Дело жизни
У сексуальности нет единого научного определения. Она многогранна, она не зависит от нашей внешности, ее невозможно измерить, можно только ощущать ее и наслаждаться. Из чего складывается сексуальность? Рождаемся мы с ней или приобретаем ее?
«На выпускном я впервые поцеловалась с мальчиком, – вспоминает 40-летняя Алина. – Я подозревала, что нравлюсь ему, иногда мы вместе шли от школы, болтали. Как-то он подал мне руку, когда я выходила из автобуса, и так и оставил в своей ладони, и у меня пробежала дрожь по телу. А поцелуй на выпускном вызвал одновременно слабость и возбуждение, страх и восторг». Первый поцелуй, первое влечение, желание, первый опыт близости – нам кажется, именно так мы впервые проявляем свою сексуальность. Но все начинается гораздо раньше.
Начало начал
«Зафиксированы случаи, когда на ультразвуковом исследовании видно, как плод сосет свой палец, изучает половые органы, трогает их или теребит, а у мальчиков бывает даже эрекция, – рассказывает психоаналитик Александр Плоткин. – Вполне вероятно, что уже в утробе матери мы пытаемся понять, что нам нравится, а что нет». Идея о получении удовольствия легла в основу теории Зигмунда Фрейда. Он утверждал, что каждый проходит развитие в соответствии с тем, какая зона удовольствия (она же, по Фрейду, эрогенная) становится ведущей в том или ином возрасте. Всего пять стадий: оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная.
«Сексуальность – генетическая программа, но она вписана в общее развитие, и на нее влияют люди, которые встречаются нам на жизненном пути, в первую очередь самые близкие, мать и отец», – объясняет Александр Плоткин. Здесь можно провести аналогию с тем, как мы изучаем язык. Способность освоить его есть у каждого, но лучше всего мы знаем тот язык, на котором говорит окружение. «Родители в детстве становятся для нас сексуализированными объектами, мы их любим, все, что они говорят, превращается в наши мысли, они запоминаются и идут в багаж, – продолжает психоаналитик. – Своими жестами, поступками и отношением друг к другу родители передают нам модель сексуального поведения. Лучше всего для ребенка, когда мама и папа не стыдят и не ругают его за интерес к собственному телу, за внимание к гениталиям, не избегают темы секса и отвечают на его вопросы».
Всему свое время
Современная сексология рассматривает становление сексуальности как перемещение фокуса нашего внимания и его расширение: от собственного тела до личности другого. Жестких рамок здесь нет, «есть лишь ориентировочные промежутки, – отмечает клинический психолог и сексолог Наталья Фомичева, – иногда развитие протекает по собственному пути, оно не может быть правильным или неправильным, все индивидуально».
От 0 до 2,5–3 лет главный объект внимания ребенка – собственное тело, в том числе и половые органы. Во взрослой сексуальной жизни ему пригодится понимание сигналов своего тела и умение их правильно интерпретировать: что он чувствует, насколько ему это нравится.