACE. «Китаец» оснащен гибридной силовой установкой, которая состоит из бензинового двигателя мощностью 110 л.с. и электродвигателя мощностью 177 л.с. Поскольку сами журналисты и блогеры управляли предоставленными машинами, то вполне смогли оценить их достоинства. Легкий в управлении, бесшумный, когда заводишь, стильный и вместительный – так можно охарактеризовать этот автомобиль.

Проехали мы полторы тысячи километров без нареканий. Правда, сопровождала нас группа техподдержки, которая даже заправляла все машины, так что напрягаться водителям особенно не пришлось. Поскольку в салоне находилось не более четырех человек, ехать было комфортно. Поинтересовались, сколько стоит авто: от 2,5 до 2,9 млн рублей в зависимости от комплектации. Ну что ж, тест-драйв можно признать успешным.
Из Москвы в Псков мы ехали через Ржев, а обратно уже по другой дороге – минуя Великий Новгород и Валдай. На трассе Москва – Санкт-Петербург сделали остановку на флагманской заправке «Лукойл» – еще одном партнере проекта. Огромный по площади центр включает ресторан, душевые, комнату для стирки и сушки одежды, магазин, детскую площадку, место для выгула собак.

Наш маршрут проходил по главным туристическим местам Псковской области, а ночевали мы в новых отелях и глэмпингах, построенных в рамках национального проекта «Туризм и гостеприимство». Некоторые из них открылись совсем недавно, так что даже не все работы были окончены. Так, например, в парк-отеле «Солнечный бор» еще завершали благоустройство: разбирали старые строения бывшего детского оздоровительного лагеря, асфальтировали дорожки… Расположенный на берегу озера Балаздынь среди соснового леса с чистейшим воздухом, этот отель предлагает комфортабельные двухэтажные номера в стильных таунхаусах. Кормят, правда, в старом здании столовой, но в планах владельцев – ее реновация.

Новая Бургундия
Пожалуй, главная новость, которой я делился со своими друзьями после этой поездки, – что в Псковской области собирают и готовят бургундских улиток не хуже, чем во Франции.
В 2020 году в деревне Опухлики (это название невозможно забыть) Невельского района открылась семейная улиточная ферма «ЭСКАРГО Д’ОР», или «Золотая улитка». Наталья Деревянных и Алексей Корочкин переехали сюда из Москвы и смогли среди заброшенных деревень наладить полный цикл сбора и переработки дикой виноградной улитки Helix pomatia.

Эта улитка, крупнейшая в Европе, известна во французской гастрономии как бургундская. Исторически она обитала в дикой природе в странах Европы, включая Францию. Популяция моллюска неуклонно сокращалась из-за интенсивного сбора, и с 1979 года сбор виноградной улитки в промышленных целях во Франции запрещен. Открылось много ферм, которые стали искусственно разводить другие виды улитки, но они не имеют таких полезных свойств, как дикие. Ведь улитка – это еще и мощный афродизиак.
А бургундскую улитку французские производители продолжали собирать в странах Восточной Европы и постсоветского пространства. В итоге, вследствие естественной миграции и изменения климата, последнее десятилетие самый крупный в Европе ареал обитания виноградной улитки Helix pomatia оказался на юге Псковской области, в основном в Невельском районе. Так бургундская улитка стала псковской.

Она не разводится в неволе, является дикорастущей и собирается в естественной среде обитания в лесах, на влажных лугах и вдоль озер. Сбор урожая проводится только в маеиюне, до откладки яиц, чтобы сохранить популяцию. Эти ограничения были приняты по просьбе владельцев фермы «ЭСКАРГО Д’ОР». Ведь улитка растет 5–6 лет, прежде чем ее можно собирать.
– К сожалению, уже более десяти лет две прибалтийские компании занимаются сбором и вывозом псковской улитки в другие регионы и за границу. Объем собираемого ими сырья огромен – 400–500 тонн за сезон, – сетует Алексей Корочкин.