Кто в лес?
Сейчас самое время ехать на сафари в Африку. Но у нас есть идея, поражающая своей свежестью. Отправляйтесь за чистым снегом и настоящим морозом в густые леса шведской Лапландии.
Когда мы прыгаем в моторку, часы показывают 10 вечера, но солнце и не думает садиться. Сафари-гид Йонас Гейке осторожно огибает мели, заглушает мотор и, проверив речное дно, даёт сигнал к прыжку в воду первому пассажиру.
Бросив ему привязанный к корме лодки канат, капитан с улыбкой запускает мотор на полную, оставляя позади человека, балансирующего на водных лыжах под выкрики, присвистывания и смех на борту. Это сафари-тур по Швеции. Наша группа расположилась в Aurora Safari Camp — кемпинге с четырьмя палатками и одним туалетом на берегах реки Роне в шведской части Лапландии. Начальники лагеря — Гейке и его партнёр по бизнесу Фредрик Броман — руководят компанией Aurora Safaris Sweden, круглогодично организующей туры по заповедным уголкам к северу от города Лулео. В сезон белых ночей гостей развлекают пешими прогулками, рыбалкой и сплавом на каяках. Зимой здесь начинается высокий сезон, и путешественники катаются на снегоходах, лыжах и в собачьих упряжках, а длинные ночи проводят в ожидании северного сияния.
В краю экстрима Гейке — гарант безопасности. Грудь колесом, седая борода — именно так и должен выглядеть проводник в сафари-турах. Он решает проблемы, учит навыкам выживания и защищает — как раз такой человек нужен рядом, если вас забросило в богом забытое место. Его уверенность подкреплена богатым послужным списком и более чем 20-летним опытом сафари в Кении. Однако новые горизонты он увидел именно здесь, на самом севере своей родины, и перебрался обратно в Швецию с женой-кенийкой и тремя детьми, чтобы объединиться с Броманом: «Уединённость здешней дикой природы — нечто совершенно уникальное. У нас с Фредриком куча идей. Для нас тут что-то вроде Дикого Запада».
В отличие от тропической Африки, где основное занятие — выслеживание животных, на Север любопытных туристов манит необычный опыт и весёлые забавы суровой зимы. Придумывая, чем занять туристов, партнёры Aurora почерпнули многое из африканского репертуара Гейке. Лагерь с брезентовыми палатками вокруг главного тента-столовой во многом подражает африканскому образцу, но со шведским акцентом. Вместо ужина с вином, которым обычно балуют гостей на закате в саванне, Aurora на восходе луны устраивает вечеринку с шампанским на замёрзшем озере у барной стойки, выточенной изо льда. Вместо сплава в выдолбленных из дерева лодках мокоро по кишащей крокодилами реке Гейке организует рафтинг по Роне. Вместо экскурсии верхом на слоне вы пересекаете полярный круг в собачьей упряжке, одетые, как космонавты, чтобы защититься от зимней стужи.
Конечно, воссоздать сафари по-африкански в Швеции не всегда просто, а то и вовсе невозможно. Гейке сбивается с ног, и это наглядный пример сложностей, с которыми сталкивается предприниматель в Скандинавии, где рабочая сила не из дешёвых. «В Африке на 10-местный кемпинг обычно приходится от 25 до 40 человек персонала, — поясняет он. — А здесь лагерем на 12 мест занимаемся мы вдвоём».
Трудности не всегда можно измерить цифрами. В стране, где большинство местных жителей вполне удовлетворяет отдых в лесу со своей палаткой, понятие роскоши довольно условно, а услужливость для здешнего менталитета совсем не характерна. Путешественники в Швеции часто вынуждены сами нести свой багаж, кофе к вашему пробуждению могут и не сварить, а туалеты в номере не всегда имеются по умолчанию (за исключением городских отелей). «Большинство шведов не знают, что такое роскошь и какие ожидания у потребителей люкса, — рассказывает Марина Сафонова, владелица скандинавского туроператора Nordic Luxury. — Чем дальше на север, тем более девственна природа, но отелей класса люкс вы там не найдёте».