Венеция в эпоху перемен
В мае в Венеции открылась 58-я Биеннале искусств, и на полгода весь город, включая каналы, мосты, многочисленные церкви и палаццо, заполнился объектами и инсталляциями современных художников. Посмотреть и впитать в себя все – задача как минимум на неделю. Но вот краткий гид, что можно (и важно) увидеть в первую очередь.
Основной проект
Курировать нынешнюю Биеннале позвали Ральфа Ругоффа. Американец, давно живущий в Британии, больше десяти лет руководит крупным выставочным центром Hayward Gallery в Лондоне, посвященным модернизму и современному искусству, курирует выставки, в том числе большие персоналки таких звезд, как Эд Рушей или Трейси Эмин. Тема, которую он придумал для основного проекта, по-английски звучит как May you live in interesting times – то, что на русский обычно переводится как «Чтобы ты жил во времена перемен» и считается древним китайским проклятием. Но выставка не о страшном (на самом деле фраза выдумана и не встречается в источниках), а о культурных границах и о том, как искусство может научить гибкому, открытому и толерантному взгляду на мир в наши «интересные времена». Для основного проекта, который развернется в центральном павильоне садов Джардини и в Арсенале, Ругофф отобрал 79 художников (среди них впервые за последние годы нет российских), отдав предпочтение поколению тридцати-сорокалетних. В числе международных звезд – Джордж Кондо, Кристиан Марклей, Томас Сарацено, Шилпа Гупта.
Национальные павильоны
Следующий пункт обязательной программы – павильоны стран-участниц в садах Джардини и по всему городу (всего их около девяноста). Куратором российского представительства в этом году стал Эрмитаж с Михаилом Пиотровским во главе. Выбор художников неожиданный и по-питерски «семейный», а общая тема и вовсе консервативная. Проект назвали «Lc. 15: 11–32» – отсыл к притче о блудном сыне в Евангелии от Луки. Этот же сюжет на картине Рембрандта станет центральным для экспозиции верхнего этажа павильона, который отдали Александру Сокурову. Венеция уже рукоплескала режиссеру – в 2011-м его фильм «Фауст» получил «Золотого льва» на кинофестивале, теперь же со студентами-скульпторами петербургской Академии художеств он придумывает инсталляцию на сюжеты картин старых мастеров из эрмитажной коллекции. Нижний зал заполнит фанерными скульптурами питерский театральный художник Александр Шишкин-Хокусай – снова мотивы мировой классики под заголовком «Фламандская школа». Обещают также пристроить к историческому павильону Щусева в неорусском стиле копии знаменитых атлантов Нового Эрмитажа.