Большое зеркало Москвы
Директор Музея Москвы Алина Сапрыкина рассказывает о том, что музей сегодня — это не только выставки, экскурсии и коллекция, но еще и лекции, занятия для детей, фестивали, концерты, спектакли, паблик-токи на волнующие москвичей темы.
Музей как живой культурный центр — это сейчас новый тренд?
В общем, да. Это та модель, которую нам принес XXI век. Если музей хочет быть успешным, он должен быть динамичным, открытым, многофункциональным центром. У нас — после того, как мы взяли подобный курс — посещаемость выросла в 1,5 раза. Мы вошли в пятерку самых популярных музеев столичного подчинения и семерку самых посещаемых художественных музеев Москвы и Санкт-Петербурга.
Расскажите про устройство музея изнутри. Как Вы придумываете и планируете выставки?
Мы отталкиваемся от актуальной для Москвы темы или знаковой даты, или от гениальной авторской идеи. Бывает, что выставка становится продолжением наших исследований города, как исторического про- странства или как сегодняшней культурной столицы, мегаполиса, места ярких художественных высказываний. Быть или не быть какой-либо выставке в Музее Москвы решаем открытым голосованием, экспертным советом, куда приходят с предложениями также внешние кураторы, так что наши собственные сотрудники оказываются в конкурсном состоянии, что ко многому обязывает.
Выставка «Московская оттепель», например, как появилась?
В 2016 году исполнилось 50 лет со времени ХХ партсъезда, на котором был разоблачен культ личности, после чего началась «оттепель». Полвека для истории — это как раз такой отрезок, когда происходит переосмысление времени, перезагрузка. Наш музей хотел показать, как это все начиналось и что происходило именно в Москве, в том числе отражаясь в повседневной жизни горожан. Ну а вообще так совпало, что в этом году три больших музея — Музей Москвы, Третьяковская галерея и Пушкинский музей — сделали выставки про «оттепель», каждый по-своему. Далее мы решили объединиться в совместный фестиваль, возник синергетический эффект, тема прозвучала.
Какие выставки еще были успешны?
Выставка «Любимов и время» открыла программу празднования 100-летия Ю. П. Любимова в Москве и России. Феномен уникальной «старой» Таганки и наша история, показанная через судьбу великого театрального режиссера Юрия Любимова. Куратором выступила Каталин Любимова. Мы со своей стороны предложили сделать этот проект современным образом, она поддержала. Был приглашен художник Алексей Трегубов, который выполнил отличное архитектурное решение зала, как бы соединив музей с театром: все двигалось, зрители становились участниками постановок Любимова. Впечатление еще более усиливалось во время иммерсивных спектаклей Максима Диденко, который в самом пространстве выставки — музей предложил ему такое решение — представил «X дней, которые потрясли мир», свою версию знаменитого произведения к 100-летию революции.
Что у вас было про революцию — один из главных юбилеев этого года?
Мы сделали с Александром Васильевым выставку «Мода и революция». И спасибо ему большое, так как он не только предоставил вещи из своей коллекции, но и выступил моим сокуратором, водил экскурсии по выставке, читал лекции. Для выставки было выбрано примерно 200 платьев из его коллекции и 100 из нашей музейной. Кроме платьев взяли в музейном архиве то, что касалось революционных действий в Москве: фотографии бомбежек, чудовищный вид Кремля, плакаты, до- кументы, знамена, интерьеры, видео. Выставку разделили на четыре части и через простые, всем понятные вещи, рассказали про смену эпох. Первая часть с 1907 года по 1914-й — до войны, все еще в порядке. Белый цвет, время расцвета модерна. Потом Первая мировая — черный. Платья укорачиваются, становятся функциональными, простыми, входит в моду цвет хаки. Революция — красный. Красные косынки, авангард в одежде. НЭП — серый. Перешитые дореволюционные наряды, меха, соединение разного. И рядом с платьями — предметы интерьера, быта. Черный классический «форд», раритет нашей коллекции, который во время Первой мировой был переоборудован под санитарную карету. Двери выполнены так, чтобы проходили носилки. Отдельно на выставке была представлена