Лучше поздно
В мире, где от появления потребности до её удовлетворения проходит минимум времени, умение ждать приносит дивиденды, которые не измеряются цифрами
В моей коллекции диковинок особое место занимает хей-тики — небольшая нефритовая фигурка, относящаяся к культуре маори. Длиной она всего 13 сантиметров, и кого изображает — не совсем понятно. Возможно, это далёкий предок, а то и духовный прародитель народа страны Аотеароа — так называл Новую Зеландию мастер, вырезавший амулет несколько веков назад. Его изготавливали для владельца-хранителя, а потом передавали как семейную реликвию из поколения в поколение, если не хоронили вместе с хозяином.
Впрочем, «вырезал» — не совсем точное слово. Поунаму (что на маорийском языке означает «зелёный камень») был одним из самых трудоёмких в обработке материалов для представителей цивилизации, не знавшей железных инструментов. Он считался настолько ценным и редким, что кланы развязывали междоусобные войны в борьбе за выход к руслам рек, где его добывали. Процесс создания фигурки из куска неподатливого камня требовал неустанной шлифовки агатом или другим заточенным камнем, а затем полирования палочками, акульей кожей и водой. Трудясь от рассвета до заката, мастер заканчивал работу над одной крошечной фигуркой не меньше чем за год. Время, затраченное на доведение до совершенства произведения рук человеческих, добавляло амулету ценности. Мастеру и его заказчику было важно создать такой талисман, которым дорожил бы и сам владелец, и все последующие поколения.