Контракт и досуг: какой экономический эффект дают промышленные выставки
Экономические форумы и выставки становятся главными площадками для формирования деловых связей. Однако развитию делового туризма мешает нехватка инфраструктуры, прежде всего вблизи перспективных восточных рынков
Деловой туризм, деятельность в событийной сфере и выставочная индустрия вносят совокупный вклад в российский ВВП в размере 2%, согласно материалам Международного форума выставочной индустрии «5pEXPO», прошедшего в 2023 году.
По словам президента Российского союза выставок и ярмарок, генерального директора компании «ЭкспоФорум-Интернэшнл» Сергея Воронкова, в 2023 году в России прошли 1,5 тыс. промышленных выставок, на которых было проведено 55 млн встреч и переговоров и заключены контракты на сумму, превышающую 17 трлн руб., а это почти 10% ВВП страны. В результате, отмечает эксперт, выставки стали одним из драйверов экономического роста России.
Площадки для бизнеса
В 2024 году эти показатели могут стать еще выше, прогнозирует Сергей Воронков: к примеру, ключевое событие года в отрасли — Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ) — поставило абсолютный рекорд по сумме заключенных сделок: подписано более тысячи соглашений на 6,4 трлн руб. Конгрессно-выставочный центр «Экспофорум» ежегодно посещают 1,5 млн человек, выставку «Россия» на ВДНХ посетили 18 млн, а общая выручка в конгрессно-выставочной отрасли составляет порядка 200 млрд руб., показывая ежегодный прирост с 2020 года, отмечает эксперт.
Генеральный директор АО «Экспоцентр», председатель комитета ТПП РФ по выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности Максим Фатеев отмечает, что выставочная отрасль существенно пострадала из-за пандемии COVID-19, а затем и из-за санкционного давления, однако сейчас налицо устойчивая тенденция к восстановлению рынка.
«В 2020 году в связи с пандемией коронавирусной инфекции в мире убытки понес 51% выставочных компаний, в России — 63%. Сегодня выставочный рынок демонстрирует не менее 15–20% ежегодного роста. Он уже близок к показателям 2019 года и продолжает расти. Опросы экспертов в сфере конгрессно-выставочной деятельности говорят о восстановлении индустрии и в глобальном масштабе. В 2024 году отрасль ожидает роста выручки на 15% по отношению к 2019 году», — пояснил эксперт. Одним из наиболее заметных трендов в стране, по его словам, стало замещение ушедших с российского рынка западных компаний другими участниками — из российских регионов и стран СНГ, ЕАЭС, ШОС и БРИКС. Российскому бизнесу удалось переориентироваться на те рынки и государства, которые открыты к сотрудничеству, уверен Максим Фатеев.
В результате глобальных потрясений конгрессно-выставочная сфера обрела новые смыслы и стала системообразующей для государства, добавляет Сергей Воронков.
«Из обслуживающей и сервисной индустрии она трансформировалась в самостоятельную отрасль. Конгрессы, выставки, форумы в новой реальности стали единственным эффективным инструментом пересборки экономических связей, драйвером роста. На этих фабриках живого общения создается пространство доверия. Миллионы контактов перерастают в сотни тысяч контрактов, а те, в свою очередь, — в стратегическую продукцию промышленных предприятий, критические и сквозные технологии, импортозамещенные компоненты, важнейшие инфраструктурные проекты», — говорит эксперт.
Приоритетом в развитии рынка стало расширение участия в отраслевых выставках отечественных компаний. В частности, в «Экспоцентре» утверждают, что выстроили адресную работу с российскими регионами с учетом их отраслевой специфики, и приглашают предприятия к участию в конкретных проектах по развитию производств и сбыта продукции. В итоге участие российских компаний в профильных выставках постоянно растет — от 30 до 60% по разным проектам. Максим Фатеев отмечает, что наибольшей популярностью пользуются отраслевые выставки по таким направлениям, как пищевая промышленность и агропромышленный комплекс, машиностроение, энергетика, медицина и здравоохранение, информационные технологии.
«Множество мероприятий перешли на гибридные форматы, сочетающие офлайн- и онлайн-участие. Также мы наблюдаем значительное увеличение числа узкоспециализированных мероприятий, что позволяет привлекать более качественную посетительскую аудиторию и концентрироваться на конкретных профессиональных потребностях», — объясняет эксперт. По его словам, имиджевая составляющая для участников выставок сегодня отходит на второй план, уступая место достижению конкретных бизнес-целей. «Выставки и сопутствующие им мероприятия деловых программ стали незаменимы, особенно для коммерциализации инновационных разработок и внедрения их в производство», — подчеркивает эксперт.
Двигатель туризма
По данным АТОР, в 2023 году общий объем рынка делового туризма в России также достиг уровня допандемийного 2019-го, а его оборот составил 500–600 млрд руб. На пресс-брифинге АТОР в январе этого года вице-президент ассоциации Александр Курносов спрогнозировал продолжение роста и по итогам текущего года — на 5–7%. Причины восстановления этого сегмента рынка, по его словам, рост производства в России и развитие новых логистических связей в последние два года. В Союзе агентств делового туризма оценивают показатели рынка еще выше: в 2023-м — 827 млрд руб., это на 30% больше, чем в аналогичном периоде 2022-го. А по итогам 2024 года, предполагают в союзе, оборот сегмента и вовсе превысит 1 трлн руб.