«Самые сложные конфликты с артистами всегда связаны с наркотиками»
Мы встретились с Лиором Коэном, первым белым рэп-промоутером и основателем лейбла 300 Entertainment, который теперь отвечает за сервис YouTube Music, чтобы поговорить о прошлом и будущем музыкальной индустрии

В рэп-тусовке Лиора Коэна иногда уважительно называют «маленький Лански» – в честь Мейера Лански, одной из ключевых фигур в еврейской мафии 1930 годов. В середине восьмидесятых, попробовав себя в выращивании креветок в Эквадоре и поработав на скучной должности в одном из лос-анджелесских банков, Коэн попал на рэп-концерт на Западном побережье – это была группа Uncle Jamm’s Army. Он был едва ли не единственным белым на том концерте и стал едва ли не единственным белым рэп-промоутером в те времена, когда эта музыка только завоевывала себе место под солнцем. Коэн сыграл огромную роль в карьерах практически всех заметных рэп-групп «старой школы»: от RUN DMC до Public Enemy, будучи президентом главного хип-хоп рекорд-лейбла тех времен Def Jam. В Москву он приехал в качестве босса нового сервиса YouTube Music – и рассказал GQ, почему слухи о скорой смерти звукозаписывающей индустрии сильно преувеличены.
Сейчас так много музыкальных сервисов: Apple Music, «Яндекс.Музыка», ряд менее известных. Зачем нужен еще один?
– Забавно это слышать: мне-то кажется, что их мало. Когда я основал свою компанию 300 Entertainment, у меня было два главных опасения: первое – что у нас не будет хитов, второе – что у нас будут всего два дистрибьютора. Когда у тебя только две площадки для дистрибьюции – они забирают себе всю прибыль. Если их уже четыре, то лейбл и артист получают гораздо больше доходов.
Штука вот в чем: это тридцать лет назад сумасшедший парень Рассел Саломон мог снять гараж, купить сотню-другую пластинок, повесить вывеску Tower Records и прославиться. Сейчас это невозможно: компании нужно присутствовать во всем мире, нужна команда программистов и очень много денег. Вы говорите про «Яндекс». Я не знаю точно, как выживает «Яндекс», но мне кажется, будущее за глобальными игроками – с точки зрения дистрибуции музыки точно.
– В чем концепция сервиса, в двух словах?
– На сегодняшний день YouTube – одна из самых мощных мировых площадок с точки зрения потребления музыки. У нас самый большой и разнообразный музыкальный каталог в мире. И у нас есть контекстный сервис, который знает, когда вы собираетесь полететь в Нью-Йорк, идете на свидание или в тренажерный зал. Он способен предложить плейлисты для каждого из этих случаев.
– Вы были человеком, который помог Run DMC и Канье Уэсту заключить контракт с adidas. Что вы думаете о превращении хип-хопа в коммерческую машину, которое случилось на ваших глазах?
– Для меня всегда важно было, сколько музыкантов могут сводить концы с концами. Если они хотят сотрудничать с брендами – у меня нет никаких вопросов. Это личное решение каждого. Я не упрекаю Нила Янга, который никогда не участвует в рекламе – это его выбор. Поступки людей часто определяются жизненным опытом, экономическими затруднениями в прошлом. Людям не стоит судить музыкантов за это, пусть голосуют своими ушами.