Ещё живы, но стали «причёсанными»: сооснователь MDK о заработке и изменениях в проекте, которому исполнилось 10 лет
Ушли токсичные шутки с матом и появилось больше новостей из регионов, а на смену Burger King пришли рекламодатели поменьше.
В мае 2021 года исполняется десять лет MDK — одному из самых популярных сообществ в истории «ВКонтакте», которое известно в основном скандальными шутками и мемами. На него подписаны 11,6 млн пользователей.
Несмотря на спорную репутацию MDK, у него покупали рекламу Renault, KFC, Burger King и другие крупные бренды. Основатели Роберто Панчвидзе и Дмитрий Аладышев быстро поняли, что кроме аудитории могут предложить ещё и креатив и открыли агентство продакшена, выручка которого достигла $1 млн в год.
Пережив блокировку в 2016 году, команда стала шутить осторожнее и открыла филиалы в других соцсетях. Сооснователь MDK Роберто Панчвидзе рассказал vc.ru, на чём они зарабатывают сейчас и как от шуток на грани фола доросли до создания соцсети на блокчейне.
Каким MDK стал в 2021 году и как планирует развиваться дальше
MDK образца начала и середины 2010-х привлекал внимание шутками ниже пояса и чёрным юмором. В 2015 году «ВКонтакте» отключила страницу от рекламной биржи из-за более чем 20 тысяч жалоб на мем о смерти певицы Жанны Фриске.
А в 2016 году суд Санкт-Петербурга навсегда заблокировал MDK за оскорбление чувств верующих и материалы, запрещённые для несовершеннолетних.
Основатели открыли новую страницу под тем же названием, и «ВКонтакте» перенесла на неё всех прежних подписчиков. Но шутки на грани фола туда не вернулись.
Первые шесть лет, по словам Панчвидзе, они с Аладышевым стремились заработать медиавлияние через коллаборации с блогерами и даже на fake news.
Сооснователь MDK признаётся, что за последние годы в их работе стало очень много самоцензуры. Он объясняет это усилением борьбы с экстремизмом в интернете и принятием законов, которые запрещают материться и оскорблять чиновников в соцсетях.
MDK, который был в 2014-2016 годы, больше невозможен в рамках юридического поля, объясняет он.
Кроме того, в последнее время во «ВКонтакте» часто возникают прецеденты, связанные, связанные с авторским правом, рассказывает совладелец MDK.
Наша головная боль в том, что права на многие виральные YouTube-видео с котами, которые обычно домохозяйки пересылают друг другу, задним числом закрепляются за фирмой ViralHog. А потом эта фирма жалуется «ВКонтакте» на нарушение авторских прав.
В лучшем случае нас просят удалить видео, а в худшем — могут заблокировать. Нам уже приходилось удалять многие видео, которые сначала были в свободном доступе, а потом внезапно оказалось, что у кого-то есть на них права. Прайс на покупку прав у ViralHog порядка $500 за видео.
Из-за этого контента становится меньше, а производить его стало сложнее даже не в плане смыслов, а в правовом плане. Мы можем либо попасть под блокировку, либо под статью. Роберто Панчвидзе
Роберто Панчвидзе попросил президента решить проблему со штрафами за комментарии в соцсетях во время прямой линии в 2019 году:
Помимо MDK Панчвидзе и Аладышев создали сеть популярных страниц во «ВКонтакте». Среди них «Орлёнок», «Институт благородных девиц», «Бумажный самолётик» и «Катавасия», у каждой из которых более чем 1 млн подписчиков. Дальше они открыли их филиалы в Telegram, Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и Twitter, чтобы наращивать трафик.
Также партнёры делали паблики, посвящённые киберспорту, спортивному питанию, кулинарии, российской эстетике, поэзии, женскому и школьному юмору. Одни нашли свою аудиторию, а другие закрылись, не справившись с конкуренцией.
Раньше владельцы MDK делали ставку на москвичей и петербуржцев, которые были ядром их аудитории, а теперь они развивают региональные филиалы MDK. По словам Панчвидзе, они уже открыли 13 каналов в Telegram, 13 сообществ во «ВКонтакте» и планируют запустить страницы в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена).
Пока сосредотачиваемся на региональной повестке, потому что новостей становится всё больше, и они приходят не только из Москвы. Нам постоянно присылают истории, что где-то трубу прорвало, случился взрыв или депутат сказал какую-то фигню.
Иногда мы не можем их опубликовать, потому что они не интересны москвичам, на которых приходится 60-70% аудитории, но жители регионов шерят новости о своих городах, поэтому для них нужно создать комьюнити, где они могут общаться и заземляться.
Более того, в регионах огромное количество локальных рекламодателей: ресторанный бизнес, социалка, какие-то гражданские инициативы, те же блогеры. Даже депутаты областных дум хотят прорекламировать свои Telegram-каналы.