Животные в большом городе
Они живут рядом с нами, но часто ли мы понимаем, что они значат для нас? Каким особым смыслом наполнено наше стремление общаться с животными?
Когда мы видим на улице щенка, который осваивает выгул на поводке, переваливаясь, как медвежонок, или белку, бесстрашно хватающую с чьей-то ладони семечки и лихо прыгающую с ветки на ветку, у нас внутри все расплывается в улыбке. Мы чувствуем удовлетворение, как если бы восполняли какой-то дефицит... но какой?
Чип и Дейл, на помощь!
Город – это не только блага цивилизации, но и негласные правила, которые мы соблюдаем: быть быстрыми, выносливыми, не размениваться по мелочам, управлять своими эмоциями в целях собственной же безопасности. «Однако, подчиняясь требованиям города, мы часто теряем умение расслабляться, получать удовольствие, чувствовать радость, – замечает телесно-ориентированный психолог Ольга Аверина. – У нас пропадает способность слышать свои чувства, наблюдать за чем-то, что заинтересует». А животные напоминают об этом, наглядно показывая на собственном примере. Мы можем и не отдавать себе отчета, что устали, когда впускаем в свою жизнь животных: идем ли кормить уток в парк, просим у хозяина разрешения погладить проходящего мимо пса…
Для выживания нам нужно восемь объятий в день и двенадцать — для счастья и ощущения наполненности, указывает Вирджиния Сатир1, американский семейный психотерапевт. Но карантин вселил в нас опасение насчет объятий с другими. А собаки и кошки «ковидобезопасны». Неудивительно, что мы тянемся к ним.
1. Вирджиния Сатир Вы и ваша семья. Руководство по личностному росту (Институт общегуманитарных исследований, 2015).
Если у вас нет собаки…
Представим себе картину: мы кормим вместе с ребенком пони в зоопарке. Наездница-аниматор разрешила дать прекрасной маленькой лошадке яблоко. Мы подносим широко раскрытую ладонь с кусочками плода и покрываемся мурашками, когда пони мягкими и чуть мокрыми губами забирает их с руки. Мы одновременно испытываем множество чувств: наслаждение контактом с неприрученной маленькой внутренней дикостью, игривость, власть над своей тревогой перед незнакомым. А еще внимание к собственным потребностям и желаниям, жажду жизни и энергии, которой нам так часто недостает...
Возможность наблюдать повадки скромных уточек в городской реке, деловитых белок и даже обычных голубей и ворон позволяет нам замедлиться и обрести чуть больше внутреннего покоя. Гладкая шерстяная собака, разрешившая погладить себя, позволяет нам ощутить тепло в прямом и переносном смысле, дает опыт принятия и, метафорически, – того, что «все в жизни может идти гладко». Округлость форм животного на бессознательном уровне напоминает нам о безопасности и тех временах, когда мы были маленькими и под материнской защитой, считает психолог.
Мы одной крови!
Отношение детей к животным – это отдельная планета. Иной раз взрослые могут позавидовать их умению находить общий язык с «усатыми-полосатыми». Как это им удается? «У еще не «испорченных» воспитанием детей в большей мере, чем у взрослых, проявляется способность удивляться простым вещам, жизни в любом ее проявлении, – объясняет Ольга Аверина. – Они не боятся и не прячутся от сильных чувств, они их проживают».