Идти в глубину
Таня водит семьи в походы, учит взрослых и детей совместному плаванию и нырянию. Вместе с мужем Валей и четырьмя детьми они почти каждый месяц приезжают в новое место — то в турецкую деревушку Чиралы на Средиземном море, где проходит их фридайв-лагерь, то на Кольский полуостров, то в Мексику — рожать с местной акушеркой в четвертом поколении. Свой образ жизни они превратили в дело жизни и собственным примером будто говорят: «Да, так тоже можно».
У ребят нет постоянного дома, и Таня говорит, что только сейчас они задумались о покупке земли. Когда изучаешь ее социальные сети, хочется спросить: «Неужели тебе совсем не страшно? Откуда столько смелости и доверия к жизни?»
От человека, который ведет такой образ жизни, невольно ждешь, что он будет каким-то неземным, отстраненным, чудаковатым. Тем более странно было слышать и чувствовать, как твердо Таня стоит на ногах, как уверенно рассуждает, какая она земная, крепкая. Как доверяет себе, природе и миру, возможно, это то, что дает умение пойти в глубину — морскую и свою.
«На первом семинаре по фридайвингу я не могла нырнуть глубже семи метров, муж сразу за двадцать "упал", а я на семи панически всплывала. Думала, воздуха не хватает, не понимала, что дело в недоверии и неумении расслабиться. Сыну было всего три месяца, но я продолжила заниматься из-за вот этого чувства свободы, ощущения, что можешь все, которое дает ныряние. Тебе становится неважно, в какой среде передвигаться, на суше или в воде, — везде одинаково хорошо и безопасно. Потом мне приснился сон, что я ныряю в голубой-голубой прозрачной воде, хожу по дну на глубине двадцать пять метров и рисую на белом песке большие сердца. На следующий день я пошла нырять и "провалилась" глубже двадцати метров. И тогда я все поняла. Фридайвинг дает большую свободу, твое сознание расширяется и работает по-другому. Я, например, вижу, какие другие ныряющие дети.
Мы не учим нырять отдельно детей, работаем только с семьей. Для нас в этом есть своя правда, философия. Очень просто отдать своего ребенка заниматься, а самому отсиживаться на берегу с книжкой. Родителю тоже нужно приложить усилие, зайти в воду, чтобы принять или побороть свой страх, пойти в шторм, чтобы понять, что происходит с ребенком, что он переживает. Тогда они развиваются параллельно, усиливая друг друга, и это невероятно их сближает. После одного из последних семинаров, где мы ныряли в неспокойном море, кто-то из родителей так и сказал: «Теперь мы поняли, что испытывали наши дети». В этом-то и смысл.
У меня есть курс "Как плавать с ребенком" для родителей с детьми до четырех лет. Мы показываем, какие есть упражнения и техники, после него можно прийти в любой водоем или бассейн и знать, что делать с ребенком, не просто держать его на руках, засунуть в круг или в нарукавники, которые испортят ему технику, а плавать самому и взаимодействовать с малышом. На третье занятие мы надеваем родителю ласты и вручаем ему ребенка, и они выполняют все те же упражнения, что учили на суше, только в глубине. Это дает крутой навык родителю, он может пойти в море и сам потренировать себя и ребенка, сплавать с ним в ластах, нырнуть вместе и достать что-то со дна, плавать с морскими животными. В этом процессе они обмениваются опытом: у ребенка может получаться плавать "дельфинчиком", а у вас нет, и вы, наблюдая за ним, учитесь.