История Петербургского общества авангардистов

Культура.РФИстория

История «Союза молодежи»

Автор: Ирина Малахова

0:00 /
639.429
Михаил Матюшин. Движение в пространстве (фрагмент). 1922. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Самым крупным объединением авангардистов в начале XX века было общество «Бубновый валет». Однако во многом его опередила группа «Союз молодежи», которая была зарегистрирована на полтора года раньше в Петербурге. У истоков «Союза молодежи» стояли меценат Левкий Жевержеев и молодые художники-экспериментаторы — Иосиф Школьник, Валентин Быстренин, Елена Гуро, Михаил Матюшин. Именно «Союз молодежи» организовал первый показ «Черного супрематического квадрата» Казимира Малевича в футуристическом спектакле «Победа над Солнцем». Портал «Культура.РФ» знакомит с историей Петербургского общества авангардистов.

Первое объединение авангардистов

В апреле 1909 года в Петербурге проходила выставка «Импрессионисты», организованная художественно-психологической группой «Треугольник». В ней участвовали Иосиф Школьник, Елена Гуро, Михаил Матюшин, Георгий Якулов. Члены «Треугольника» работали в стиле импрессионизма и символизма, разрабатывали новые живописные приемы. Однако Матюшин критиковал основателя группы Николая Кульбина за «эклектичность, декадентство и врубелизм».

Вскоре после этой выставки Елена Гуро и Михаил Матюшин покинули «Треугольник» и создали новое общество под названием «Союз молодежи». К ним присоединились меценат Левкий Жевержеев, художники Эдуард Спандиков, Валентин Быстренин, Иосиф Школьник и другие. Творческая группа разместилась в мастерской в Замятином переулке. Ее участники приняли устав, текст которого опубликовали в справочной книге «Весь Петербург». Их целью было «ознакомление своих членов с современными течениями в искусстве, развитие в них эстетических вкусов путем совместных занятий рисованием и живописью, а также обменом мнений по вопросам искусства, и способствовать взаимному сближению лиц, интересующихся искусством».

16 февраля 1910 года «Союз молодежи» внесли в реестр обществ Петербурга — на полтора года раньше, чем объединение авангардистов «Бубновый валет». Позже обе группы тесно сотрудничали: организовывали выставки, ставили спектакли, обменивались опытом.

Неакадемические выставки и новаторские спектакли

У «Союза молодежи» не было четких ограничений по стилю, поэтому для выставок, которые организовывало общество, отбирали неакадемические работы символистов и неопримитивистов, кубистов и кубофутуристов. Среди них — пейзажи и натюрморты, написанные в духе европейского импрессионизма: «Женщина в скандинавском платке» Елены Гуро, «Натюрморт с желтой скатертью» Иосифа Школьника, «Танцовщица» Эдуарда Спандикова и многие другие произведения. С 1910 по 1914 год «Союз молодежи» провел выставки в Петербурге, Риге и Москве.

Большую популярность «Союз молодежи» получил благодаря своим спектаклям. В январе 1911 года его участники поставили народную драму из двух частей «Хоромные действа». Режиссером выступил Михаил Бонч-Томашевский, сценографом — Евгений Сагайдачный, а гримером и бутафористом — Михаил Ле-Дантю. Эскизы костюмов и декораций Владимира Татлина, Александра Гауша и Эдуарда Спандикова вошли в собрание мецената Жевержеева и сегодня хранятся в Русском музее и Санкт-Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства.

Первая часть драмы «Царь Максимилиан и его непокорный сын Адольф» об императоре Петре I и царевиче Алексее вошла в историю русского театра как образец новаторского спектакля. Вместо сцены в зрительном зале установили три площадки, на каждой из которых разыгрывалось действие. Справа на помосте находился трон Максимилиана, слева — владения богини Венеры, а в центре страдал Адольф. Стены украсили лубочными картинками, а актеры-любители и музыканты все время обращались к посетителям. Артисты были загримированы и наряжены в яркие ярмарочные костюмы, да и само представление напоминало традиционные балаганы, популярные в России XVIII века.

Все почти роли пьесы исполнялись любителями, но, пожалуй, для пьесы это только выгодно. Актерская техника, «театральность» в современном значении слова, решительно не подошли бы к характеру лубочной трагедии». Лев Камышников, театральный критик

«Рыцари безумия»: диспуты и первый в мире театр футуризма

С 1912 по ноябрь 1913 года общество «Союз молодежи» организовывало диспуты — публичные ученые споры, на которых обсуждали новое искусство. «Союз» и тут опередил «Бубновый валет», который первый свой диспут провел на месяц позже. В январе 1912 года состоялась программная лекция одного из организаторов русского футуризма Сергея Боброва «Основы новой русской живописи. Русский пуризм», а в конце года выступили постимпрессионист Давид Бурлюк с докладом «Что такое кубизм» и писатель Владимир Маяковский с речью «О новейшей русской поэзии». Часто выступления были эпатажными.

Малевич, выступавший с докладом, был резок. Бросал такие фразы:
— Бездарный крикун Шаляпин…
— Вы, едущие в своих таратайках, вы не угонитесь за нашим футуристическим автомобилем!
— Кубисты, футуристы непонятны? — сказал Малевич. — Но что же удивительного, если Серов показывает… — он повернулся к экрану, на котором в это время появилась картинка из модного журнала.
Поднялся невероятный рев, пристав требовал закрытия собрания, пришлось объявить перерыв.
Алексей Крученых, «Первые в России вечера речетворцев»

Зал Троицкого театра миниатюр во время этих диспутов был заполнен до отказа, а в прессе потом появились скандальные статьи с заголовками «Рыцари безумия» и «Поэзия свихнувшихся мозгов».

В апреле 1912 года общество стало издавать первый в России журнал о современном искусстве — «Союз молодежи». Всего вышло три номера — это полторы тысячи сборников. В них печатали переведенные статьи из каталогов европейских выставок и зарубежной периодики, а также программы отечественных авангардистов: «Основы нового творчества и причины его непонимания» Ольги Розановой и трактат Вальдемара Матвея об искусстве стран Востока, Океании и Африки.

В последнем номере вышли произведения литературной группы поэтов-футуристов «Гилея». Вместе с ними «Союз молодежи» организовал театр «Будетлянин» — первый в мире театр футуристов. В 1913 году они поставили трагедию «Владимир Маяковский» и оперу Алексея Кручёных «Победа над Солнцем», где публика впервые увидела «Черный супрематический квадрат» Казимира Малевича.

Последние выставки «Союза молодежи»

«Союз молодежи» просуществовал без малого 10 лет. За это время его состав часто менялся. К 1913 году к группе присоединились художники Константин Дыдышко, Савелий Шлейфер, Анна Зельманова, Август Балльер и другие. Финансов «Союзу» не хватало: театральные проекты в основном оказывались убыточными, часто не было денег даже на гонорары артистам и художникам; регулярные выплаты получали только лекторы и авторы книг и спектаклей. Из-за постоянных конфликтов и начала Первой мировой войны общество практически прекратило свою деятельность.

В 1917 году Жевержеев, Спандиков и Школьник планировали организовать несколько выставок. В это время в группу вступили еще 17 художников, среди которых были Лев Бруни, Николай Тырса, Роберт Фальк и Аристарх Лентулов. Однако их творческое сотрудничество в послереволюционной стране длилось недолго, а выставка, запланированная на апрель 1918 года, так и не состоялась.

Последним мероприятием, в котором участвовали члены «Союза молодежи», была Первая государственная свободная выставка произведений искусства в 1919 году. В Зимнем дворце представили свои работы уже советские художники — Павел Филонов, Марк Шагал, Иван Пуни, Натан Альтман и Ольга Розанова. Позже некоторые из них эмигрировали во Францию.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ананасы в шампанском — это пульс вечеров! Ананасы в шампанском — это пульс вечеров!

О литературном и гастрономическом вкусе Серебряного века

Наука и жизнь
Ухожу красиво Ухожу красиво

Сколько свободного времени положено каждому уставшему человеку

Cosmopolitan
Большой Ангкор подтвердил статус одного из самых густонаселенных городов доиндустриальной эпохи Большой Ангкор подтвердил статус одного из самых густонаселенных городов доиндустриальной эпохи

На пике своего развития Большой Ангкор населяло около 700–900 тысяч человек

N+1
Зачем мужчине нужен косметолог и пластический хирург Зачем мужчине нужен косметолог и пластический хирург

Как косметолог и пластический хирург помогут вам принять себя

GQ
Призраки выходят из тени Призраки выходят из тени

Где помимо хоррора любят призраков

Weekend
Лучший трофей Лучший трофей

Загородная резиденция для заядлого охотника

SALON-Interior
Как обсуждать зарплату на собеседовании и не стесняться говорить о деньгах Как обсуждать зарплату на собеседовании и не стесняться говорить о деньгах

Как получить желаемый для себя оклад

СНОБ
Постоянно хочется спать: 15 причин, почему это происходит Постоянно хочется спать: 15 причин, почему это происходит

Сонливость может быть и симптомом многих болезней

РБК
5 причин не бояться быть «как все» 5 причин не бояться быть «как все»

Как превратить свою обыкновенность в суперсилу?

Psychologies
Никаких советов! О чем нельзя говорить беременным и молодым мамам Никаких советов! О чем нельзя говорить беременным и молодым мамам

Что не стоит говорить маме, чтобы не нарваться на грубость

Cosmopolitan
Тренировки по ночам и до тошноты: как я поборола зависимость от спорта Тренировки по ночам и до тошноты: как я поборола зависимость от спорта

История девушки, которая смогла проработать зависимость от спорта

Cosmopolitan
18 лет vs 30: кому нужны «соревнования» между женщинами разного возраста 18 лет vs 30: кому нужны «соревнования» между женщинами разного возраста

Кто внушил женщинам 30+, что им надо быть не хуже вчерашних школьниц

Cosmopolitan
И себе, и людям И себе, и людям

Что такое социальное предпринимательство в России?

Harper's Bazaar
От головных болей до варикоза: 5 неожиданных последствий плоскостопия От головных болей до варикоза: 5 неожиданных последствий плоскостопия

Что происходит при плоскостопии?

Cosmopolitan
Белая ворона: что делать, если ты чувствуешь себя не такой, как все Белая ворона: что делать, если ты чувствуешь себя не такой, как все

Мы живем в мире экстравертов, и, если ты не такая, тебе может быть непросто

Cosmopolitan
Археологи связали арабские мустатилы с неолитическим скотоводческим культом Археологи связали арабские мустатилы с неолитическим скотоводческим культом

Архитектура скотоводческого культа на северо-западе Аравии

N+1
Соцсеть без самолюбования и постановки: в США взлетело приложение Poparazzi для неидеальных фото Соцсеть без самолюбования и постановки: в США взлетело приложение Poparazzi для неидеальных фото

В Poparazzi приложении не приветствуются селфи и отредактированные фотографии

VC.RU
Бесконечная история в Санкт-Петербурге Бесконечная история в Санкт-Петербурге

Сколько раз ни бываешь в Северной столице, а все равно находишь новые маршруты

Лиза
14 фильмов и сериалов, которые подарили нам мемы 14 фильмов и сериалов, которые подарили нам мемы

Мемы из фильмов: от Ди Каприо с бокалом до замерзшего Джека Николсона

GQ
Мармеладки в виде белков помогут слепым детям изучать химию Мармеладки в виде белков помогут слепым детям изучать химию

Съедобные желатиновые 3D-модели белков помогут слабовидящим детям изучать химию

N+1
Как пить дать Как пить дать

Какой объем жидкости необходим в сутки и как понять, что организму не хватает?

Лиза
Перемена слагаемых Перемена слагаемых

Устали от стандартных маршрутов и толп туристов на курортах?

Добрые советы
Натягиваем струны пока не лопнут: как построить уникальный концертный зал Натягиваем струны пока не лопнут: как построить уникальный концертный зал

Сверхсовременного концертный зал, основанный на принципах струнных инструментов

Популярная механика
30 до 30. Наука и технологии 30 до 30. Наука и технологии

Список Forbes молодых и перспективных россиян. Наука и технологии

Forbes
Белые на белом Белые на белом

Белые медведи. Становится ли их меньше или больше?

Вокруг света
Красного прилива цвет Красного прилива цвет

О красных приливах бродит по миру множество слухов

Наука и жизнь
Deepfake, виртуальные декорации и другие технологии для кино: друзья, враги или спасители Deepfake, виртуальные декорации и другие технологии для кино: друзья, враги или спасители

Как и для чего нужно использовать технологии в кино?

Популярная механика
Кузены по оружию. Почему инцидент с Протасевичем не изменит отношение Путина к Лукашенко Кузены по оружию. Почему инцидент с Протасевичем не изменит отношение Путина к Лукашенко

Судьба российской власти накрепко связана с судьбой белорусского режима

СНОБ
Тело как улика Тело как улика

10 советов и техник, которые помогут принять себя и свое отражение в зеркале

Лиза
30 до 30. Новые медиа 30 до 30. Новые медиа

Список Forbes молодых и перспективных россиян. Новые медиа

Forbes
Открыть в приложении