Художница Данини — горгулья-гопник и богемная дива в одном лице
Продвигает эстетику 2000-х, а ее ковры в виде окошек Windows московские модники раскупают быстрее чем сумки-пельмени.
Любое место, которое озаряет своим присутствием Наталья, правнучка Сильвио Амвросиевича Данини, последнего придворного архитектора, превращается в храм искусства — читай «площадку для перформанса». На этот раз повезло Апраксину двору, не знающему законов ресайкла и раздельного сбора, куда Данини отправилась с просветительской миссией. Увы, пока миссия не выполнима.
Твои ковры — окошки Windows «Не выходи из комнаты» и Ельцин, нарисованный в пейнте, мгновенно разошлись по рукам коллекционеров на ярмарке Cosmoscow, а также по соцсетям и даже попали на сайт Meduza. Поздравляю: теперь ты медийный художник. Проект о ностальгии по 2000-м, которая сейчас в моде, — осознанный шаг?
Я не делаю проект с расчетом, что он попадет в медиа, я не бью в одну точку постоянно, чтобы люди ассоциировали меня с определенной эстетикой или темой. Да, я стала более видимой, потому что много и долго работала. Банально, но нужно быть активным, чтобы тебя замечали. Однако я не выстраиваю стратегию, я делаю то, что мне хочется. Например, я придумала огромную инсталляцию в виде компьютерного пасьянса «Косынка», в который все играли в детстве. Я не знала, как реализовать такой большой проект, и идея долго пылилась. Потом уже я узнала о биеннале «Артмоссфера», где в итоге реализовался проект. Но бывает и такое: я делаю перформанс от и до на свои деньги, потому что мне необходимо прямо сейчас реализовать его в определенном месте и контексте.
Если бы эти ковры не были «меметичными», похожими на мемы, то вряд ли бы на них обратили внимание, как думаешь?
Понятно, что эстетика 90-х и 2000-х задевает многих, потому что это наше общее ближайшее прошлое. И я, человек с таким же прошлым, и работаю с тем, что мне близко, без всякого расчета. Мемы — это классный источник вдохновения, это коллективная практика обмена информацией, в которой много энергии. Мемы распространяются как клетки, очень быстро, активно, и прямо попадают или не попадают в твоё восприятие. И при этом они свободны от авторства. Мне нравится делать что-то, что может выглядеть как мем.
Но ведь тебе важно понравиться кураторам, коллекционерам, людям, которые принимают решения?
У меня с детства комплекс человека, который хочет нравиться всем бесконечно. Я очень искренне переживаю и расстраиваюсь, если вдруг не понравилась суперрандомному человеку в Интернете, которого я никогда в жизни не узнаю. Мне важен любой отклик на мою работу, и это не зависит от того, находится ли человек в контексте артсообщества или нет. Но и, конечно, мне не пофиг, что скажет классный куратор. Я много общаюсь после своих перформансов с людьми — их комментарии помогают проанализировать собственную практику, потому что она во многом интуитивна.