Интервью с режиссером мультсериала «Маша и Медведь» – Натальей Малыгиной

ForbesРепортаж

«Воспитывать должны родители, а не контент»: интервью с создателями мультфильма «Маша и Медведь»

Режиссер популярного мультсериала Наталья Малыгина и директор по маркетингу компании «Анимаккорд» Дарья Катиба рассказали, что помогает проекту оставаться популярным на протяжении 12 лет, за что Машу любят в Индонезии, когда выйдет первый полнометражный мультфильм и почему российский рынок анимации переживает сейчас «кадровый голод»

Анастасия Андреева

natalya_malgina_3.jpg__1621009216__72408__vid904979e.jpg
Наталья Малыгина. Фото DR

«Маша и Медведь» — единственный российский мультсериал, который входит в топ-5 самых востребованных детских шоу в мире наряду со «Свинкой Пеппой» и «Губкой Бобом». В 2019 году проект вошел в Книгу Рекордов Гиннесса как самый просматриваемый мультфильм в мире на YouTube: эпизод «Маша плюс каша» собрал 4,4 млрд просмотров и до сих пор удерживает этот рекорд. В совокупности мультфильм на этой площадке смотрели более 90 млрд раз. Мы обсудили с режиссером проекта и его директором по маркетингу причины такой популярности, а также узнали, как изменились анимационные технологии за последние годы, почему сценаристам становится все сложнее работать и какие стратегии помогают продвигать проект в других странах и развивать мерчендайзинг.

— Наталья, думаю, не все знают, чем конкретно занимается режиссер анимации, в отличие от режиссера кино. В чем состоит ваша работа?

Наталья Малыгина: — Помню, была такая шутка про Наталью Орлову — это наша аниматесса, которая делала «Тайну третьей планеты» как художник-постановщик. К ней на студию на экскурсию привели детей и рассказывают: «Вот это аниматоры, они рисуют сцены. Это оператор, он снимает. Художник-постановщик делает эскизы. А это режиссер». Сидит Наташка с сигареткой. Девочка подходит: «А что делает режиссер?» Она такая: «Да и сказать-то нечего».

На самом деле ты полностью отвечаешь за серию. Ты получаешь сценарий, раскадровку и должен из этих бумажек собрать серию в ключе проекта с учетом стилистики анимации. Это все должно быть хорошо сделано по ритмике, не должно быть каких-то ошибок, например, монтажных. Должна получиться серия, которую ребенок смотрит — и ему классно. Он не думает о том, почему ему нравится. Он просто смотрит. То есть в принципе ты отвечаешь за успех конкретной твоей серии.

— Сколько по времени занимает производство одной серии от начала до конца?

Н.М.: — Это растянутый процесс. В нашем случае режиссер не отвечает за сценарий — получает его уже готовым после того, как он несколько месяцев был в работе у автора. Потом этот сценарий переходит в процесс раскадровки.

Раскадровщик — отдельная профессия, в России она только сейчас появляется. Раньше, когда индустрия была не настолько развита, у нас была не очень известна так называемая американская модель, когда ты должен выдавать сезон за определенное время. В этой модели считается, что время режиссера очень ценное, он не может тратить полтора месяца на рисование раскадровки на серию. Это делает отдельный человек.

Когда я получаю сториборд — то есть раскадровку, — я должна его собрать в монтажную линейку. Далее весь производственный процесс занимает от шести до восьми месяцев, однажды моя серия готовилась девять месяцев. Все зависит от сложности.

Не все, что нарисовано в раскадровке, можно сделать в 3D, здесь есть свои ограничения. У нас, например, Маша — персонаж с большой головой и маленькими руками, и она не может достать до головы. Хотя почему-то все уверены, что она может. Когда надо что-то на голову надеть или снять, мы делаем другой ракурс. Мы очень изящно умеем обходить все эти ограничения. То, что, допустим, в 2D-анимации ты можешь взять и нарисовать.

— Сколько человек работает над созданием одной серии «Маши и Медведя»?

Н.М.: — Сценарист, как правило, один на серию. У каждого режиссера есть своя аниматорская группа во главе с ведущим аниматором — это шесть-семь человек. Когда мы делаем анимацию, у нас облегченные персонажи, чтобы мы могли все быстро подвигать, посмотреть, как это работает в движении. Все детали делаются уже на постпродакшене: это рендер-отдел и отдел композитинга, в которых в сумме 10–12 человек. Получается, примерно 20–30 работают над одной серией. В производстве одновременно находится несколько серий на разных этапах, и в итоге мы выдаем примерно по серии в полтора месяца.

— Что изменилось с точки зрения технологий за последнее время?

Сейчас мы переходим на разрешение 4К, первые серии в нем уже вышли. В 2012 году про 4К еще никто не знал, самым топовым форматом был HD. А теперь, я так понимаю, чтобы быть конкурентоспособным на анимационном рынке, к примеру, в Японии ты не можешь ничего показать, если это не 4К.

Дарья Катиба. Фото DR

— Почему это важно? Ведь если ребенок смотрит мультфильм на планшете или домашнем телевизоре, разницы почти не видно?

Дарья Катиба: — Если у тебя телевизор определенной модели, то разница видна. И если это анимация в таком проработанном мире, как мир «Маши и Медведя», то 4К — это абсолютно логичный шаг. И не только потому, что это актуально в Японии, где один из потенциально важных для нас рынков, на который мы сейчас выходим.

Создатель проекта Олег Кузовков в каком-то смысле сделал прорыв и в плане технологии, и в плане подбора коллектива. Он применил американскую систему производства, потому что у него был опыт работы в Америке. Студия «Анимаккорд» была создана специально под проект «Маша и Медведь». У нас идет безостановочный поиск новых решений, того, как улучшить качество анимации. Когда мы начали производить в 4К, мы сели искать, что вообще есть в индустрии детской сериальной анимации в таком разрешении, и ничего не нашли. Может быть, следующей ступенью для нас будет 8К.

— Технически, как отличается производство 4К от того, что было раньше? Это намного усложняет процесс, требует другой техники?

Н.М: — Нужны более серьезные ресурсы для просчета рендеров. Если раньше сарафанчик Маши на крупном плане был сплошной поверхностью, то теперь мы каждый стежок видим.

Сейчас проблема в том, что у нас все предметы в сериале — а это порядка 2000–4000 объектов — сделаны под меньшее разрешение. Если мы берем стол и увеличиваем его под 4К, то видим, что он будто в мыле. Поэтому надо каждому из тысяч объектов перерисовать поверхность. Это большой человеческий ресурс. И когда это будет сделано, рендер потребуют более серьезной технической оснащенности, компьютерного обеспечения, а это, соответственно, деньги и дополнительное время на просчет того же количества кадров. Если один кадр для HD считается час, то для 4К он считается четыре часа. И таких кадров в секунде — 25, а в серии — около 9000.

— В среднем во сколько раз удорожается производство серии для 4К?

Д.К: — Хорошее качество не может стоить дешево, поэтому наше производство — по-прежнему одно из самых дорогих в Европе. Безусловно, из-за девальвации валюты стоимость в пересчете в доллары снизилась, но при этом выросли затраты на техническое обеспечение.

В целом, у нас всегда фокус на качество. Если нужно что-то пересчитать, то мы садимся и в любом случае это делаем. Я могу привести в пример нашу политику на YouTube. Мы одни из немногих, кто в сериальной анимации сделал ставку на YouTube. Первый канал был создан нашими партнерами в 2011 году, и мы практически сразу осознанно начали заливать туда серии. Была такая практика, что на платформу выкладывают мультсериал или другой контент, но в разрешении не более 720. Мы же изначально начали выкладывать контент в самом высоком качестве на тот момент качестве — HD. Сейчас мы, к сожалению, по техническим причинам пока не можем выкладывать на YouTube 4К, но если бы была такая возможность, мы бы это делали. У нашего партнера «Яндекс.Кинопоиск», который эксклюзивно показывает пятый сезон, есть возможность показывать 4К, и мы ей воспользовались.

— Из российских анимационных сериалов кто является прямым конкурентом «Маши и Медведя»? Или острой конкуренции между проектами нет?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

7 случаев применения остроумного психологического оружия в древности 7 случаев применения остроумного психологического оружия в древности

Военные хитрости древних военачальников

Maxim
«Царь-батюшка»: почему мы относимся к властям как к родителям «Царь-батюшка»: почему мы относимся к властям как к родителям

Вы часто говорите, что в ваших проблемах виноваты власти?

Psychologies
«Новгороду быть!» «Новгороду быть!»

Почему Нижний Новгород Нижний и Новый

Дилетант
Тест-драйв. В винную столицу России на новой Skoda Octavia Тест-драйв. В винную столицу России на новой Skoda Octavia

Тест-драйв новой Skoda Octavia

СНОБ
Все и сразу: почему модные бренды открывают в своих магазинах кафе и рестораны и где искать Gucci Shop & Bar в Москве Все и сразу: почему модные бренды открывают в своих магазинах кафе и рестораны и где искать Gucci Shop & Bar в Москве

Почему «шопинг» — это уже не просто покупка одежды?

Esquire
Шутовская свадьба, ставшая настоящей: история любви князя и карлицы Шутовская свадьба, ставшая настоящей: история любви князя и карлицы

История шутовской свадьбы в Ледяном доме

Cosmopolitan
Мы сделали это за тебя: 6 самых главных неловких вопросов урологу Мы сделали это за тебя: 6 самых главных неловких вопросов урологу

Если вдруг тебе неудобно задавать вопросы интимного характера врачу

Playboy
Ужение и раскачивание: ученые описали четыре способа получения оргазма Ужение и раскачивание: ученые описали четыре способа получения оргазма

Техники, которые женщины используют для достижения оргазма при проникающем сексе

Cosmopolitan
Астрономы нашли в холодных комах комет атомы железа и никеля Астрономы нашли в холодных комах комет атомы железа и никеля

Астрономы обнаружили атомы железа и никеля в холодных комах комет

N+1
«Кошачьи» кубиты сделали квантовый компьютер более отказоустойчивым «Кошачьи» кубиты сделали квантовый компьютер более отказоустойчивым

Связано это с тем, что коты Шредингера являются устойчивыми к переворотам

N+1
Стив Джобс vs Билл Гейтс в цитатах, афоризмах и оскорблениях Стив Джобс vs Билл Гейтс в цитатах, афоризмах и оскорблениях

История величайшей ненависти и восхищения двух титанов начала XXI века

Maxim
Хозяйка поместила своего рыжего кота на известные картины: он как будто всегда там был Хозяйка поместила своего рыжего кота на известные картины: он как будто всегда там был

Россиянка добавила своего рыжего кота Заратустру на знаменитые картины

Playboy
Соцсеть без самолюбования и постановки: в США взлетело приложение Poparazzi для неидеальных фото Соцсеть без самолюбования и постановки: в США взлетело приложение Poparazzi для неидеальных фото

В Poparazzi приложении не приветствуются селфи и отредактированные фотографии

VC.RU
Излучение от томографа помогло при болезни Альцгеймера Излучение от томографа помогло при болезни Альцгеймера

Малые дозы радиации оказались эффективны в борьбе против болезни Альцгеймера

N+1
Утерянные более ста лет назад кости викингов нашли в неправильно подписанной коробке Утерянные более ста лет назад кости викингов нашли в неправильно подписанной коробке

В Национальном музее Дании обнаружили останки из знаменитого кургана Бьеррингхея

N+1
Мишель Родригес о новом «Форсаже», женских боевиках и Грузии Мишель Родригес о новом «Форсаже», женских боевиках и Грузии

В честь выхода на экраны девятого «Форсажа», Cosmo поговорил с Мишель Родригес

Cosmopolitan
«Вредные привычки» лица: зачем нужно контролировать мимику? «Вредные привычки» лица: зачем нужно контролировать мимику?

Почему необходимо контролировать лицо и как это делать

Psychologies
Прав ли Галилей? Прав ли Галилей?

Можно ли вращаться по инерции?

Наука и жизнь
7 самых распространенных заблуждений о человеческом теле 7 самых распространенных заблуждений о человеческом теле

Мы собрали факты о нашей физиологии, которые на поверку оказались чепухой

Maxim
С головой не в порядке: 10 причесок, которые отпугивают мужчин С головой не в порядке: 10 причесок, которые отпугивают мужчин

Какие прически кажутся мужчинам странными и могут отпугнуть при знакомстве?

Cosmopolitan
Будет вам: каким будет ближайшее будущее человечества? Будет вам: каким будет ближайшее будущее человечества?

Cпециалисты рассуждают о ближайшем будущем человечества

Esquire
Царь горы Царь горы

Чем для светской общины Николиной Горы был погибший Александр Липницкий

Tatler
Исследование: для современных людей смартфон заменил дом Исследование: для современных людей смартфон заменил дом

Человек чувствует себя беззащитным, если случайно забудет или потеряет смартфон

Inc.
5 главных ошибок в ведении бюджетa: обнаружить и исправить 5 главных ошибок в ведении бюджетa: обнаружить и исправить

Как избежать самых распространенных ошибок в ведении бюджета

Psychologies
Ядро свинца оказалось «толстокожим» Ядро свинца оказалось «толстокожим»

Каким фундаментальным законам подчиняется ядерная материя и нейтронные звезды

N+1
Мобильный топ: 10 лучших игр для смартфонов на Android Мобильный топ: 10 лучших игр для смартфонов на Android

Десятка самых интересных мобильных игр

CHIP
Нет гендиректора, а зарплату определяют коллеги: компания из Аргентины с 85 сотрудниками работает без руководителей Нет гендиректора, а зарплату определяют коллеги: компания из Аргентины с 85 сотрудниками работает без руководителей

Работа, где нет руководителей, а зарплату устанавливают сами сотрудники

VC.RU
Можно ли победить тревогу с помощью восточных практик? Можно ли победить тревогу с помощью восточных практик?

Помогают ли восточные практики в борьбе с тревожностью

Psychologies
Подарок молодым хозяйкам Подарок молодым хозяйкам

История книги Елены Молоховец, научившей общество питаться дешево и вкусно

Вокруг света
Развилки 20-х: почему только повышение зарплат и пенсий не обеспечит нужные темпы экономического роста Развилки 20-х: почему только повышение зарплат и пенсий не обеспечит нужные темпы экономического роста

При выборе экономической политики возможны два пути

Forbes
Открыть в приложении