Трудно быть супергероиней: почему женщинам-лидерам полезно проявлять уязвимость
Cобирательный образ успешного профессионала и лидера — позитивный, харизматичный, уверенный в себе человек, не теряющий самообладания в любой ситуации. Кажется, что уязвимость, проблемы с самооценкой, депрессия с успехом не совместимы, хотя все эти проблемы реальны. Карьерный стратег и HR-специалист Елена Резанова в своей колонке для Forbes Woman объясняет, почему трудно быть супергероем, а супергероиней — особенно.
Широко распространенный миф о неуязвимости успешных лидеров создает из них идеальных победителей, способных преодолевать любые трудности и делать это с легкостью. Супер-образ поддерживается массовой культурой и воспринимается обществом как модель для подражания, формирующая ожидания и стандарты. Однако данные исследователей о ментальном здоровье лидеров тревожат.
Большие амбиции, стремление к невероятному успеху и работа на сверхрезультаты — это зона особого износа и, как следствие, большей уязвимости. Например, в известном исследовании предпринимателей было выявлено, что половина из них испытывают различные симптомы серьезных психологических заболеваний, в то время как в контрольной группе (не предпринимателей) таких была только треть.
Один из авторов этого исследования Доктор Майкл Фриман, психиатр и клинический профессор медшколы университета Калифорнии, говорит что предприниматели — это те, кто выбрал работу, нестабильную по своей сути, в которой сложно сохранять баланс и ментальное здоровье, с огромными переработками и серьезными рисками провала. То же самое касается и топ-менеджеров, считает психолог Тодд Эссиг, который в своих публикациях говорит о проблеме депрессий топ-руководителей, несмотря на их успех, а возможно, даже из-за него. Например, есть данные о том, что количество депрессий у людей на позиции СЕО вдвое выше, чем у рядовых сотрудников, так как у руководства больше напряжения и больше изоляции в работе.
В Mental Health At Work Report 82% директоров и 78% руководителей высшего звена сообщили о наличии как минимум одного симптома ментального расстройства.
Контекст, в котором все это происходит, часто называют эрой перфекционизма или эрой токсичного позитива, превозносящей образ всегда счастливого героя-достигатора, который если и имеет слабости, то успешно над ними работает. Однако при ближайшем рассмотрении этот искусственный образ рассыпается.
В своей статье «Супер-достигаторы и зависимость: большие достижения, большие провалы» доктор Луиза Стангер говорит, что достигаторы более уязвимы, они испытывает больше давления и платят за свои результаты различными психическими расстройствами, среди которых панические атаки, бессонница, вспышки агрессии, злоупотребление психоактивными веществами, расстройства пищевого поведения.
Что же касается женщин на руководящих ролях, то по данным отчета «Women in The Workplace», им приходится еще сложнее. Например, женщины-руководители выгорают чаще (43%), чем мужчины (31%). Одно из известных исследований также утверждает, что женщины-лидеры подвергаются на работе большему стрессу, чем мужчины, и объясняют это тем, что женщины, обладающие властью на рабочем месте, сталкиваются с двойственными ожиданиями на уровне взаимодействия с сотрудниками. С одной стороны, ожидается, что они будут заботливыми, добрыми и понимающими, что соответствует нормативным социальным представлениям о женственности. С другой стороны, ожидается, что им надо быть сильными, уверенными и авторитетными, что соответствует в массовом представлении роли лидера. Это порождает внутренние конфликты и создает дополнительный стресс, кроме самой рабочей нагрузки, которая и так предполагается лидерской ролью.