Искусство, которое обращает внимание на проблемы экологии

Русский репортерКультура

Карта сообществ

В разных регионах России люди создают благотворительные фонды, приюты для бездомных, тестируют доступную среду в своем городе, разрабатывают некоммерческие образовательные проекты для детей. «Русский репортер» вместе с Агентством социальной информации следит за жизнью прогрессивных сообществ и делится новостями некоммерческих организаций. В этом номере мы рассказываем об искусстве, которое обращает внимание на проблемы экологии

«Проект ART-ХАОС. Мусорный ветер»

400 КГ столько мусора в среднем приходится на каждого жителя России в год. Студенты Томского педагогического университета приучают город к раздельному сбору мусора и проводят конкурсы арт-объектов из отходов под девизом «Расставайся правильно». Проект получил всероссийскую студенческую премию «Хрустальный апельсин»: за один год он превратился в информационный портал в социальных сетях, где студенты рассказывают о «мусорном» искусстве, и образовательную программу для детей Томска.

Художественный музей мусора «МУ МУ»

«МУ МУ» собрал огромную экспозицию «джанк-арта», или «треш-арта». Здесь можно увидеть карту России из пробок от шампанского, скульптуру человека из набитых мусором пакетов, букет из столовых приборов и «Конгломерат природы и мусора от нерадивого советского туриста» — корень клена, вросший в консервную банку 1965 года производства. Музей собрал работы художников из Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Перми, Анапы и многих других городов. На фото — экспонат «Стульчик Дюймовочки»

Проект Plasticdoom

Дизайнер Галина Ларина создала из пластика модную коллекцию дождевиков, панамок, зонтиков и рюкзаков. Она установила в учебных заведениях коробки, куда можно было выбросить полиэтиленовые пакеты, и из переработанного материла делает ткань для своей «зеленой» коллекции Plasticdoom.

Акция «Час Зеленого Творчества»

«Мы должны избавиться от стереотипа, что экология — это только мусор и проблемы.» Евгений Бикмулов, иркутский экоактивист

Каждый год 1 августа жители Иркутска принимают участие в международной акции «Час зеленого творчества» и проводят в городе фестиваль «Байкал. Точка возврата»: придумывают перформансы, которые привлекают внимание к проблемам экологии, создают экокостюмы и инсталляции из мусора. Для новичков «зеленого движения» и тех, кто пока не понимает, что показывать на фестивале, на сайте проекта существует банк идей. Можно, например, сделать летнюю экообувь из остатков деревьев или пустить по воде кораблики из природных материалов.

Катерина Садовски: «Человек смотрит на греческие скульптуры, но совершенно не видит, что его окружает»

Проект Where is my plastic bag?

Московские художницы Лилия Ли-ми-ян и Катерина Садовски, выпускницы школы Родченко, все лето собирали пластик в разных арт-пространствах Москвы, от Пушкинского музея до Сколково. Из переработанных материалов они создадут скульптуры, напоминающие человеку о личной ответственности за «горы отходов». Катерина Садовски рассказала «РР», как проект Where is my plastic bag? перерастет в научное исследование и почему для экоэкспозиции требуется 23 тысячи евро.

Почему для вас как для художниц стала важна тема переработки мусора?

Мы уже работали с полимерными материалами. В прессе часто муссируется «мусорная» тема: все говорят, что пластиковый мусор — это большая проблема, но мы редко рассматриваем ее в контексте личной ответственности. Все хотят, чтобы пришел волшебный человек и все решил, чтобы правительство построило много заводов… Но дело не в том, что есть пластик, а в том, как мы сами с ним себя ведем! Мы съели что-то, избавились от упаковки — и счастливы: думаем, что если выбросить ее в обычную урну, она в океане не окажется.

Почему пластик нужно было собирать именно в музеях?

Потому что это пространство, к нам приближенное: мы ответственны за то, где мы находимся как художники.

Как вы договаривались с музеями? Вас, наверное, не сразу понимали.

Понимали не все. Мы звонили, рассылали по почте презентацию нашего проекта, показывали, как выглядит мусорка, объясняли, что предполагаем с этим делать… Многие нас проигнорировали, кто-то вообще негативно реагировал. Один директор музея просто сказал: «Это ***!»

Несколько площадок согласились участвовать. Что потом?

Мы установили в музеях баки, на которых было написано Plastic for art. Для Пушкинского музея, конечно, надо было написать по-русски, потому что там больше пожилых людей и категория посетителей не такая, как в ММOMА или Музее Москвы, например. Где-то раз в неделю мы приезжали и собирали по несколько мешков. Удивительно, насколько у нас люди не готовы думать головой! В мусорке для пластика чего только не было… Человек пришел в музей посмотреть на греческие скульптуры, но совершенно не видит, что его окружает. И из-за этой «проблемы головы» мы будем страдать, пока не пересмотрим свое отношение к тому, что у нас под ногами.

Что вы потом делали с пластиком, который забирали из музеев?

В перчатках все это мыли, сортировали, выбрасывали лишнее, по два-три часа в день. Это заняло даже больше времени, чем разработка самого проекта. Со следующей недели мы начнем сортировать пластик по номерам, раскладывать в разные мешки.

Для искусства активизм — уже родное явление. Мы на месяц как будто стали мусорной компанией, а не художниками. Иногда кажется, что сдвинуть ситуацию с мертвой точки невозможно. Потому что на разных этапах ты все равно сталкиваешься с человеческой тупостью — не конкретных людей, а вообще. Но когда мы запустили проект, нам и волонтеры, и друзья-художники, и многие незнакомые люди стали привозить пластик в мастерскую. Говорят, просто так теперь не смогут пластик выбрасывать — будут искать контейнеры рядом с домом. Это радует.

Вы запустили краудфандинговую кампанию, собираете 23 тысячи евро на проект. Почему так много?

Самая дорогая часть проекта — это производство. Переработанный пластик становится сырьем, который нужно расплавить, прежде чем приступать к литью скульптур. Потом создать 3D-модели и сделать формы из силикона. Еще одна важная часть — исследование ученых на тему полимеров, которое мы хотим запустить, а еще сделать несколько видео под крутым цифровым микроскопом, чтобы показать структуру пластика в его первоначальном виде и в переработанном.

Вы уже понимаете, как будут выглядеть скульптуры?

Мы планируем сделать шесть скульптур, есть уже модели. Они напоминают природные объекты — например, тающий ледник из полупрозрачного мутного материала, сталактиты, свисающие с потолка, абстрактные фигуры, похожие на органы или биологические клетки.

Как вы сами обращаетесь с пластиком дома?

Сортирую, конечно же. Я прессовала его и возила в студию, потом мне надоело это делать, потому что мы уже собрали достаточно. Мне повезло, что в моем дворе есть контейнеры для раздельного сбора мусора. Но раньше я пластик не сортировала — это пришло с проектом, и теперь по-другому я уже не смогу.

Анна Рыжкова

Фотографии: художественный музей мусора «МУ МУ»; из личного архива Катерины Садовски

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Тесла – бой Тесла – бой

Илон Маск словно сошел со страниц научно-фантастических романов

Esquire
Есть контакт Есть контакт

Как установить и почувствовать связь со своим телом

Grazia
Не святой Петр Не святой Петр

Сергей Минаев поговорил с Петром Авеном о несбывшихся мечтах 1990-х

Esquire
Шаги на чердаке: жуткая история о нераскрытом убийстве в Хинтеркайфеке Шаги на чердаке: жуткая история о нераскрытом убийстве в Хинтеркайфеке

Более 100 лет назад на ферме Андреаса Грубера произошла страшная трагедия

ТехИнсайдер
Лариса Долина: «Я всегда верила в то, что моя звезда загорится» Лариса Долина: «Я всегда верила в то, что моя звезда загорится»

Лариса Долина не скрывает – в своей жизни она столкнулась со многими трудностями

Добрые советы
Немного науки в арктической воде Немного науки в арктической воде

Что исследователи знают о косолапых пловцах

Weekend
Первая среди равных Первая среди равных

Мысли и наблюдения первой женщины-победительницы в кругосветной гонке

Y Magazine
«Дорожная карта» для наблюдений за погодой «Дорожная карта» для наблюдений за погодой

Минсельхоз совместно с Росгидрометом планируют развивать систему метеостанций

Агроинвестор
Ген ожирения объединил людей с собаками Ген ожирения объединил людей с собаками

Ученые выявили у собак ген, связанный с развитием ожирения

N+1
Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа

Как середине XX века итальянская аристократка стала Леди Гагой своего времени

Правила жизни
Уральский микс Уральский микс

На мой взгляд, напитки все же должны оставаться на втором плане

Bones
Наш паровоз вперед летит Наш паровоз вперед летит

Одна из новинок проката — фильм режиссера Андрея Волгина «Красный шелк»

Монокль
Едва знакомы Едва знакомы

«Едва знакомы» — проект, объединяющий людей за киноужинами

Seasons of life
Я — сноб: коллекционер Антон Козлов Я — сноб: коллекционер Антон Козлов

Коллекционер Антон Козлов — про искусство собирать современный арт

СНОБ
Учтенный друг: что нужно знать о регистрации домашних животных в Подмосковье Учтенный друг: что нужно знать о регистрации домашних животных в Подмосковье

Как зарегистрировать питомца в Подмосковье и для чего это нужно

Forbes
Женщины, которые нас вдохновляют: писательницы, руководительницы, исследовательницы, — о своих героинях Женщины, которые нас вдохновляют: писательницы, руководительницы, исследовательницы, — о своих героинях

Женщины поделились историями о тех, кто больше всего их вдохновляет

Psychologies
Символ на перекрестке современных философий Символ на перекрестке современных философий

Знак — это условность, которая превращает отдельные вещи в их меру

Знание – сила
На всякий случай На всякий случай

Как работает система страхования в спорте

Ведомости
Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!» Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!»

Аслан Шукаша: как он выходит из тупиков и на какие вопросы не отвечает публично

ЖАРА Magazine
«Золотая середина»: какую дистанцию выстроить руководителю между собой и сотрудниками «Золотая середина»: какую дистанцию выстроить руководителю между собой и сотрудниками

Какие ошибки чаще всего совершают менеджеры, и как найти баланс в дистанции

Inc.
Наиболее сохранившиеся животные ледникового периода Наиболее сохранившиеся животные ледникового периода

Эти доисторические животные дают возможность заглянуть в прошлое

ТехИнсайдер
Чайный театр Чайный театр

Чайная «ТИШь»: где чай становится искусством, а внимание — главным ингредиентом

Seasons of life
Модный план на год Модный план на год

11 способов прокачать свой стиль

Добрые советы
Я — это часть алфавита Я — это часть алфавита

Режиссер Дима Крестьянкин — о непохожести каждого из нас друг на друга

Seasons of life
Дэвид Линч Дэвид Линч

Правила жизни кинорежиссера Дэвида Линча

Правила жизни
Германия пожинает плоды стратегического аутсорса Германия пожинает плоды стратегического аутсорса

Чем были интересны выборы в бундестаг и ждать ли России возвращения Германии

Монокль
Кубические роботы уплотнят ваши склады Кубические роботы уплотнят ваши склады

Компания «АРС Смарт Роботикс» вышла на первый раунд pre-IPO

Монокль
«Конечно, надежда есть» «Конечно, надежда есть»

Юрий Борисов о работе над образом Пушкина

Правила жизни
1647-летний можжевельник из Финляндии назвали старейшим древесным растением тундры и Европы 1647-летний можжевельник из Финляндии назвали старейшим древесным растением тундры и Европы

Старейший можжевельник из Финляндии рос с 260 по 1906 год

N+1
«Падучая» под контролем «Падучая» под контролем

Что такое эпилепсия и какие подходы к ее лечению предлагает современная наука?

Знание – сила
Открыть в приложении