Ксения Федорова — о «Переходном этапе» и свободе музыканта

Русский репортерРепортаж

Непросто быть любым

Ксения Федорова — о «Переходном этапе» и свободе музыканта

Текст: Анна Рыжкова

Композитор, вокалистка джаз-авангардного трио Kubikmaggi Ксения Федорова выпустила сольный альбом «Переходный этап», который получился о поколении 80-х. Успокаивающие и в то же время мрачноватые песни о любви, которой достоин «каждый ноготь твой», о поиске опоры, когда «нет ничего ниже, нет ничего выше», об утешении — были записаны на берегу океана в известном норвежском доме-студии Ocean Sound Recordings. Ксения Федорова рассказала «РР», как выживают независимые музыканты в России, откуда в новой музыке «русскость» и почему так сложно позволить другому быть другим

Почему было важно записываться именно в студии в Норвегии? Вы говорили, что иногда пространство помогает, — как помогло?

Процесс записи происходил быстро: мы писали голос, фортепиано, электроорган и басовую партию за один день, с утра до позднего вечера. Помещение, в котором стоит инструмент и в котором мы записывали голос, очень приятное по акустике. Записываешь рояль, и можно со звуком почти ничего не делать больше. Там стоит Yamaha, с довольно «ямаховским» звуком, но важно также, через что проходит звук после микрофона, — усиления тоже дают свою окраску. То же самое касается голоса — акустика и хорошие микрофоны позволяют сделать наверняка хорошо. Мосфильм, наверное, отвечает всем этим требованиям. Я знаю, что там побольше выбор микрофонов, например. Но пришлось бы выбирать помещение, слушать акустику, а с норвежской студией мы были уже хорошо знакомы, что и позволило нам записаться быстро. И природа норвежская тоже влияет.

Слушателю, вероятно, не так важны все эти оттенки и не так понятна необходимость записи в дорогой студии… Это ваш перфекционизм?

С музыкой, которая изначально записана плохо, довольно сложно потом работать так, чтобы она хорошо слушалась — с того же телефона, например. Никому неприятно, когда вместо звука шум или перегруз. Понятно, что и не должен обыватель об этом думать, не его это задача — ему должно быть все равно. Он должен слышать целое, и это целое должно его устраивать. Если слышатся какие-то особенности звука, в этом либо есть какой-то концепт, либо это просто плохой звук.

Для записи альбома вы запускали краудфандинговую кампанию. Это сейчас основной способ сбора денег для независимого музыканта?

У нас есть опыт сбора средств на разных площадках. Например, мы собирали на европейской платформе Indiegogo на альбом Kubikmaggi. Indiegogo берет гораздо меньше процентов — со всеми вычетами не больше восьми. И нет идеи, что обязательно нужно собрать заявленную сумму. Собрал две тысячи рублей из 200 тысяч — забираешь. На Planeta эта сумма меняется. Чтобы кампания состоялась, нужно собрать не меньше 50%, то есть сумма, которую я заявлю, — это мой риск. А дальше, если я собрала больше половины, доноры получают свои лоты, я могу забрать деньги, но и платформе должна вернуть проценты. Чем ближе собранная сумма к 100%, тем меньше забирает Planeta. В этот раз мы записывали русскоязычный альбом, и мне показалось правильным собирать именно на русской площадке.

Вы чувствуете ответственность перед теми, кто жертвовал деньги? Не возникает ощущения, что могли как-то не оправдать ожидания?

С одной стороны, получается более прямая коммуникация между музыкантом и донором, и нужно быть готовым к такому диалогу. Да, это определенный груз, и ты либо ввязываешься в эту историю, либо нет. Меценатство для меня, в чистоте своей идеи, — это поддержка искусства вообще, культуры своего города или своей страны. Можно делать ставку на людей, которые именно так к этому относятся. Государственная система оказывает большую поддержку классической музыке и молодым исполнителям; есть конкурсы, премии… А дальше начинаются проблемы. Есть такие музыканты, как мы. Наверное, надо уже собраться всем вместе и заявить, что существует еще одна культурная отрасль, которая тоже требует поддержки. Для государства это ничто — все мелкое незначимо. Поэтому мы занимаемся выживанием. В России люди, жертвующие на музыку, должны знать, что их вклад важен. Но моя личная ответственность — это большой вопрос. Ведь я соглашаюсь на такой сбор средств именно потому, что для меня это свобода. Любой музыкант, которого можно считать «движком» в искусстве, меняется, проводит эксперименты — поэтому донор, конечно, может получить не то, чего ожидал.

Недавно вы написали: «Хочу найти наконец своему умению какое-то более нужное применение, за которое я буду получать деньги от этого общества. Большую часть времени я в растерянности от того, что с этой проблемой делать». Как вы для себя решаете эту проблему?

Она, мне кажется, связана с тем, как человек воспринимает другого человека. Проще говоря, как я позволяю быть другому другим. Он такой сам по себе и в этом уникален — позволяй ему быть, если он тебе не мешает, это ведь его право, даже если он заблуждается! Как и в СМИ, есть проблема свободы слова. По моим ощущениям, сейчас даже сложнее, чем в 90-е, потому что общество не позволяет тебе быть свободным. Люди смотрят друг за другом — как живешь, как ты устроен, чем занимаешься, правильно ли все делаешь. И это довольно серьезный прессинг. Быть любым, как в скандинавских странах, у нас непросто. Много ресурсов пропадает, получить поддержку от государства очень сложно. И себя я тоже таким ресурсом считаю.

Условно говоря, вам приходится писать музыку для компьютерных игр, чтобы иметь средства для творчества?

Можно сказать, я спонсор собственного искусства. Я не пишу музыку для игр просто потому, что туда не лезу. Но я занимаюсь с учениками, могу написать музыку для театральной постановки или для кино. Получить заработок с концертов на данном этапе почти невозможно: непонятно, какую нишу мы занимаем, сразу встает вопрос о рекламе, о позиционировании. Но, мне кажется, так когда-то было с любой нишей, которая сейчас популярна.

Вы готовы пережидать?

Мой преподаватель по сценической речи говорил: «Если вы возьмете гвоздь и будете его в одном и том же месте Невского проспекта забивать несколько лет подряд, рано или поздно слава о вас пойдет». Примерно так это и работает.

Можно сказать, что новая академическая музыка постепенно приближается к популярной?

Честно говоря, многое из того, что сейчас называют «неоклассикой», кажется мертвой банальщиной. Она сейчас популярна как стиль, но уже оскомину набила. На мой взгляд, в этом нет какой-то свежести. Но по-настоящему нового сейчас много. В том, что делает Леша Орелович, хотя это ближе к фольклору, столько личной свободы и личного интереса! «ГШ» — тоже. Мне кажется, эта волна вытаскивает «русскость». Нужно родиться здесь, чтобы такую музыку делать. То, что раньше было самой реальностью, сейчас стало чем-то внутренним и помещается в музыку.

То есть стала вдруг заметна «русская рука»?

Да, притом это совсем не так, как было с нашим роком — у русского рока в центре была идея, своя пропаганда, очень крепкая и конкретная мысль. А здесь другое — отказ от заявления. Мне кажется, что новое поколение как раз выражает себя в этом.

Образ человека поколения, родившегося в начале 1980-х,какой он?

Для меня это время неустроенности. Старое ушло, а чего-то нового пока нет. Это сильно отразилось на мне, на моих сверстниках, как я замечаю, — из ниоткуда мы как будто пришли в никуда. С одной стороны — неуверенность, с другой — свобода. Например, мы оказались в визуальном времени: сейчас довольно важно, как что-то выглядит. Я это принимаю, но не чувствую этого в себе; даже моя младшая сестра уже совсем другого представления человек. Для меня не так важна картинка — какие цвета, какой стиль, как ты одет, как в тебе отражается то, где ты находишься. Раньше было по-другому: чем проще и дешевле, тем лучше. Я чувствую себя где-то посередине.

«Нет ничего выше, нет ничего ниже»как раз то ощущение?

Это про веру, может быть, даже в греческом понимании, когда человек дерзит богам. Человек пытается отказаться от высшего порядка, который есть. С одной стороны, не все нам подвластно, не на все вопросы мы можем ответить. Но иногда кажется, что ты в центре всего.

В альбоме много бэквокала и речитатива, наслоение голосов. Почему вы используете этот прием?

Основной вокал задает обычно главную линию, а вторая — противопоставление. Это может быть высмеивание того, что звучит в основном голосе, а где-то это подчеркивание гармонии, более светлой или темной.

В отзывах к вашему альбому пишут, что слышны интонации «АукцЫона». Вы слышите их сами?

Было бы странно отрицать, что папа (Леонид Федоров, лидер группы «АукцЫон».«РР») повлиял на мое творческое мышление и продолжает влиять. Но, как любой диалог, это двустороннее влияние — ему интересно мое творчество, он приходил на презентацию альбома. Как любая музыка, моя что-то выключает в нем и включает… В общем, интонации, скорее всего, есть — я от этого не отказываюсь!

Фотографии: Варя Кожевникова; Юля Журавская

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

В активном «Поиске»: чудо в Лесосибирске В активном «Поиске»: чудо в Лесосибирске

Как построить в глубинке то, чего там по всем законам вообще не может быть

Русский репортер
В древнем левантийском поселении изготавливали пурпур на протяжении 500 лет В древнем левантийском поселении изготавливали пурпур на протяжении 500 лет

В Тель-Шикмоне примерно 500 лет находился крупный центр по производству пурпура

N+1
Никас Сафронов: «Мой гениальный пиарщик — это время» Никас Сафронов: «Мой гениальный пиарщик — это время»

Мою жизнь можно было распределить на сотни других жизней

Караван историй
7 законов психологии, которые изменят твою жизнь: что о них нужно знать и как ими пользоваться 7 законов психологии, которые изменят твою жизнь: что о них нужно знать и как ими пользоваться

Что такое законы психологии и как правильно их применять

VOICE
Техпарад Техпарад

Выстрел «Авророй», космос на 3D-принтере и тактильные виртуальные переживания

ТехИнсайдер
Кто такая пикми: разбираем феномен пикми-герл с психологами Кто такая пикми: разбираем феномен пикми-герл с психологами

Что стоит за пикми-поведением?

РБК
Хуже станет всем Хуже станет всем

ВТО прогнозирует сокращение в 5 раз американо-китайской торговли

Ведомости
Я, мы, робот: как андроиды проникли в наши дома и головы Я, мы, робот: как андроиды проникли в наши дома и головы

О том, как роботы медленно, но верно становятся частью нашей жизни

Forbes
Запечатанный воздух Запечатанный воздух

Японские семейные тайны Сахалина

Weekend
Пленка и рынок: отрывок из книги «Царапины и глитчи. О сохранении и демонстрации кино в начале XXI века» Пленка и рынок: отрывок из книги «Царапины и глитчи. О сохранении и демонстрации кино в начале XXI века»

Эссе из сборника «О сохранении и демонстрации кино в начале XXI века»

Правила жизни
Почему ИИ не знает, что у кошки четыре ноги Почему ИИ не знает, что у кошки четыре ноги

Специалист в области разработки ПО — о том, для чего нам нужен и не нужен ИИ

Монокль
«Мамонты следующие»: Colossal Biosciences вернула к жизни вымерших 10 тысяч лет назад лютоволков «Мамонты следующие»: Colossal Biosciences вернула к жизни вымерших 10 тысяч лет назад лютоволков

Как ученым Colossal Biosciences удалось произвести на свет щенков лютоволка

VC.RU
Как выбрать мойку высокого давления: основные характеристики Как выбрать мойку высокого давления: основные характеристики

Список критериев, по которым стоит выбирать мойку высокого давления

CHIP
Потрясно: что такое турбулентность и почему ее не надо бояться Потрясно: что такое турбулентность и почему ее не надо бояться

Рассказываем, что такое турбулентность и почему ее совершенно не стоит бояться

ТехИнсайдер
Инвесторы ловят дно Инвесторы ловят дно

Инвесторы ищут возможность заработать на падающем рынке

Ведомости
Космический буксир: мирный атом или ненаучная фантастика? Космический буксир: мирный атом или ненаучная фантастика?

Чем интересна перспектива использования ядерного двигателя в космосе?

Наука и техника
Какую одежду с этикеткой «стирка запрещена» можно стирать дома: мнение экспертов Какую одежду с этикеткой «стирка запрещена» можно стирать дома: мнение экспертов

Какие вещи можно привести в порядок дома, а какую лучше доверить профессионалам

VOICE
Там, где свет слушает звук Там, где свет слушает звук

Как и для чего создаются гиперспектрометры и мультиспектральные камеры

Наука и жизнь
Со льдом и безо льда Со льдом и безо льда

О достижениях Евгении Медведевой знают все. А чем она готова удивить в будущем?

VOICE
Возвращение гребного колеса Возвращение гребного колеса

Первые упоминания о гребном колесе относятся еще к древнейшим временам...

Наука и техника
От Марса до квантовой физики: 11 книг для любителей научной фантастики От Марса до квантовой физики: 11 книг для любителей научной фантастики

Что ждет человечество в будущем? Фантасты размышляют в своих книгах

Maxim
Перовскитные солнечные элементы как перспективное направление зеленой энергетики Перовскитные солнечные элементы как перспективное направление зеленой энергетики

Как перовскитные солнечные элементы сделают энергетическую систему экологичнее?

Наука и техника
Впали в детство: почему рабочие взаимоотношения превращаются в семейную драму Впали в детство: почему рабочие взаимоотношения превращаются в семейную драму

Как избежать «семейных» конфликтов на работе

Forbes
Язык и окружающая среда: почему у одних народов больше слов для обозначения любви, а у других – для снега Язык и окружающая среда: почему у одних народов больше слов для обозначения любви, а у других – для снега

Как окружающая среда влияет на словарный запас?

ТехИнсайдер
Учимся понимать наши растения Учимся понимать наши растения

Легко прочитать, как именно надо ухаживать за цветком, но почему именно так?

Наука и жизнь
Тот актер из «Большого куша»: как Стивен Грэм придумал сериал «Переходный возраст» Тот актер из «Большого куша»: как Стивен Грэм придумал сериал «Переходный возраст»

Как «бандит с экрана» смог снять сложную и злободневную картину?

Forbes
Мария Андреева: «Нам самим круче, когда близкому хорошо» Мария Андреева: «Нам самим круче, когда близкому хорошо»

Мария Андреева: страх перед возрастными ролями и недоумение от молодых актеров

VOICE
Бурялом Бурялом

Перед ним появилась огромная голова зверя с вытянутой мордой и острыми ушами...

Наука и жизнь
Территория детства Территория детства

7 особенностей дизайна, которые точно понравятся твоему ребенку

Лиза
Книга на выходные: как ChatGPT стал самым эффективным копирайтером «Зерокодера» Книга на выходные: как ChatGPT стал самым эффективным копирайтером «Зерокодера»

Отрывок из книги «Искусственный интеллект: путь к новому миру»

Inc.
Открыть в приложении