Людмила Ковалева
Профессор Академии Вагановой Людмила Ковалева не стала примой Мариинского театра — но воспитала Диану Вишневу. Родила первого ребенка в 38 лет — и стала мамой четырех дочерей. Людмиле Валентиновне 80 лет — а она выпускает новые сенсации и проводит мастер-классы в семейной школе балета «Айседора», на которые можете записаться и вы. Искали музу, которая вдохновит вас на body hard и стретчинг? Вот она!
Педагог
В 1994 году имя профессора Ковалевой стало известно далеко за пределами Академии Вагановой, когда ученица Людмилы Валентиновны Диана Вишнева проснулась сенсацией. И это до выпускных экзаменов! Сначала восемнадцатилетняя Диана взяла Гран-при на важнейшем международном конкурсе в швейцарской Лозанне. А сразу после вышла в центральной партии на сцену Мариинского — это была Китри в «Дон Кихоте». Последнее — случай для постсоветского балетного театра невиданный: надо было годы трудиться в кордебалете, и только потом балерину могли «наградить» главной ролью! А могли — не наградить.
Не меньшим потрясением стало, когда еще одну ученицу Ковалевой, Ольгу Смирнову, возвели в статус солистки Большого театра — и опять минуя кордебалет! Затем Анастасия Лукина, проучившись у Людмилы Валентиновны каких-то два года, получила приглашения танцевать в Большом театре и в Национальном театре Мюнхена. А взять Анастасию Смирнову: выпускница 2020-го, а уже исполняет главные партии в шести спектаклях Михайловского театра.
Совпадение? Не думаем! За воспитанницами Ковалевой неусыпно следят будущие работодатели, чтобы успеть забукировать их еще во время последнего года обучения. Однокурсниц Марию Хореву, Анастасию Нуйкину, Дарью Ионову и Марию Буланову взяли в труппу Мариинского, прежде чем прозвенел последний (школьный!) звонок. И первые три, только готовясь к выпускным, дебютировали в балете «Аполлон» Баланчина и отправились в мировое турне с премьером Ксандером Паришем — такие авансы дают не всем.
Людмила Валентиновна, удивительно, что при такой энергии вы сами не стали примой.
Попав в Мариинский (Кировский) театр после окончания Академии, я растерялась. Да, мне давали танцевать многое, и я была солисткой, но для пьедестала на Олимпе мне не хватило характера. Ноги были хорошие, а вот голова — еще нет: чтобы достичь высоты примы, нужно упорство, терпение и смелость, а не только природа. Да и вообще я думала, что танцевать могут только небожители. А ведь это — главное заблуждение. Если бы рядом был сильный наставник, который вцепился бы в меня и толкал вперед, все могло бы сложиться по-другому. Став педагогом, я учила девочек на своих ошибках и сама стала таким мотиватором.
После окончания карьеры балерины в Мариинском вы возвращаетесь в родную Академию — преподавать. Как так сложилось?
Куда бежать, что делать, где работать — после выхода на пенсию, как и положено в балете, в 38 лет, меня охватила жуткая паника. Я умела только танцевать и читать книги. Хотелось быть библиотекарем или, что еще лучше, пойти на службу в гостиницу выдавать ключи, чтобы в тишине листать романы. Но для «Интуриста» нужен был блат, которого не было: деваться некуда — пришлось поступать на педагогические курсы. (Смеется.) И как оказалось, именно преподавание — мое призвание.
А как вы сами пришли в балет — мечтали о нем с детства?
Случайно. Как-то в город Сланцы в Ленобласти, где я родилась, приехал цирк, и с тех пор я начала буквально бредить акробатикой. Мама отдала меня в самодеятельность — так я начала танцевать. А однажды кто-то посоветовал поехать на просмотр в Вагановскую академию — тогда она называлась Ленинградским хореографическим училищем. Сейчас на вступительные экзамены приходят девочки, которые занимаются балетом чуть ли не с трех лет, а тогда это было не главным. Выбирали тех, у кого лучше данные. Меня взяли сразу.
Понравилось?
Честно говоря, не очень-то. Я думала, мы будем делать мостики и шпагаты, а тут целыми днями один станок. Ужас! Неделя без акробатики, другая, и я запросилась домой. Но педагог, видя мои способности, уговорил маму остаться до конца учебного года. У меня все получалось, педагоги ставили пятерки, а потом я уже привыкла к балету и втянулась.
Визионер
Только приступив к работе в Академии Вагановой, Людмила Валентиновна поняла: нужно быть созвучной времени, изучать и анализировать все, что предлагает современная культура. В результате ее ученицы буквально влетают в театр, не теряя ни дня короткой сценической жизни, и не боятся выходить за пределы амплуа и жанра. Диана Вишнева участвует в 3D-спектакле «Сны Спящей красавицы», Кристина Шапран танцует в экспериментальном балете Владимира Варнавы «Ярославна. Затмение », испанец Начо Дуато, приехав в Петербург, специально создал главную женскую партию в своей модернистской работе Nunc Dimittis для примы Михайловского театра Екатерины Борченко. Сегодня время Людмилы Валентиновны расписано по минутам. Кроме занятий в Академии (да, Ковалева по-прежнему берет новые наборы!), в ее графике — репетиции с «заслуженными» ученицами. Например, Ольга Есина, этуаль Венской оперы, во время гастролей в Петербурге обязательно выделяет время для работы над ролью со своим любимым педагогом.