«Счастье не за горами»: культурный гид по Перми
Пермь отмечает 300 лет со дня своего основания. Город, связанный с именами Дягилева, Чехова и Пастернака, сегодня ассоциируется с современным искусством, оперой, балетом, Теодором Курентзисом и Пермской культурной революцией. Что сегодня можно увидеть в Перми и в какие музеи ходить, выяснил Forbes Life
Все гиды Перми начинают свой маршрут с Соборной площади у здания Спасо-Преображенского кафедрального собора, в котором с 1932 года расположена Пермская художественная галерея. В 2023 году городу исполнилось 300 лет. Только за последние несколько лет местные власти уже в четвертый раз пытаются переселить галерею в специально построенное музейное пространство. В этот раз новое музейное здание действительно построено на набережной Камы рядом с Речным вокзалом. К счастью туристов, переезд запланирован на октябрь 2023 года.
В городе к 300-летию успели привести в порядок набережную Камы, эспланаду и главную улицу, ведущую к реке, Комсомольский проспект. На улице забыли, правда, оборудовать ливневые стоки. Поэтому во время дождя вода на некоторых участках проспекта (ландшафт города — наглядное свидетельство движения ледника) поднимается едва ли не пояс прохожим. Лучшая обувь в юбилейной Перми — и резиновые сапоги, и кроссовки для долгих прогулок. Тут есть где разгуляться.
Лучше всего особая пермская атмосфера ощущается в исполинском Спасо-Преображенским соборе — картинной галерее, где по эрмитажному принципу экспонируется и русское, и западно-европейское искусство, и декоративно-прикладное, и самая эффектная часть собрания под куполом собора — деревянные боги. Сосредоточив под своими сводами огромный культурный пласт, экспозиция позволяет взглянуть на город как концептуальный план по освоению богатств недр и созданию производственных мощностей на фоне беззаветной стойкости человека перед лицом природы и политических режимов.
Пермская картинная галерея, Спасо-Преображенский собор
Считается, что в соборе картинная галерея, основанная в 1922 году в числе первых государственных художественных музеев страны и первый художественный музей на Урале, выставляет только 1,5% своего собрания. Однако сакральное пространство XIX века с деревянным резным иконостасом (по легенде, барочный иконостас сплавили в 1781 году по Каме из Пыскора, села в 200 км от Перми, первой столице солепромышленников Строгановых) работает как самый эффектный экспонат.
История с иконостасом — всего лишь единичный пример из жизни покорителей пермского края, людей стойких, энергичных, живших словно в режиме двойного ускорения. И если истории Строгановых и Демидовых еще более-менее на слуху, то историю пароходчиков Каменских этим летом музей рассказал в первый раз. Родившиеся в 1810-м и в 1814 годах крестьяне Федор и Григорий за несколько лет до проведения реформы выкупились из крепостничества, а к 1859 году уже были записаны купцами. В 1871 году их торговый дом «Товарищество пароходства и транспортирования грузов Ф. и Г. Братья Каменские» занимался перевозками грузов и пассажиров по рекам Волго-Камского бассейна и Сибири, транспортировала товары в пределах Российской империи и за границу.
Правление располагалось в Москве с филиалами в Перми, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Риге. Каменские активно строили церкви, покровительствовали искусству. То, на что Медичи потребовалось несколько столетий, пермские пароходчики преодолели за XIX век. Их большая художественная коллекция и стала основой созданных после революции государственных музеев в нескольких городах. Пермская картинная галерея показала 30 экспонатов из своих фондов, происходящих из семьи Каменских. В том числе впервые — иконостас с 30 иконами, написанными Николаем Рерихом в 1907 году. Каменские заказали его для пермской церкви Казанской иконы Божией Матери. В 1920-е годы иконостас вынесли из церкви и передали в Пермскую галерею.
Возвращая забытые произведения и забытые имена, галерея продолжает свою многолетнюю работу по изучению региональной культуры. В 1987 году в галерее впервые прошли «Дягилевские чтения» и выставка работ художников дягилевского круга «Пермь. Петербург. Париж». В 1989 году чтения дополнились Первым всероссийским фестивалем одноактных балетов — так возник современный Дягилевский фестиваль, сегодня знаменитый на весь мир. В 1987 году возвращение имени эмигранта Дягилева в культурную орбиту страны стоило директору пермской галереи Надежде Беляевой выговора по партийной линии.
Сейчас смотрительницы уже на входе в галерею автоматически сообщают, что «деревянные боги на третьем этаже по лестнице». И это действительно зрелище, которое нужно успеть увидеть. Под куполом собора, на фоне навершия того самого, сплавленного по Каме деревянного иконостаса со следами былой позолоты, сидят, стоят, застыли в движении деревянные Иисусы, святые, ангелы и архангелы. Есть даже резные царские врата XVIII–XIX веков. Все произведения успел собрать и спасти от уничтожения ученый Николай Серебренников, ездивший в 1920-е годы с экспедицией по храмам Пермского края. Сейчас под куполом церкви-музея витает особенный дух, театральный, игривый и вместе с тем величественный, представляя особое народное православие, доброе, наивное, проникновенно-жалостливое.
Соборная площадь
Соборная площадь — стартовая точка всех маршрутов путеводителей по Перми. Многочисленные памятники словно стремятся охватить весь период освоения Пермского края. Тут и бюст писателя Дмитрия Мамина-Сибиряка, уроженца Пермской губернии, ученика духовной семинарии, здание которой фасадом выходит на Соборную площадь. Среди именитых семинаристов — сказочник Павел Бажов и изобретатель радио Александр Попов. По соседству с Маминым-Сибиряком стоит бронзовая фигура Николая Чудотворца, произведение эпохи 2000-х.
К Николаю ветер приносит фрагменты речей экскурсоводов. С особой страдательной интонацией они рассказывают, как через Пермь по Сибирскому тракту гнали каторжников в кандалах. Этап из Санкт-Петербурга в Пермь занимал два года. Прабабушка Дягилева, например, из-за этого не любила Пермь: «Кроме арестантов в кандалах, милочка моя, никого не видно», — говорила она.
Со сменой режима традиция репрессий и подневольного труда не прекращалась. Об этом тоже свидетельствуют памятники на Соборной. На мемориальной доске в доме на углу Монастырской улицы сообщается, что в революционные годы в садике духовной академии большевики расстреливали несогласных. Именно в Перми работает единственный в стране Музей истории политических репрессий «Пермь-36». Музей открыт в 1994 году на месте бывшего лагеря для политзаключенных, прежде исправительно-трудовой колонии НКВД.