Нулевая ответственность: что делать, если вашим коллегам и подчиненным «все равно»
В современном бизнесе отсутствие инициативы и ответственности сотрудников становится серьезной проблемой. Профессор бизнес-практики Московской школы управления «Сколково» Елена Витчак объясняет, какие причины кроются за безответственностью на рабочем месте, что с этим делать и как вести себя руководителю

На любых образовательных программах с руководителями и собственниками поднимается один и тот же вопрос: что делать, если сотрудник не берет на себя ответственность? Как себя вести, если человеку или группе лиц «все равно»? Согласно исследованию Gallup (2023 год), только 32% сотрудников по всему миру активно вовлечены в работу, а 18% откровенно «отстранены», то есть саботируют рабочие процессы или минимально выполняют свои обязанности. Это ведет к снижению производительности, увеличению текучести кадров и росту управленческих издержек.
Мои наблюдения в процессе работы в образовательных программах для HR, руководителей и собственников позволяют сделать грустный вывод. HR-департаменты полагают, что высокие показатели опросов лояльности и вовлеченности гарантируют, что сотрудники работают максимально продуктивно, а руководители на местах видят полный пофигизм.
Последние годы уровень вовлеченности сотрудников в большинстве компаний был стабильно высокий (75–85%), но на практике сотрудники избегают ответственности всеми удобными способами. За таким поведением может скрываться что угодно: некомпетентность, выгорание, непринятие ситуации и человека.
Безответственное поведение сотрудников проявляется в разных формах, и часто его не так просто заметить сразу. Руководители могут видеть, что результаты работы страдают, но не всегда могут определить первопричину. Вот основные способы, которыми сотрудники демонстрируют безответственность, и как это можно распознать.
- Не проявляет инициативу, даже если видит проблему.;
- Высокий уровень абсентизма;
- Работает строго по должностной инструкции в процессном стиле («к пуговицам претензии есть?»);
- Не предлагает улучшений, даже если есть возможность сделать процесс проще;
- Выполняет задания «как попросили», даже если очевидно, что нужно больше информации или уточнений.
Психологические причины безответственности
Выученная беспомощность
Когда сотрудники неоднократно сталкиваются с тем, что их мнение игнорируется, их инициативы не поддерживаются, а усилия не приводят к изменениям, они перестают пытаться что-либо менять. Этот феномен описан в исследованиях американского психолога Мартина Селигмана и подтвержден более поздними работами.
Например, в одном из корпоративных проектов мои слушатели — руководители среднего звена — описывали ситуацию, когда их подчиненные перестали предлагать улучшения после нескольких лет безрезультатных попыток. Они участвовали в опросах удовлетворенности, давали обратную связь, но руководство игнорировало их предложения. В итоге сотрудники начали механически выполнять задачи, не вкладываясь в работу.