Николай Андреев: Математика — не про рациональность, а про четкое логическое построение
Николай Андреев — претендент на премию «Сделано в России — 2022» в номинации «Наука и технологии». На сайте его самого известного проекта «Математические этюды» собраны десятки фильмов и статей, в которых объясняются математические факты и закономерности. В 2022 году Андреев получил премию Международного математического союза — Лилавати за достижения в популяризации математических знаний в обществе. Иван Сурвилло по просьбе «Сноба» поговорил с Андреевым об обычном рабочем дне математика, гениальных одиночках, самом красивом уравнении и о том, в каких переменах нуждается курс школьной математики.
Когда вы осознали, что вы математик?
А я не математик. И премия Лилавати Международного математического союза была дана именно за вклад в популяризацию математики. Я учился на мехмате МГУ, где работали удивительные старшие товарищи, и это привило любовь к математике. После аспирантуры пришел в Стекловку (Математический институт имени В. А. Стеклова РАН. — Прим. ред.) — это главный математический центр России. Довольно небольшой, но прославленный. Сейчас на 100 с немногим научных сотрудников у нас работает больше 30 членов Российской академии наук — членов-корреспондентов и академиков. И при этом много молодежи. В конце 2002 года мы сделали два первых фильма, как потом оказалось, большого проекта «Математические этюды», связанных с научными задачами, которыми я занимался. Кстати, одна из четырех главных наград математического сообщества — медаль Филдса — была в этом году присуждена за близкую к тем фильмам тематику. И хотя сейчас сделали бы по-другому, тогда фильмы очень понравились всем: и научному сообществу, и школьникам, и учителям. Был нащупан один из способов популяризации математики. Компьютерная 3D-графика помогала не только наглядно продемонстрировать суть сюжета, но и сама по себе в то время была средством привлечения, популяризации.
Теоремы у нас в институте умеют доказывать и без нас, а вот рассказывать обществу про математику у нас получается вроде неплохо. Самое главное — без всякой административной поддержки нашими проектами пользуются и школьники, и учителя, да и просто интересующиеся люди. Да и премия уже не первая — была и Премия Президента РФ в области науки и инноваций для молодых ученых, и Золотая медаль РАН, и премия «Просветитель». Но оценка в виде высшей международной премии в наших «науках», конечно, приятна.
В чем разница между популяризатором математики и математиком?
Математика — это наука, изучающая наш мир, его квинтэссенцию, в которой он очищен от конкретной реализации. В этом смысле, например, школьная математика математикой не является. Результат познания мира математиком — это доказанная теорема. А популяризация математики — это рассказ о математике обществу. И результат может быть разный — увлечь, передать немного знаний, сформировать правильное представление о математике, ее областях и сюжетах.
В чем кайф математики?
Кайф в ее красоте. А кроме того, это мощный инструмент в руках человечества. Вот несколько вопросов для примера. В идеале у листа бумаги А4 соотношение сторон должно быть корень из двух, но иррациональным числом в жизни пользоваться неудобно. Почему взяли 210х297 мм? Можно ли придумать календарь лучше, чем григорианский? Почему музыкальный интервал «октава» разделен на 12 ступеней? Ответить на все эти вопросы, да и многие другие, где необходимо найти наилучшее рациональное приближение, помогает математический аппарат цепных дробей. В случае листка А4 рациональным приближением заменяется квадратный корень из двух, в случае календаря — длина года, а в случае музыкальной гаммы — логарифм по основанию 2 от 3/2 — число, связанное с чистой квинтой. Пока этого аппарата не было, приходилось заниматься подбором. И иногда, как в случае с григорианским календарем, допускались ошибки. А сейчас это дело пяти минут — и вы получаете не просто какой-то ответ, а наилучший.
А в чем кайф быть популяризатором этого всего?
На мои лекции в школах классы обычно сгоняют в актовый зал. Понятное дело, что не все хотят добровольно-принудительно слушать лекцию по математике. Иногда я выбираю кого-нибудь с задних рядов, кто всячески демонстрирует, что не хочет слышать ничего о математике, и в течение лекции обращаюсь к нему. К концу он начинает участвовать и потом подходит и говорит: не знал, что математика так интересна. Скорее всего, он не станет математиком, но он запомнит на всю жизнь, что математика — это интересно, полезно и что ее надо уважать. Обогатить человека знанием, пониманием математики — в этом есть некий кайф. Но это еще и очень важная задача. Становится интереснее учиться, а владение математическим аппаратом не только делает жизнь интереснее, но и дает больше возможностей что-то в этой жизни сделать. Так что слово «пропаганда» в названии нашей лаборатории (Николай Андреев — заведующий лабораторией популяризации и пропаганды математики Математического института им. В. А. Стеклова Российской академии наук. —