Сразу несколько розничных сетей в рейтинге потеряли свои позиции

РБКБизнес

Какая вам розница

Сразу несколько розничных сетей в рейтинге РБК 500 потеряли свои позиции, у части упала выручка за 2020 год. Но опрошенные РБК эксперты считают такую динамику невероятной удачей: все должно было упасть еще сильнее

Автор: Алиса Курманаева

Минувший год стал для физического ретейла испытанием. «Пандемия значительно повлияла на многие сферы бизнеса, но заметнее других пострадал рынок розничной торговли», — говорит старший вице-президент по коммерческой и операционной деятельности компании «Связной» Алексей Вуколов. Особенно сильно пандемия и связанные с ней ограничительные меры отразились в 2020 году на компаниях из сфер модного и парфюмерно-косметического ретейла. Впрочем, динамика снижения выручки все равно оказалась не столь сильной, учитывая прошлогодние события.

Финишная лента

Главными проблемами продуктового ретейла были ограничения работы в торговых центрах и режим самоизоляции. «Но часть крупных федеральных сетей получила позитивный эффект: в марте 2020‑го, когда потребители закупали продукты впрок, многие пришли именно в федеральные сети, — рассказывает генеральный директор информационно-консалтингового агентства «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров. — 2020-й оказался для регионального ретейла более сложным, чем для федерального. Общероссийские сети извлекли выгоду: потребители внимательнее следили за ценами и были готовы поменять выбор магазинов».

Сеть гипер- и супермаркетов «Лента» (минус одна позиция в рейтинге, 34-е место) прошла кризис удачно: в 2020 году выручка компании выросла на 6,7%, до 445,5 млрд руб. Розничные продажи увеличились на 7,3% год к году, до 438 млрд руб. «Основным драйвером роста стало увеличение среднего чека на 11,6% в форматах «гипермаркеты» и «супермаркеты», при этом рост продаж был частично сдержан снижением количества чеков на 3,9%», — пояснили РБК в пресс-службе «Ленты». В компании показатель оценили как «очень хороший».

«Основной формат магазинов у «Ленты» — гипермаркет, — комментирует Бурмистров. — В 2020 году формату пришлось сложно: многие объекты находились в ТЦ, которые во время локдауна закрылись. Если принять это во внимание, у компании достаточно хорошие показатели выручки».

Пандемия способствовала активному развитию каналов онлайн-продаж компании. Еще до введения ограничительных мер, в декабре 2019-го, «Лента» запустила в тестовом режиме собственный сервис доставки товаров и готовой еды «Ленточка».

В апреле 2020-го компания, до этого не имевшая собственного онлайн-магазина, открыла по модели white label интернет-магазины shop.lenta.com в партнерстве с iGooods и online.lenta.com в партнерстве со «СберМаркетом». «Сильно развитых онлайн-каналов на момент начала пандемии у «Ленты» не было, и работа по модели white label со «СберМаркетом» и iGooods дала компании возможность эффективно продавать онлайн, не имея собственных ресурсов», — комментирует Михаил Бурмистров. В начале июня 2020-го компания ввела услугу click & collect — заказ продуктов на сайте lenta.com с последующим самовывозом из магазинов. К концу года онлайн-сервисы компании были доступны в 88 городах России по сравнению с 27 в 2019-м. Онлайн-выручка по результатам года увеличилась на 566%, до 6,3 млрд руб., количество онлайн-заказов — на 716%, до 3,2 млн. Несмотря на пандемию, «Лента» открыла 13 новых физических магазинов: на конец прошлого года их стало 393.

Новые связи

У другого участника рейтинга РБК 500, ретейлера в сегменте высоких технологий «Связной» (минус 18 позиций в рейтинге, 146-е место), итоги года были не столь обнадеживающими: его выручка снизилась на 11,4%. В прошлом году компания закрыла около 1 тыс. нерентабельных магазинов, оставляя только точки с высоким потенциалом продаж. «В начале 2020 года мы приняли стратегию интенсивного повышения эффективности работы нашей сети, — поясняет старший вице-президент компании Алексей Вуколов. — После ранее произошедшего объединения (в 2019 году «Связной» завершил слияние с «Евросетью». — РБК) мы детально рассмотрели каждый объект и сформировали подробный план по оптимизации. Его реализация совпала со стартом ограничений в пандемию».

В то же время компании повезло: «Связной» попал в перечень предприятий розничной торговли, продающих товары и услуги первой необходимости. «Помимо этого, у нас два формата розницы: стрит и ТЦ, — напоминает Вуколов. — Когда все ТЦ были закрыты — а это целый ряд наших конкурентов, — мы по максимуму компенсировали потери через стрит-форматы. Онлайн также был очевидным фактором решения проблемы локдауна. Наша логистическая модель оказалась более гибкой в новых реалиях, и уже в апреле 2020-го количество заказов увеличилось в пять раз».

Компания адаптировалась к пандемии: запустила собственную доставку в постаматы и по адресам клиентов с помощью курьеров Delivery Club, экспресс-доставку совместно с «Ситимобил» и впервые разместилась на маркетплейсе, открыв магазин на AliExpress. В феврале 2021‑го «Связной» и AliExpress начали открывать совместные пункты выдачи заказов — сейчас их более 60. «Стратегическое партнерство между нашими компаниями покажет рынку новый уровень сервиса по заказу и выдаче посылок», — обещает Вуколов. Компания расширила спектр услуг, например запустила на своем сайте сервис платежей и переводов, продажи ОСАГО. Также ОСАГО стали продавать в торговых точках. По итогам третьего квартала 2021-го на финансовые сервисы пришлось чуть менее 20% в общей структуре выручки.

По словам Михаила Бурмистрова, в 2020 году на рынке бытовой техники и мобильных устройств царила жесткая конкуренция: сети салонов мобильных устройств вытеснялись более крупными игроками вроде «М.Видео — Эльдорадо» и DNS и маркетплейсами. «Бизнес-модель маленьких салонов, по сути, умерла, — поясняет он. — Многие объекты стали нерентабельными». Падение выручки «Связного» на 11,4% на фоне закрытия 1 тыс. точек эксперт оценивает как позитивный результат.

По словам Вуколова, в 2021 году планов по оптимизации сети у «Связного» нет. С начала 2021-го компания открыла более 60 новых объектов — сейчас их количество превышает 2,6 тыс. почти во всех городах России. 25% продаж сейчас приходится на онлайн.

Тени сомнений

Пандемия ударила и по ретейлерам косметики и парфюмерии. По оценке аналитической компании Tebiz Group, объем рынка косметики в России в 2020 году по сравнению с 2019-м в натуральном выражении уменьшился на 6%, в денежном — на $1,4 млрд, до $7 млрд. Выручка сети по продаже косметики и парфюмерии «Л'Этуаль» снизилась на 7,8%, в рейтинге РБК 500 компания опустилась на 21 позицию (189-е место). Во время локдауна сеть закрыла 1 тыс. магазинов, а интернет-продажи обеспечивали только около 5% оборота сети. «Полностью сеть была закрыта до третьей декады мая, — рассказали РБК в компании. — Открытие магазинов также происходило не одномоментно, некоторые регионы были недоступны до середины сентября».

Во время пандемии «Л'Этуаль» переориентировала производственные мощности и выпустила антисептики по доступной цене. Каждый второй заказ собственного интернет-магазина сети содержал санитайзеры, отмечают в компании. Также сеть снизила цены на большое количество товаров. Многие магазины временно переориентировали на продажи по схеме дарксторов. Средний чек в пандемию вырос в первую очередь за счет роста количества косметических средств, потребляемых клиентами, говорят в «Л'Этуаль». После снятия ограничительных мер компания открыла все точки во всех городах, где присутствовала и до пандемии, сейчас работает 1 тыс. магазинов в 250 городах. На онлайн-продажи, по данным «Л'Этуаль», сейчас приходится более 15%.

У парфюмерно-косметической сети «Рив Гош» (минус 84 позиции, 413-е место) выручка снизилась на 19,2%. Одной из причин президент группы компаний «Рив Гош» Эдгар Шабанов называет снижение доходов населения, что привело к оттоку клиентов, покупавших преимущественно массмаркет-бренды. «Когда офлайн-магазины были закрыты, мы сделали основной акцент на развитие онлайн-торговли», — говорит Шабанов. Доля собственного онлайн-магазина сети за весь 2020 год удвоилась по сравнению с 2019-м. Несмотря на значительное падение продаж, компания закрыла навсегда только четыре магазина. Сейчас у «Рив Гош» почти 250 офлайн-магазинов.

Средний чек вырос примерно на 30% год к году. Шабанов объясняет это уходом более молодой и менее платежеспособной аудитории, снижением доли декоративной косметики — наиболее дешевой товарной категории — и ограничением выезда за границу, из-за чего у людей нет возможности покупать в дьюти-фри, и они тратят больше денег в России.

Гендиректор Reed Exhibitions Russia Анна Дычева-Смирнова называет еще несколько факторов снижения выручки сетей, помимо карантина. «В частности, потребление снизилось в связи с ношением масок. Также Роспотребнадзор не рекомендовал проводить мастер-классы по макияжу в сетях, люди боялись пользоваться тестерами из страха заразиться, а покупать многие категории косметики, не протестировав их, довольно сложно», — отмечает эксперт.

Модный приговор

Модные ретейлеры также пострадали от пандемии. По оценкам консалтингового агентства в сфере моды Fashion Consulting Group, рынок в рублевом эквиваленте сократился на 17%, до 1,9 трлн руб. По итогам 2020 года сразу у нескольких участников рейтинга РБК 500 из этой сферы снизилась выручка. Например, у сети женской, мужской и детской одежды и аксессуаров O'Stin (минус 57 позиций, 347-е место) она упала на 15,4%. По данным исследования «Одежный ретейл 2021», проведенного «РБК Исследования рынков», с февраля 2020-го по март 2021-го количество торговых точек сети сократилось на 4%, до 569. «Снижение выручки связано с тем, что 2,5 месяца магазины были закрыты из-за локдауна. Мы довольны результатами O’Stin», — прокомментировали РБК в компании. Генеральный директор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс оценивает такой показатель падения выручки скорее как успешный в контексте прошлогодней ситуации. «Он гораздо ниже среднего по рынку, составляющего минус 17%», — отмечает она.

У off-price-сети Familia (минус 52 позиции в рейтинге, 473-е место) выручка снизилась на 7,7%. «Наши магазины были закрыты в 2020 году на 75 дней, что составляет порядка 20% от календарного года, — говорит генеральный директор Familia Светлана Можаева. — Но мы потеряли в выручке менее 8% и считаем это своего рода победой. Все магазины Familia открылись к концу августа. Сеть не только ничего не потеряла, но и расширилась: за прошлый год мы открыли 32 новых магазина, среди которых первый зарубежный магазин в Минске».

Сейчас у сети более 370 точек в 111 городах. Анна Лебсак-Клейманс считает показатель выручки Familia очень успешным результатом с учетом того, что у компании нет онлайн-канала сбыта и она потеряла три-четыре месяца «простоя сети» в период локдауна. «В 2021-м сеть успешно растет, — говорит Лебсак-Клейманс. — По итогам первого полугодия 2021 года оборот увеличился на 32%, составив 18,8 млрд руб.». Светлана Можаева объясняет, что посткризисный период — это всегда время для роста такого сегмента, как off-price. «Покупатель в такое время больше ориентирован на получение выгоды и рациональные траты — именно эти принципы лежат в основе нашего формата», — говорит она.

Обувной ретейлер Kari (минус 13 позиций в рейтинге, 247-е место), по данным исследования «Обувной ретейл 2021», проведенного «РБК Исследования рынков», с апреля 2020-го по март 2021-го сократил розничную сеть на 14,4%, до 873 точек (исключая 70 магазинов Kari Kids). Тем не менее сеть потеряла в выручке лишь 1,1%, увеличив свою долю рынка с 6,7 до 7,2% на фоне более глубокого падения продаж конкурентов. «Показатель падения выручки говорит о том, что компания работает очень успешно, — комментирует Анна Лебсак-Клейманс. — Сеть оказалась устойчива к кризису, в частности, за счет низких цен, мультиформатных продаж офлайн: собственной сети с широкой региональной представленностью, оптовых продаж, франчайзинга».

У группы компаний Zenden (минус 72 позиции в рейтинге, 498-е место), включающей сети Zenden, Mascotte и Thomas Münz, выручка снизилась на 11,1%. Доля компании на рынке уменьшилась с 3 до 2,3%. С апреля 2020-го по март 2021-го сеть Zenden сократилась на 13,8%, до 238 точек, Thomas Münz — на 6,3%, до 59 точек, у Mascotte наблюдался прирост на 1,9%, до 53 магазинов. «Для нас 2020-й был годом испытаний: пандемия коронавируса, локдаун, уголовное преследование компании, в начале 2020 года мы заплатили более 800 млн руб. налогов, которые доначислила нам ФНС, — говорит основатель Zenden Group Андрей Павлов. — Из-за логистического кризиса с Китаем нарушились все производственные связи. Учитывая все эти обстоятельства, для нас результаты 2020 года фантастические. Слабая компания бы просто погибла». Выручка компании упала на 11,1%, когда средний показатель падения выручки по рынку составил минус 17%, обращает внимание Анна Лебсак-Клейманс.

Нынешний год для физической розницы будет однозначно удачнее прошлого. И все же прогнозировать грядущие успехи большинство наших героев не взялись — многое зависит от того, ждет ли Россию новый полноценный локдаун. Впрочем, на этот раз ретейлеры успели гораздо лучше к нему подготовиться.

Фото: Евгений Разумный / Ведомости / ТАСС; Андрей Любимов для РБК

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дресс-код доступа Дресс-код доступа

Как теперь понять, по какой «одежке» встречают в приличном обществе

Forbes
Полина — единственная дочь Сергея Супонева из «Зова джунглей»: как сложилась ее жизнь Полина — единственная дочь Сергея Супонева из «Зова джунглей»: как сложилась ее жизнь

Чем занимается дочь Сергея Супонева и почему она не стала заменой отцу

Maxim
Прилежный ученик Прилежный ученик

Иван Стрешинский стал первым в России менеджером-миллиардером

Forbes
История призрака: 17 оригинальных фильмов о потусторонней силе История призрака: 17 оригинальных фильмов о потусторонней силе

Как кино может разнообразно трактовать и исследовать сюжеты о привидениях

Правила жизни
Зелёный свет Зелёный свет

Как «Светофор» положил начало гонке дискаунтеров

РБК
Как снять защиту записи флешки: избавляемся от ошибки «диск защищен» Как снять защиту записи флешки: избавляемся от ошибки «диск защищен»

Как снять защиту записи с флешки usb, если диск защищен?

CHIP
Когда пластик крепче стали Когда пластик крепче стали

Интервью с директором группы «Полипластик» Мироном Гориловским

Эксперт
Как не попасть на «развод» в автосалоне. 6 уловок продавцов Как не попасть на «развод» в автосалоне. 6 уловок продавцов

Названы 6 самых хитрых приемов дилеров при продаже машин

РБК
Детеныши «единорогов» Детеныши «единорогов»

Forbes составил первый рейтинг самых многообещающих стартапов

Forbes
6 источников неприятного запаха в посудомоечной машине и способы их устранения 6 источников неприятного запаха в посудомоечной машине и способы их устранения

Почему от посудомоечной машины плохо пахнет: причины и их устранение

ТехИнсайдер
Обидная повесть Обидная повесть

За что «Тараса Бульбу» не любили в Польше

Дилетант
Ляйсан Утяшева: «Мой идеальный день должен начинаться с объятий мужа и завтрака с детьми» Ляйсан Утяшева: «Мой идеальный день должен начинаться с объятий мужа и завтрака с детьми»

Мы сами способны выбирать оттенки, которыми будем писать картину своей жизни

Караван историй
Первым делом — самолеты: как женщины строят карьеру в гражданской авиации Первым делом — самолеты: как женщины строят карьеру в гражданской авиации

С какими стереотипами вынуждены ежедневно бороться женщины-пилоты?

Forbes
Чудеса Кавказа: чем вас удивит этот край Чудеса Кавказа: чем вас удивит этот край

Кавказ хранит много тайн, и далеко не все они открываются путешественникам

Караван историй
Карельские медведи оказались самыми подвижными среди европейских Карельские медведи оказались самыми подвижными среди европейских

Свободнее всего в Европе пространство осваивают карельские медведи

N+1
7 признаков психического здоровья 7 признаков психического здоровья

Как понять, что ваше психическое здоровье в норме?

Psychologies
Как изменились современные школьники: ученые называют это поколение «стеклянным» Как изменились современные школьники: ученые называют это поколение «стеклянным»

Об особенностях стеклянного поколения: традиционные методы обучения неэффективны

ТехИнсайдер
No Buy 2025: что это за тренд и почему блогеры призывают отказаться от покупок на год No Buy 2025: что это за тренд и почему блогеры призывают отказаться от покупок на год

Кто и почему хочет ничего не покупать в течение всего года

Правила жизни
Под Землей есть две «горы», которые в 100 раз выше Эвереста! Интересные факты Под Землей есть две «горы», которые в 100 раз выше Эвереста! Интересные факты

Под поверхностью Земли, глубоко в недрах, скрыты гигантские «горы», пишут ученые

ТехИнсайдер
Old but gold: как и почему растет рынок технологий для пожилых людей Old but gold: как и почему растет рынок технологий для пожилых людей

Продукты и услуги для старшего поколения — глобальный тренд

Forbes
Возвращение легенд и неожиданная дружба: 10 новых мультфильмов, которые стоит увидеть Возвращение легенд и неожиданная дружба: 10 новых мультфильмов, которые стоит увидеть

Мультфильмы-новинки — от крупных студий до независимых авторов

Forbes
Здоров ли сайт: как провести аудит самостоятельно и когда привлекать специалистов Здоров ли сайт: как провести аудит самостоятельно и когда привлекать специалистов

Как самостоятельно выявить слабые места сайта?

Inc.
Как ускорить копушу Как ускорить копушу

Как ускорить вашего копушу, не доводя до нервоза?

Лиза
50 вопросов, которые помогут построить более глубокие отношения 50 вопросов, которые помогут построить более глубокие отношения

О чем спросить человека, чтобы действительно узнать его лучше?

Psychologies
Простые вещи, которые делают нас человечнее Простые вещи, которые делают нас человечнее

Психолог Катерина Мурашова — про отсутствие эмпатии у современных детей

СНОБ
Панацея от старения или вредный миф: что ученые говорят об опасности антиоксидантов Панацея от старения или вредный миф: что ученые говорят об опасности антиоксидантов

Насколько антиоксиданты безопасны и существует ли у них будущее?

Forbes
Между войной и Великой депрессией Между войной и Великой депрессией

Мир после Первой мировой войны продолжал меняться с непривычной людям скоростью

Вокруг света
Трудности перевода Трудности перевода

Уже несколько лет верфи мира исследуют пути избавления от карбонового следа

Y Magazine
Грибной сезон Грибной сезон

Адаптогены на страже красоты: изучаем баночки и ищем правильные ингредиенты

Лиза
Пока не стало слишком поздно: 60 важных вопросов, которые нужно задать родителям Пока не стало слишком поздно: 60 важных вопросов, которые нужно задать родителям

60 вопросов, которые пока еще не поздно задать своим родителям

Psychologies
Открыть в приложении