Геймификация наследия: как игровая индустрия зарабатывает на патриотизме и культурном коде

Рынок видеоигр возвращает нас в XVII век, чтобы задать вопросы XXI-го. Фэнтезийный сеттинг больше не спасает, а новой валютой разработчиков стал культурный код. Яркие примеры — Ghost of Tsushima и Black Myth: Wukong. Российские студии не отстают, к выходу готовятся сразу несколько крупных проектов: российская «Игра престолов» — «Земский собор», балетный слэшер по мотивам славянских мифов «Царевна», основанные на славянских сказаниях «Гардарики» и другие. Как национальные и исторические сюжеты легли в основу компьютерных игр и кто на этом зарабатывает — в материале «Инка».
Игры ищут новые пути
Российский рынок видеоигр растет, несмотря на сложности с доступом к зарубежному контенту и иностранным площадкам дистрибуции. По итогам 2024 года он достиг $2,3 млрд, по оценке ADV Game. По подсчетам аналитиков Strategy Partners, до 2030 года российский рынок видеоигр будет расти на 5% ежегодно. В 2024 году мировой рынок игровой индустрии, по оценке тех же аналитиков, достиг $187,7 млрд (рост составил 2,1%) и, по прогнозу Kokoc Group, к 2027 году вырастет до $198 млрд при среднегодовом росте 3,7%.
В мире и в России игры уже стали частью популярной массовой культуры наравне с фильмами, сериалами и анимацией. По оценке Mediascope, игры входят в топ-4 популярных медиаактивностей для россиян, уступая только видео, соцсетям и мессенджерам. В целом Россия, по заявлению президента, сейчас входит в топ-5 самых играющих стран, а по данным «ВЦИОМ-Консалтинг», 77% россиян имеют опыт гейминга.
Егор Сечинский
Гендиректор компании Ninsar (разработчик игры «Сатурн»)
«Во многих странах видеоигры давно стали инструментом мягкой силы. Например, в серии Assassin’s Creed Ubisoft последовательно воссоздает исторические эпохи — от древнего Египта до Французской революции — через призму культурных особенностей. В США популярны проекты вроде Call of Duty, где прослеживается определенная героизация армии и патриотическая риторика. В Польше студия CD Projekt Red через The Witcher активно транслирует элементы славянского фольклора и национального культурного наследия».
Эксперт добавляет, что тренд на локальную идентичность — общемировой, но в России он сейчас особенно актуален на фоне задач по укреплению культурного суверенитета.
Андрей Воронков
Замгендиректор АНО «ИРИ»
«Главная задача — создание качественного контента в ситуации международных ограничений. АНО «ИРИ» ищет те игровые проекты, которые помогают образовывать, развивать кругозор, учат разбираться в истории, культуре, искусстве, укрепляют российскую идентичность, духовные и нравственные ориентиры. Мы верим, что игры могут быть мощным коммуникационным инструментом».
«Одна из проблем игровой индустрии — стереотип, что игры — это «что-то для детей». На самом деле это мощный медиаканал, который влияет сильнее кино или книг. В кино ты лишь наблюдаешь за историей, а в игре — живешь ею, примеряешь роль героя, понимаешь его выбор. В какой-то момент ты уже ассоциируешь себя с персонажем», — отмечает креативный директор студии «Играющие кошки» Виталий Шутов.
Поэтому, добавляет он, также важно, чтобы игры развивали осознанность и эмпатию. Александр Толкач, продюсер игры «Отряда 22: ZOV», добавляет: прототипами героев их проекта стали реальные добровольцы — «так игроки глубже прочувствуют сюжет».
Мотивация к изменениям
В тоже время российский видеоигровой рынок с 2022 года переживает сложности, обусловленные в основном геополитической ситуацией. Международные платформы ограничили деятельность российских компаний, и студии начали развивать собственные сервисы, например VK Play и RuStore. Но выход на зарубежные рынки остается сложным, в том числе из-за высокой конкуренции. Как выяснилось по результатам совместного исследования с ассоциацией АПРИОРИ и Институтом развития интернета, в котором участвовали более 200 российских студий разработки видеоигр, выяснилось, что среди наиболее востребованных мер поддержки — помощь в продвижении за границей (52,8%), налоговые льготы (47,2%) и гранты на разработку (45,1%).