Поговорим о Роберте Рафаиловиче Фальке

Наука и жизньКультура

Человек в красной феске

Наталия Данилевская

Роберт Рафаилович Фальк. Красивое сочетание букв и звуков, во всяком случае, так видится и слышится мне. Был ли красивым человек, носивший это звучное имя? Адресовать такой вопрос можно, пожалуй, только себе. Но тогда и ответ будет свой и для себя лично. Однако есть другой вопрос, всеобщий, над которым веками бьются умы: как соотносятся понятия «художник» и «человек»? Добавим: и время… Может ли, в принципе, быть решённым этот вопрос?

В Государственной Третьяковской галерее проходит большая персональная выставка работ Роберта Рафаиловича Фалька (1886—1958). Предыдущая была почти сто лет назад, в 1924 году.

«У Фалька особое место в истории русского искусства, — пишет во вступительной статье к изданию, сопровождающему ретроспективу, научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи Татьяна Михайловна Левина. — Наверное, в годы “Бубнового валета” трудно было бы предположить, что именно ему, не самому яркому художнику объединения, почти полвека спустя суждено стать если не мостиком, то нитью между европейской живописью и русским искусством 1910—1920-х годов, с одной стороны, и воскресающим искусством периода оттепели, нонконформизмом — с другой. Его имя окружено своего рода легендой, в основу которой легла его жизнь с ежедневной многочасовой работой, положенная, как оказалось, на то, чтобы “телом”, “пушечным мясом” своей живописи если не заполнить, то уменьшить всё растущую пропасть культурной изоляции, в которую волей государства было ввергнуто отечественное искусство…

Вероятно, этой роли посредника способствовали не только постоянство, внутренняя независимость и выносливость на длинной дистанции, но и нерадикальность художественной позиции Фалька на всём протяжении пути. Георгий Костаки вспоминал: “Мне казалось, что от кубизма, которым Фальк увлекался, он должен был бы перейти к авангарду. На мой взгляд, он был в числе 25—30 художников, которые стояли на платформе, ожидая поезда в будущее. Однако, по неизвестной причине, Фальк в этот поезд не сел, так и остался стоять на платформе”».

«Большой монографической выставки Фалька не было уже очень давно, — заключает статью её автор, — вопрос о месте и значении его искусства не закрыт — надеемся, эта персональная выставка в Третьяковской галерее станет новым шагом в его осмыслении».

Прочтём и относящуюся к этим заключительным словам сноску: «Из сегодняшнего дня нельзя делать абсолютный вывод, абсолютный приговор: вот сегодня все мы поняли, это последний суд. Как Кабаков говорит: “В будущее возьмут не всех”, то есть вот сегодня начальство определяет, кого отправить в будущее. Не будет этого ничего! Сегодня — один из этапов: было вчера, было позавчера, сейчас — сегодня, потом будет завтра (Булатов Э. Воспоминания о Роберте Фальке)». Открыв в разделе «Младшие современники о Роберте Фальке» воспоминания Эрика Владимировича Булатова, известнейшего в мире отечественного художника, одного из тех самых нонконформистов 1960—1980-х годов, ученика Р. Р. Фалька, находим строчки, завершающие приведённую выше мысль: «А время… время движется, время идёт, и время всё определяет. Для всех придёт своё время. Так же, как оно пришло для Вермеера — через 200 лет вообще. Видимо, это тоже нормально, хотя сказать, что это нормально, сложно. Мы не знаем, как время скажется на наших работах. “Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся”. Будем надеяться, можем надеяться и должны надеяться, но не нужно выносить приговор навсегда, исходя из сегодняшнего дня».

Закрываю и откладываю замечательное издание, сопровождающее выставку, и снова отправляюсь в Третьяковскую галерею, на этот раз — поговорить о Роберте Рафаиловиче Фальке с куратором выставки Татьяной Левиной.

Автопортрет. 1906 год. Бумага, тушь, перо, графитный карандаш. Государственная Третьяковская галерея. (Фрагмент страницы из каталога выставки.)

— Татьяна Михайловна, как сейчас посетители выставки в Третьяковской галерее воспринимают картины Фалька?

— Посетители выставки делятся на тех, кому больше нравится период «Бубнового валета» и работы начала 1920-х годов (потом, — говорят они, — у художника начинается депрессия, вся вот эта грязь, слякоть…), и тех, кому, наоборот, весь «Бубновый валет» Фалька представляется вторичным (такой ли, мол, авангард бывал?! Малевич, Ларионов, ранний Машков, Лентулов… гораздо ярче!).

Да, Фальк умереннее, он работает со светом, с пространством. Хотя ведь и Аристарх Лентулов, скажем, тоже работает со светом, но у Фалька свет особенный. Вообще, в Фалька надо проникать… Он не поражает, на первый взгляд…

Пейзаж. 1913 год. Холст, масло. Пермская государственная художественная галерея.

— В видеозаписи, которая демонстрируется на выставке, Эрик Владимирович Булатов настойчиво советует: не надо слушать никаких объяснений, просто стойте и смотрите. Ходите и смотрите. Нравится? Спрашивайте об этом себя.

— Я согласна с ним… Так вот, для тех, кто считает вторичным ранний период творчества Фалька, особенно важен Париж, куда Фальк уехал в творческую командировку в июне 1928 года и где прожил почти десять лет, — с Парижа, по их мнению, начинается Роберт Фальк как индивидуальность. Но мне-то кажется, что и в «бубнововалетском» периоде проявляется его индивидуальность. Ведь «Красная мебель» действительно очень сильная вещь. Сам Фальк о ней говорил: её несёт образ. Краска «сырая», с точки зрения более поздней, парижской его живописи, когда он смешивал краски по полчаса для одного мазочка: смешивает-смешивает, наносит один мазочек, потом отходит, смотрит. И так каждый мазок. И с такой точки зрения его «Красная мебель» с открытым красным цветом, с «треугольником» чистых белил на скатерти представляется произведением незаконченным. Кстати, это вообще единственный раз у него такое сочетание техник (хотя там и прописанный кусок, но он сильно отличается от остальной живописи: фрагмент кажется незакрытым красками грунтом), и можно сказать, что это — элемент кубистического сочетания разных фактур, но не коллаж. Фальк тут как бы на пути к нему, но по этому пути он не пойдёт…

В белой шали (Портрет А. В. Щёкин-Кротовой). 1947 год. Холст, масло. Государственный Русский музей.

— Картина была написана быстро?

— Точно не знаю, честно говоря. Наверное, он не очень долго над ней работал. Писал в Покровском-Стрешневе под Москвой, в санатории для нервнобольных. И, скорее всего, там же были написаны две сумасшедшие девочки, одна из них есть в каталоге… Но «Красная мебель» — законченная вещь, и этот кусок — сознательное решение художника, предел нарушения станковости станковой вещи.

Перед картинами 1920-х годов. Слева: Бухта в Балаклаве. 1927 год. Холст, масло. Государ-ственная Третьяковская галерея. Справа: автопортрет в жёлтом. 1924 год. Холст, масло. Государственный Русский музей.

— Что стоит за этими словами: «станковая вещь»?

— Станковая картина – это своего рода маленькое государство. Отдельный мир. И сильнее всего у Фалька он выражен как раз в начале 1920-х годов. Причём это период, когда само существование станковой картины было под вопросом, а у Фалька — квинтэссенция станковости, да и сам он говорит не только о Рембрандте и Веласкесе, но и о малых голландцах. А уж «станковее» малых голландцев вообще ничего не придумаешь. Вспомним его автопортрет в жёлтой кофте из Русского музея. Ведь там основной цветовой контраст — вермееровский: жёлтое с голубым и то, как стена освещена… Есть в этом вермееровское впечатление. И сама фактура очень плотная, равномерная. Она как броня, как стена, которая отделяет мир картины от внешнего мира, а художник будто с опаской вглядывается во внешний мир. Он там, в своём государстве, и оно — его пространство-убежище. В Париже он на свой лад как бы размывает эту стену, фактура у него становится гораздо более открытой. Вот, скажем, его вещь «Солнце в море. Бретань» (1934—1935). Она, с одной стороны, близка главной картине французского импрессионизма «Впечатление. Восходящее солнце» Клода Моне, написанной на шестьдесят лет раньше (с солнышком, с бликами на воде — она прямо такой оммаж французской вещи), а с другой, в ней есть экспрессионистская, сутинская1 фактура, цепляющая глаз. Французские вещи Фалька не центрированы, они часто как бы расползаются в стороны, цвет в них смутный, дробный, но пропитанный светом в лучших произведениях. И это был, если представить себе, человек не молодой (в 1928 году, когда Фальк уехал в Париж, ему уже 42 года), который очень хорошо умел писать. Он мастер! И тем не менее решается писать в некотором смысле плохо. Кстати, он ещё в Москве говорил, что «почти все мы делаем хорошие, очень порядочные вещи, но лучше было бы, если у нас почаще выходили бы в некотором смысле плохие вещи»…

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
Никаких советов! О чем нельзя говорить беременным и молодым мамам Никаких советов! О чем нельзя говорить беременным и молодым мамам

Что не стоит говорить маме, чтобы не нарваться на грубость

Cosmopolitan
Будущее пятого поколения Будущее пятого поколения

Время 4G на исходе. 5G серьезно изменит нашу жизнь

Популярная механика
Что такое синдром информационной усталости и как его преодолеть Что такое синдром информационной усталости и как его преодолеть

Разбираемся, как сохранить продуктивность и здоровье в непрерывном инфопотоке

РБК
Васаби, японский хрен или китайская зелёная горчица Васаби, японский хрен или китайская зелёная горчица

Приправа, о которой многие слышали, но мало кто знает, что это такое

Наука и жизнь
5 лучших ролей Леонардо ДиКаприо 5 лучших ролей Леонардо ДиКаприо

Лучшие роли ДиКаприо — от Фрэнка Абигнейла до Хью Гласс

GQ
Не пей вина, Гертруда Не пей вина, Гертруда

Известные исторические личности с репутацией завзятых отравителей

Вокруг света
Знойные мамочки! Пикантные фото звезд сериала «Содержанки»: Софья Эрнст и другие Знойные мамочки! Пикантные фото звезд сериала «Содержанки»: Софья Эрнст и другие

Актрисы воплотили на экране образы раскрепощенных героинь

Cosmopolitan
Открытка против голода Открытка против голода

«Спасите умирающих детей Поволжья»

Дилетант
Как выглядят красотки из «Гардемаринов»: Лютаева, Орбакайте, Машная и другие Как выглядят красотки из «Гардемаринов»: Лютаева, Орбакайте, Машная и другие

Как изменились героини исторической саги «Гардемарины»

Cosmopolitan
Шпалера со смыслами Шпалера со смыслами

Фламандская шпалера середины XVI века

Дилетант
Сколько зарабатывают ведущие, участники и «выпускники» реалити-шоу «Дом-2» Сколько зарабатывают ведущие, участники и «выпускники» реалити-шоу «Дом-2»

Как зарабатывают участники реалити-шоу «Дом-2»

Cosmopolitan
Измерение климата Измерение климата

Какова цена «зеленой инфляции»

Forbes
Испытание углем Испытание углем

Как наследники Дмитрия Босова борются за его угольную империю

Forbes
Британцы разработали назальный спрей для лечения болезни Паркинсона Британцы разработали назальный спрей для лечения болезни Паркинсона

Ученые нашли новый более эффективный способ терапии болезни Паркинсона

N+1
Почему немецкие бомбардировщики издавали такой страшный звук Почему немецкие бомбардировщики издавали такой страшный звук

Издавать известный всем по военным фильмам рев умел только самолет «Юнкерс-87»

Maxim
«Разнообразие в командах важно — иначе вы не выживете на борту»: как Роуз Дамен управляет строительством мегаяхт «Разнообразие в командах важно — иначе вы не выживете на борту»: как Роуз Дамен управляет строительством мегаяхт

Роуз Дамен руководит яхтенным подразделением судостроительного гиганта Damen

Forbes
Гусарская баллада: женщина, которая всю жизнь притворялась мужчиной Гусарская баллада: женщина, которая всю жизнь притворялась мужчиной

На что была бы похожа история реальной Шурочки из фильма «Гусарская баллада»

Cosmopolitan
«Ты не понимаешь!»: как и почему мужчины учат женщин жить «Ты не понимаешь!»: как и почему мужчины учат женщин жить

«Менсплейнинг»: Почему мужчины считают себя умнее женщин

Psychologies
Экологичный романтизм Экологичный романтизм

Маленькая квартира в новостройке с экологическими мотивами практичного дизайна

Идеи Вашего Дома
«Много обещаний, мало результата»: почему беспилотники не стали повсеместным транспортом, как обещали разработчики «Много обещаний, мало результата»: почему беспилотники не стали повсеместным транспортом, как обещали разработчики

Времени и денег на создание безопасных машин нужно еще много

VC.RU
«Органы теряются, пациенты умирают».‎ Как бюрократия не дает трансплантологам лечить детей «Органы теряются, пациенты умирают».‎ Как бюрократия не дает трансплантологам лечить детей

Как медицинская бюрократия мешает врачам работать

СНОБ
Онлайн-фитнес, технологии машинного обучения и Agritech: в какие проекты инвестирует новый фонд Phystech Leadership Fund Онлайн-фитнес, технологии машинного обучения и Agritech: в какие проекты инвестирует новый фонд Phystech Leadership Fund

Какие проекты пользуются популярностью у инвесторов?

Популярная механика
«Мы победим, пусть и не в этом суде»: женщины-адвокаты — о проблемах в правовой системе и дискриминации «Мы победим, пусть и не в этом суде»: женщины-адвокаты — о проблемах в правовой системе и дискриминации

Женщины-адвокаты — о гендерных стереотипах и несовершенствах судебной системы

Forbes
Как реновация Москвы не стала османизацией Парижа Как реновация Москвы не стала османизацией Парижа

Как происходит благоустройство городов и как горожане присваивают районы

N+1
10 женских секретов, которые не должен узнать твой мужчина 10 женских секретов, которые не должен узнать твой мужчина

То, что для тебя важно, твой мужчина может воспринять как пустую трату времени

Cosmopolitan
Фрагмент книги Ксении Суриковой «Музей. Архитектурная история» про связь архитектуры с культурой и развитием общества Фрагмент книги Ксении Суриковой «Музей. Архитектурная история» про связь архитектуры с культурой и развитием общества

Отрывок из книги Ксении Суриковой о том, как архитектура следовала за культурой

Esquire
Ранняя менопауза: почему климакс может наступить до 40 лет Ранняя менопауза: почему климакс может наступить до 40 лет

Что такое преждевременная менопауза и в чем она выражается?

Cosmopolitan
Елизавета Базыкина: «Я считаю, что артист должен уметь все, быть разноплановым» Елизавета Базыкина: «Я считаю, что артист должен уметь все, быть разноплановым»

Героиня этого номера Grazia – актриса Елизавета Базыкина

Grazia
Годовалые дети сочли сверхъестественные способности признаком авторитета Годовалые дети сочли сверхъестественные способности признаком авторитета

Младенцы связали сверхъестественные способности с социальным доминированием

N+1
Открыть в приложении