Сколько усилий нужно приложить, чтобы перестать слышать мат

Русский репортерОбщество

Хуизёфаза

Сколько усилий нужно приложить, чтобы перестать слышать мат

Игорь Найденов, репортер
Иллюстрация: Ольга Аршавская

Хуизюфаза? Хуизюмаза? — самозабвенно, с гордым видом выговариваю я, в то время как мои родители сидят рядом на румынской софе под оранжевым торшером и настороженно вслушиваются в мою тарабарщину.

Мне лет десять, я только перешел в четвертый класс. Нам выдали новенькие учебники по английскому, уже было несколько уроков, я вожу пальцем по строчкам первых заданий и демонстрирую, что уже усвоил.

— Хуиз, значит? — металлически спрашивает отец, когда я заканчиваю читать.

— Точно? Хуиз? Ты ничего не перепутал? — спрашивает мать, внимательно глядя мне в рот.

Оба они учили немецкий.

— Точно, — отвечаю я.

Да и как же может быть не точно, если учительница тоже так произносила, и весь класс за ней — хором?!

Но они не верят. Сколько бы я ни твердил-доказывал, ни повторял «честное пионерское». Не верят — и все. В очевидную элементарную правду. Думают, издеваюсь.

Нет, я, конечно, и раньше подозревал, что в этом мире не все так просто, как кажется, знал уже, что есть и лукавство, и вранье, и даже — подлость.

Но именно тогда я потерял невинную веру в неотвратимое торжество справедливости и впервые в своей жизни так остро ощутил это экзистенциальное отчаяние: ты предельно искренен, а тебя обвиняют во лжи, к тому же самые близкие люди, и ты не способен доказать обратное.

С того момента моя склонность видеть в людях прямодушие лишь уменьшалась, а злонамерение, подвох — лишь усиливалась.

Родственники между тем знай подсыпали удобрения в горшок моего внутреннего кактуса.

Как-то раз пошли мы с дедом за грибами. Но лес оказался пустой. За два часа несчастной сыроежки не нашли. И вдруг дед как закричит: «Белый, белый!» Я ринулся на крик, предвкушая увидеть боровик — тугой, с пузатой ножкой и сырой шляпкой, слегка изъеденной слизнем.

Где, где, возбужденно спрашивал я, добежав. Кивком хитрой головы дед указал на дерево. На одну из веток была нанизана половинка хлебного батона, оставленная, видимо, какими-то походниками.

Я неизменно отказывал старушкам на вокзалах, которые просили «три минуты посмотреть за сумкой, пока я схожу в туалет» — ага, нашла дурака, яснее ясного, что мошенница; в поездах ночью всегда клал свою обувь в пакет, а затем — под подушку, чтобы не приделали чужие ноги; никогда и никому не давал позвонить по своему мобильнику на улице, даже девушкам — это же только лохи попадаются на такие дешевые трюки аферистов!

Люди реагировали на меня так же, как я на них — иначе говоря, противодейственно.

Раз было, я отправился в Баку — в гости к своему товарищу. В то время у меня была блажь: я вегетарианствовал. И вот оно — интенсивное кавказское застолье. Мать моего товарища сначала принесла жареную баранину. Я сказал, что не ем мясо. Она изумилась. И я ее хорошо понял: это же невообразимо — в Азербайджане. Потом она принесла запеченную курицу. Теперь уже настала очередь моего товарища объяснять, что я не ем мясо. Она расстроилась. Потом ее очень долго не было. Наконец она вернулась с тушеным кроликом…

Впоследствии она избегала меня — видимо, решила, что я брезгую ее готовкой.

Но однажды что-то изменилось, щелкнуло в моей голове и стало двигаться по противоположной ветке жизненной параболы.

Я ехал в автобусе. Зашел среднеазиат в черном спортивном костюме с большущим баулом. Не знаю, что на меня нашло. Но я решил, что это террорист и сейчас все мы взорвемся. Я нервничал и потел. Едва дождавшись остановки, вышел, кое-как перевел дух. Поздним вечером того же дня я вызвал такси, чтобы ехать домой. Сел на место за водителем. И тут же почувствовал его страх. Не знаю, что на него нашло. Всю дорогу он потел и нервничал — я видел это по его напряженному, влажному затылку. Наверное, решил, что я грабитель и накину на него рояльную струну. Даже свое кресло от меня подальше отодвинул. Выходя из машины, я взглянул ему в лицо и узнал того самого среднеазиата из автобуса, «террориста». То есть это, разумеется, был другой человек, лишь очень похожий внешне, но мига «узнавания» мне хватило, чтобы подумать: «Да что же за хрень с нами происходит, что же происходит со мной?!»

Как с этим справляться, было непонятно — внутренний кактус вырос слишком крупный и цвел вовсю.

А знакомые как заклинание повторяли — Зуев да Зуев, бионергетик, гармонизатор, легендарный, возьми на заметку.

Что за Зуев? Шарлатан, наверное, предполагал я по своему обыкновению. Хорошо еще хоть Зуев, а не Шуллер, а то приезжал, помню, в Россию в середине 1990-х такой западный проповедник среди прочих, когда поветрие было, и все удивлялся, почему это на других благовестников народ валом валит, а к нему приходят единицы.

Итак — так говорил Евгений Зуев.

Самая большая проблема современного человека, привыкшего все контролировать — потеря личной энергии. Прежде чем сделать большое дело, устрани энергетические протечки. Чем меньше у тебя энергии, тем больше подозрительности, тем больше вокруг тебя «немцев» и врагов. Не оценивай, не включайся. Лучшая защита — никакой защиты. Не выстраивай негативный сценарий, стань прозрачным, все пропускай через себя, не давая конфликтной ситуации за тебя зацепиться. Доверяй инстинктам, развивай интуицию. Стоит возмутиться, начать бояться, оценивать, тут же начинаешь тратить энергию.

Тренироваться можно в общественном транспорте. Например, попробовать подавить желание сделать замечание за громкий разговор по телефону или сквернословие — в идеале вообще не должно возникать желания делать замечания. Если ты реагируешь на мат, на шум подростков за окном, значит, ты созвучен — и этому мату, и этому шуму. Иначе ты их просто не услышишь, как не замечаешь шума машин на дороге. В настройках человека есть фильтры, их можно менять — чего ты не хочешь услышать, того и не услышишь.

Звучит подозрительно, как сектантские заповеди, отдает Дейлом нашим Карнеги. Но я решил все-таки, что применю при случае эти правила — чем черт не шутит, попробую снизить градус личной подозрительности. И вот на днях случай представился. В лице забубенного колдыря. Я сидел на скамейке с шаурмой, а он двигался по пустынной улице навстречу мне развязной, борзой походкой. Здоровый такой, хмурый и абстинентный.

Сейчас, подумал я, обязательно попросит денег на бухло, скажет дежурное: «Отец, дай на хлебушек», я ему, конечно, откажу, я же всегда отказываю, к тому же — брезгую, он привяжется, я его пошлю, он меня пнет, я встану и — ногой ему по яйцам, нож надо бы достать незаметно…

Он подходит еще ближе, сейчас обдаст вонью давно немытой головы.

Но тут я вспоминаю о своем эксперименте:

«Эй, так, я же прозрачный как гусь из Гусь-Хрустального, я — медуза, текучая и хрустальная. Я не оцениваю, не боюсь и не защищаюсь. На моем лице нет никаких эмоций, да и меня самого тоже, в сущности, нет».

Поравнявшись со мной, колдырь бросает на меня слегка удивленный взгляд, как будто только что заметил. Но ведь я знаю, что он увидел меня еще издали, мы даже глазами на секунду встретились. Затем он произносит: «Приятного аппетита». И идет себе дальше по своим колдырским делам.

Елки, сработало, что ли?

Я пишу эту заметку, скоро ночь, а за окном визжат, грязно матерясь, соседские дети. Вспоминаю Хармса: «Детей, конечно, убивать нельзя. Но что-то с ними делать надо».

Похоже, мне предстоит еще очень много тренироваться, очень.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Книги Книги

Подборка новых книг от книжного обозревателя Константина Мильчина

Русский репортер
«Речь про свободолюбие, озорство какое-то»: художник Саша Браулов — о работе над обложкой «Правил жизни», вышивке как методе и здоровом хулиганстве «Речь про свободолюбие, озорство какое-то»: художник Саша Браулов — о работе над обложкой «Правил жизни», вышивке как методе и здоровом хулиганстве

Художник Саша Браулов о вышивке как методе и силе доброты

Правила жизни
Изобретая наследие Изобретая наследие

Как экономика впечатлений меняет российские города

Эксперт
«Кухня Древнего мира» «Кухня Древнего мира»

О сырах, которые в Древнем Риме считались скромной пищей

N+1
Лестница в небо Лестница в небо

Как помочь новому поколению найти свое место в нашем безумном мире

Men Today
Слава: «Я всегда мечтаю о том, что может сбыться» Слава: «Я всегда мечтаю о том, что может сбыться»

25 лет на сцене — певица Слава по праву может гордиться этим достижением

Добрые советы
Не работает тачпад на ноутбуке: причины и способы решения проблемы Не работает тачпад на ноутбуке: причины и способы решения проблемы

Что делать, если перестал работать тачпад на ноутбуке с Windows

CHIP
Женщины выбирают вокал: как гендер влияет на музыкальные предпочтения Женщины выбирают вокал: как гендер влияет на музыкальные предпочтения

Влияет ли пол на музыкальные предпочтения?

Forbes
Почему в жару отекают ноги и как снять отек Почему в жару отекают ноги и как снять отек

В чем причины отеков лодыжек и стоп в жару

РБК
Дрифт без правил Дрифт без правил

«Жига. На полной скорости»: каким получился фильм о дрифтинге в России?

Автопилот
Больше не колется: 5 способов сделать льняную одежду мягче Больше не колется: 5 способов сделать льняную одежду мягче

Как сделать льняные вещи мягче и избавиться от неприятных ощущений

ТехИнсайдер
Век живи: долгожительство станет нормой Век живи: долгожительство станет нормой

Долголетие: фантазии или ближайшее будущее?

Монокль
Маршрут построен Маршрут построен

Как экономить на поездках в метро в разных городах России

Лиза
Анатолий Шульев: Свойство таланта в том, чтобы преодолевать неудачи Анатолий Шульев: Свойство таланта в том, чтобы преодолевать неудачи

Анатолий Шульев о смыслах, заложенных в спектакль о физике Льве Ландау

Ведомости
Александр Невский и его время Александр Невский и его время

Александр Невский правил в тяжелое для нашего отечества время

Знание – сила
Визионеры в балете: Нижинский, Баланчин, Нуреев, Эк Визионеры в балете: Нижинский, Баланчин, Нуреев, Эк

Историк танца — о тех, кто решил пойти против течения и перевернуть балетный мир

РБК
Решение уйти: массивный, но элегантный блокбастер, которому не хватило духу поставить точку в истории Итана Ханта Решение уйти: массивный, но элегантный блокбастер, которому не хватило духу поставить точку в истории Итана Ханта

Неужели сказка о невыполнимой миссии Итана Ханта близка к концу?

Правила жизни
Видел, пробовал Видел, пробовал

Фудблогер Макс Брандт — о гастропримечательностях в городах России

Новый очаг
Цветок троллей Цветок троллей

Купальница европейская: когда одна стоит, и то мимо не пройдёшь

Наука и жизнь
Правила цветочного короля Правила цветочного короля

Цветочный король Борис Горкунов — о правилах ведения бизнеса

Монокль
Дела сердечные: как современный ритм жизни влияет на риск возникновения инфаркта Дела сердечные: как современный ритм жизни влияет на риск возникновения инфаркта

Какие привычки бьют по сердцу сильнее наследственности?

Правила жизни
Художницы с рюкзаками Художницы с рюкзаками

Как в поездках рождаются иллюстрации к детским книгам

Новый очаг
Эксперты: постоянная слежка в XXI веке может ухудшить работу мозга Эксперты: постоянная слежка в XXI веке может ухудшить работу мозга

Цифровая слежка не только меняет поведение, но и влияет на восприятие и внимание

ТехИнсайдер
Франшиза: Что скрывается за этим словом? Франшиза: Что скрывается за этим словом?

Франшиза — идеальный рецепт успеха или сложная система с подводными камнями?

Наука и техника
Что делать и куда жаловаться, если вас сбил электросамокат Что делать и куда жаловаться, если вас сбил электросамокат

Как действовать в случае ДТП с электросамокатом

РБК
Шаг к здоровью питомца: как подобрать правильный корм для домашнего животного Шаг к здоровью питомца: как подобрать правильный корм для домашнего животного

О том, как надо кормить кошек и собак в соответствии с их видовыми особенностями

ТехИнсайдер
Привычка худеть Привычка худеть

Думаешь, как сбросить вес без изнурительных тренировок и жестких диет?

Лиза
Юрий Яковлев: «Уверен, что артисты — это больные люди!» Юрий Яковлев: «Уверен, что артисты — это больные люди!»

Вот иду по улице, а на меня смотрят, как на сумасшедшего

Коллекция. Караван историй
Родом из детства Родом из детства

Интервью с народной артисткой РФ и голосом Степашки Натальей Голубенцевой

Лиза
Среда для жизни Среда для жизни

Рука об руку: как благоустроить общественные пространства вместе с жителями?

Ведомости
Открыть в приложении