Какие технологии изменили опыт покупателей в ретейле

РБКHi-Tech

Без очередей, карт и ошибок

Какие технологии изменили опыт покупателей в ретейле

Автор: Георгий Сыпченко

В современных магазинах используются ИИ, роботы и беспилотники, продвинутые решения в области логистики и видеоаналитики, а также биометрия. Рассказываем, как ретейл стал одной из самых высокотехнологичных отраслей

1ИИ для полок, «умные» весы и персональные предложения

В секторе ретейла по всему миру наблюдается настоящий технологический бум. По оценке аналитической компании Fortune Business Inside, в 2022 году размер глобального рынка ИИ-решений для магазинов составил $5,5 млрд. К 2030-му он вырастет до $55,53 млрд, среднегодовые темпы роста рынка достигнут 34%.

Еще в 2016 году доля ретейлеров, которые использовали ИИ для решения различных задач, не превышала 4%. Сейчас она выросла до 28%, сообщает компания SPD Technology.

Среди областей применения искусственного интеллекта в ретейле онлайн-платформа Comarch выделяет:

  • автоматизацию рутины;
  • обнаружение подозрительного поведения и предотвращение краж;
  • контроль выкладки товаров;
  • анализ поведения клиентов с целью оптимизации маркетинговых активностей;
  • формирование уникального клиентского опыта и индивидуальных рекомендаций;
  • оптимизацию занятости персонала.

В России ретейлеры также активно внедряют решения на базе искусственного интеллекта, нейросетей и big data.

Например, с конца 2023 года во всей розничной сети «Магнита» (более 26 тыс. точек) начнет работать технология распознавания товаров. Это нейросеть, которая распознает изображения товаров по фотографии и контролирует соответствие выкладки продукции на полках плану. Система анализирует наличие продукции и ее остаток на складе, расположение позиций и другие показатели. В случае ошибок персонал получает от системы подсказки в мобильном приложении.

Ретейлер также планирует оснастить 200 магазинов больших форматов «умными» весами самообслуживания. Встроенные камеры и нейросети распознают товары в прозрачной упаковке с точностью 98% и ускоряют взвешивание.

Кроме того, сеть использует машинное обучение и big data, чтобы формировать персональные предложения для покупателей. Система Customer Value Management (CVM) создает персональные предложения и определяет, какие товары по специальной цене отобрать для конкретного покупателя, какую установить скидку и кешбэк. После этого CVM анализирует, насколько решение было удачным и нуждается ли оно в корректировке.

Рекомендательная ИИ-система также используется для индивидуального подбора косметики по уходу за кожей лица прямо в магазине «Магнит Косметик»: покупатель может навести камеру смартфона на QR-код, загрузить фотографию лица и ответить на несколько вопросов, а система составит программы ухода в нескольких ценовых категориях.

2Роботы-консультанты и беспилотные грузовики

В розничной торговле все большую популярность набирает мобильная робототехника, сообщают аналитики ABI Research. Рынок коммерческих роботов для ретейла будет расти на 25% в год вплоть до 2030-го, и к тому времени его объем достигнет $8,4 млрд.

Среди заметных производителей робототехники в данном секторе — Zebra Technologies и Simbe Robotics. Их разработки — например, роботы SmartSight и Tally — перемещаются между полок и ищут, в каком месте не хватает товара. Они также умеют находить несоответствия между стоимостью товара в базе и ценником. Кроме того, роботов часто используют в магазинах для мытья полов и в целях безопасности.

Роботы в ретейле применяются в том числе для промоутинга и консультирования покупателей. Так, британский гипермаркет электронных товаров Currys закупил китайских роботов KettyBot. Они приветствуют покупателей, помогают ориентироваться в широком ассортименте магазина и провожают людей к нужному товару. Судя по отзывам потребителей, семьи, особенно с маленькими детьми, в восторге от возможностей робота.

Торговые сети также начинают внедрять в свою работу беспилотный транспорт. В 2023 году «Магнит» совместно с КамАЗом запустили грузоперевозки с помощью беспилотников по трассе М-11 «Нева» между Москвой и Санкт-Петербургом. 22-тонные полуприцепы магазина сцепляют с беспилотными «КамАЗами» на специальных пунктах при въезде и выезде с М-11. Тягач движется на автопилоте, но под контролем водителя и оператора.

Тестовая программа реализуется в рамках экспериментального правового режима — он предполагает, что компании должны завершить несколько продолжительных подготовительных этапов, прежде чем начать масштабную коммерческую эксплуатацию беспилотных автомобилей без водителя в салоне. Ретейлер планирует оценить устойчивость бизнес-модели беспилотных грузоперевозок, их экономические перспективы, включая сроки и стоимость доставки, а также соответствие целевым показателям по безопасности и экологичности.

3Мобильные сборщики и склады без людей

По оценке экспертов Inbound Logistics, автоматизированные склады меняют представление об управлении запасами и о скорости доставки, повышают уровень удовлетворенности клиентов и сокращают издержки ретейлеров. В технологический комплекс, встроенный в системы автоматизации складов, входят как робототехника (например, автономные мобильные роботы, или AMR, — они перемещают товары по складу), так и искусственный интеллект. Алгоритмы ИИ с высокой точностью прогнозируют спрос клиентов на определенные товары и оптимизируют процесс управления запасами.

Бизнес по достоинству оценил преимущества, которые дают эти технологии, и наращивает инвестиции в автоматизацию складов. До 2030-го рынок решений в этой области будет расти со среднегодовыми темпами в 23%, и его объем перешагнет отметку в $50 млрд, сообщает консалтинговая компания McKinsey

Гигант логистической отрасли DHL в 2023 году закрыл крупнейшую сделку в сегменте AMR и оснастил свои склады пятью тысячами роботов компании Locus. Эти устройства комплектуют заказы покупателей с эффективностью и скоростью, превышающей человеческую на 180%. По данным на весну 2023 года, DHL собрала с помощью роботов уже 250 млн заказов.

Еще один примечательный кейс использования технологии, на который указывают эксперты McKinsey, — немецкий магазин игрушек Rofu Kinderland. Ретейлер построил AutoStore: автоматизированный склад, который обеспечивает хранение конструкторов Lego, кукол Barbie, различных игрушек, головоломок, пазлов и канцелярии в 28 тыс. ячеек. Комплектацией заказов здесь занимаются 57 роботов.

«Магнит» использует решения по автоматизации и роботизации на площадках по производству продуктов питания. Так, в тепличном комплексе «Зеленая линия» (Краснодарский край) роботы собирают гофрокоробы. Линия автоматически производит бумажный короб, грузит его в транспортер и направляет на запрашиваемый участок для сбора овощей. Кроме того, здесь действует робот для фасовки томатов черри. Его мощность — 2,5 тыс. упаковок в час.

На еще одном пищевом производстве — Кубанском комбинате хлебопродуктов — применяются роботизированные «руки-манипуляторы». Они перекладывают продукцию на ленту фасовки и заменяют работу 20 штатных сотрудников. Затем радиошаттлы с дистанционным управлением расставляют товары на стеллажах в зоне хранения — это позволяет максимально полезно использовать складские площади.

4Тепловые карты, эмоции покупателей и защита от краж

Видеоаналитика — еще одна прорывная технология, которая помогает ретейлерам выявлять различные закономерности и тенденции, отмечают в IT-компании Synodus. Видеокамеры захватывают изображение, система видеоаналитики собирает эти данные, а встроенные в нее алгоритмы обрабатывают и анализируют информацию, извлекая дополнительную ценность для бизнеса.

По данным компании Scylla, специализирующейся на технологиях ИИ в индустрии безопасности, видеоаналитика для ретейла позволяет:

  • вести подсчет посетителей в реальном времени;
  • составлять тепловые карты помещения — это помогает найти самые популярные прилавки и зоны в магазине;
  • анализировать маршруты перемещения покупателей и понимать, сколько времени они проводят в определенных зонах;
  • предотвращать кражи и другое нежелательное поведение;
  • оценить влияние рекламных акций и сезонных предложений на трафик и, соответственно, своевременно корректировать маркетинговые стратегии.

Системы видеоаналитики собственной разработки активно используются в Amazon. Так, они позволяют не только анализировать поведение покупателей и посещаемость магазинов, но и считывать лица посетителей: узнать, какого они возраста и пола, какие эмоции у них вызывает пребывание в магазине.

Сеть 7-Eleven внедрила продвинутую систему видеоаналитики в целях повышения безопасности в торговых точках в Северной Америке. Ретейлер столкнулся с проблемой: в небольшие круглосуточные магазины с большим трафиком стали часто заходить магазинные воры. В итоге 5 тыс. магазинов оснастили «умными» камерами, данные с которых обрабатывает ИИ. Цифровая система позволила снизить потери.

Решения в сфере видеонаблюдения и видеоаналитики сегодня входят в число самых востребованных цифровых сервисов, поскольку обеспечивают безопасность и эффективность процессов, соглашаются в «Ростелекоме». Компания совместно с «Магнитом» протестирует в магазине торговой сети «умную» систему видеонаблюдения с аналитикой трафика для мониторинга покупательских потоков и клиентского пути.

5Оплата по ладони, лицу и улыбке

Наконец, высокотехнологичный магазин уже сложно представить без оплаты по биометрии. Во время пандемии в нескольких магазинах Amazon Go в Сиэтле (США) появились специальные устройства, которые считывают линии и узоры вен с ладони покупателей — это уникальная «подпись» клиента, которая подтверждает факт оплаты товаров. Позднее устройства установили в торговой сети Whole Foods Market. Они также позволяют узнать возраст клиента, сверяя рисунок ладони с цифровым профилем человека. Функция необходима магазинам для продажи алкоголя. Оплата по биометрии в США особенно популярна среди молодых потребителей в возрасте от 18 до 24 лет. В этой возрастной категории биометрией пользуются 58% покупателей. Чуть меньше (55%) приходится на группу 25–40 лет.

Ретейлеры также внедряют технологию оплаты по лицу. Например, летом 2023 года компания из ОАЭ Astra Tech запустила розничный магазин B Store. В основном в нем представлены продукты с длительным сроком хранения. Кроме того, здесь нет продавцов. Войти в магазин можно с помощью приложения, а оплата на кассе производится через систему FacePay. Эта же система интегрирована в торговые точки Carrefour в ОАЭ.

Зачастую внедрение биометрических систем в ретейле проводится в тесном сотрудничестве с банками. Так, в марте 2023 года JPMorgan запустил в пилотном режиме собственную биометрическую систему, которая позволяет проводить оплату по ладони или лицу. Сейчас она тестируется в нескольких американских магазинах. Если программу признают успешной, в 2024 году технологию масштабируют и распространят на крупные торговые сети.

В России биометрическая оплата в ретейле развивается при поддержке Сбербанка. Число клиентов сервиса оплаты «По улыбке», по данным на осень 2022 года, превысило один миллион человек. Биометрию развивают в магазинах «Магнит», «Перекресток» и «Вкусвилл».

Издание PYMNTS прогнозирует, что по итогу бурного развития биометрической инфраструктуры смартфоны, пластиковые карты и бумажные документы окончательно потеряют актуальность в качестве инструментов идентификации людей. А футуристические сценарии — от покупки товаров до авиаперелетов без кошельков и документов — станут реальностью.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Где лечиться? Где лечиться?

В какую поликлинику идти – государственную или частную

Домашний Очаг
Ксения Хаирова Ксения Хаирова

О Валентине Талызиной, актрисе поистине уникальной

Караван историй
Банковская «цифра» для экспортера Банковская «цифра» для экспортера

Что сегодня позволяет получать господдержка российского экспорта

РБК
ИИ в школе: инструмент или угроза? ИИ в школе: инструмент или угроза?

Внедрение ИИ — неизбежный этап. Какова будущая роль учителя в новой системе?

Монокль
Рубен Ениколопов: «В вопросах на миллиарды долларов нельзя консультироваться с ChatGPT» Рубен Ениколопов: «В вопросах на миллиарды долларов нельзя консультироваться с ChatGPT»

Рубен Ениколопов: сможет ли Россия в одиночку совершить технологический рывок

РБК
Ничего личного Ничего личного

Как защититься от хейта в Интернете

Лиза
6 признаков глупого человека 6 признаков глупого человека

Как понять, кого нужно избегать? Да и нужно ли на самом деле?

Psychologies
Поклон Осаке Поклон Осаке

Футуристическая, эксцентричная Осака сохранила дух настоящего нонконформизма

Y Magazine
Ирина Калабихина: «Демографический взрыв уже у нас за спиной» Ирина Калабихина: «Демографический взрыв уже у нас за спиной»

Экономист Ирина Калабихина — что с нами будет дальше и хватит ли всем места?

РБК
Музыка — не в нотах Музыка — не в нотах

Что мы потеряли в музыке за последние сто лет, педантично следуя нотам?

СНОБ
Первый Берлинский кризис Первый Берлинский кризис

Берлинский кризис стал первым крупным испытанием на прочность послевоенного мира

Дилетант
Астрономы нашли наиболее вероятного кандидата в беззвездное гало темной материи субгалактической массы Астрономы нашли наиболее вероятного кандидата в беззвездное гало темной материи субгалактической массы

Астрономы подтвердили статус Cloud-9 как кандидата в объекты типа RELHIC

N+1
Александр Фадеев Александр Фадеев

Мы вспомнили об Александре Фадееве, чьих романов сейчас никто не читает

Дилетант
Алексей Маслов: «Для Китая Россия — это прежде всего точки продаж» Алексей Маслов: «Для Китая Россия — это прежде всего точки продаж»

Как развиваются связи РФ и КНР и чего ждать в будущем

РБК
Красота Красота

Новейшие технологии, научные открытия, драгоценные ингредиенты бьюти-индустрии

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Флагман дальнего плавания Флагман дальнего плавания

Bering 165 — это судно с отвесным форштевнем и высоким бортом до миделя

Y Magazine
На чистую воду На чистую воду

Новинка итальянской верфи Columbus Yachts — моторная суперъяхта Acqua Chiara

Y Magazine
Все мы не молодеем: 5 тестов для оценки скорости старения Все мы не молодеем: 5 тестов для оценки скорости старения

Простые тесты, которые помогут понять, насколько вы справляетесь со старением

ТехИнсайдер
Нефтесервис хочет заказов Нефтесервис хочет заказов

Почему растет выручка нефтесервисных компаний

Ведомости
Упрощать без последствий Упрощать без последствий

Как доказать налоговой, что дробления не было: примеры реальных судебных дел

Монокль
Гастрономия Гастрономия

Лучшие рестораны — новые и возрождённые

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Вместо дефолта — неукротимая инфляция Вместо дефолта — неукротимая инфляция

Мир продолжает жить в кредит, но менять никто ничего не планирует, да и не может

Монокль
Простор для творчества Простор для творчества

Верфь Bilgin Yachts продолжает успешную серию 50‑метровых яхт Bilgin 163

Y Magazine
Почему мир заговорил о белом водороде: новый источник чистой энергии Почему мир заговорил о белом водороде: новый источник чистой энергии

Белый водород — новый уникальный источник энергии?

ТехИнсайдер
Искусство Искусство

Главные тренды и события мирового арт-рынка за 2025 год

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Колледж учит жизни Колледж учит жизни

Куда идут работать после выпуска из учебного заведения выпускники колледжей

Ведомости
Путь к свободе Путь к свободе

Ferretti Yachts 940 заменила 920 и при всем сходстве заметно от нее отличается

Y Magazine
И снова в Канны И снова в Канны

Эту модель верфь выпустила в пару к уже строящейся As8 — более крупной яхте

Y Magazine
Продукты, которые могут оказаться опасными, если приготовить их неправильно Продукты, которые могут оказаться опасными, если приготовить их неправильно

Если неправильно приготовить эти блюда, последствия могут быть серьезными!

ТехИнсайдер
Светлая сила Светлая сила

Что такое фотовольтаические системы и из чего они состоят?

Y Magazine
Открыть в приложении