Десять поведенческих моделей водителей, о которых не расскажут в ГАИ

MaximАвто

«Правило трех секунд» и еще 9 неписаных психологических законов поведения за рулем

Перед тобой десять удивительных поведенческих моделей водителей, о которых не расскажут ни в одном отделе ГАИ. А зря. Зная их, тебе будет проще выжить на дорогах большого города.

Текст: Катя Чекушина

Мировой бестселлер «Трафик», исследующий психологию и парадоксы поведения за рулем, добрался и до наших широт. Мы, как обычно, выбрали из книги самое интересное. Теперь водительские суперспособности будут и у тебя!

120x190_1_bb99db434a25b9ac742e61693f673b7a@120x190_0xac120005_11377793391529041865.jpgСколько раз, глядя из окна своего автомобиля на стоящую до горизонта пробку, мы задумывались о том, кто мы, зачем пришли в этот мир и когда уже все это наконец поедет. Как выяснилось, такие мысли посещали не только нас, но и ученых из разных стран, которые со свойственной им дотошностью разработали целую теорию образования, существования и преодоления дорожных пробок. Том Вандербильт подробно проанализировал ее в своей книге «Трафик», из которой мы вычленили 10 полезных советов по выживанию на дорогах большого города.

1Дорожное бешенство

Сколько раз ты ловил себя на том, что проклинаешь до десятого колена родственников идиота, подрезавшего тебя прямо перед светофором, разрази его ДПС, замерзни его незамерзайка! Иногда прямо хочется иметь милицейский рупор, чтобы сказать ему все в лицо. Это абсолютно нормально.

600x374_1_7f61c2b10b623eb5c7b713086e894f1a@659x410_0xac120005_20443456321529041865.jpg

То, что с тобой происходит, Джек Кац, социолог из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, автор книги «Как проявляются эмоции», называет «дорожным бешенством», или «асимметрией дорожного общения». Это основная причина нашей агрессии на дороге.

Дело в том, что мы постоянно взаимодействуем в потоке машин — прорываемся вперед или уступаем дорогу. Наше сознание воспринимает это как участие в череде различных конфликтов. Однако мы почти лишены возможности хоть как-то коммуницировать, что для человека разумного является одним из основных комфортных способов разрешения спора. Кроме того, в потоке автомобилей мы постоянно обращены лицом к заду потенциального обидчика, что культурологически воспринимается как ситуация подчинения.

В итоге у нас возникает фрустрация, которая повышает уровень нашей агрессии. Исследование показало, что при наличии пассажира, способного выслушать наши гневные тирады, «дорожное бешенство» и уровень агрессивности вождения сокращались почти в два раза! Именно поэтому имеет смысл высказывать все, что у тебя накопилось, пусть даже воображаемому собеседнику.

2Опасная анонимность

Самые опасные участники движения — люди на затонированных «безликих» автомобилях, а самые мирные — водители кабриолетов. У психологов Филипа Зимбардо и Стэнли Милгрэма есть на этот счет отдельная занимательная теория.

«Все дело в анонимности», — объясняют ученые. Люди, которые уверены, что их лица никто не увидит и имени не узнает, склонны вести себя гораздо агрессивнее.

Во время одного из экспериментов автомобиль продолжал стоять на перекрестке после включения зеленого света, блокируя проезд остальным. Водители открытых машин при этом сигналили в среднем гораздо реже и менее продолжительно.

3Контакт глазами

Контакт глазами — хороший способ добиться преимущества при перестроении.

Американские исследователи заметили, что тот водитель, который по своей инициативе встретился глазами с шофером встречного автомобиля на перекрестке, будет пропущен более чем в 2/3 случаев. В то же время, если кто-то не хочет никого пропускать, он будет избегать любых взглядов и намеренно отводить глаза.

Вероятно, контакт глазами переносит взаимоотношения в транспортном потоке в область социального взаимодействия, в которой открытая демонстрация своих намерений и просьба о помощи вызывает мощный позыв откликнуться. Например, нам трудно отказать попрошайкам, если мы встретились с ними глазами. Помощь особям своего вида заложена у нас в подкорке.

Однако же просто автомобиль (несмотря на все старания проектировщиков придать ему «выражение лица») наш мозг не ассоциирует с особью нашего вида. Многочисленные исследования показали, что водители склонны воспринимать автомобили в потоке скорее как роботов, чем как «аватары» других водителей. Реакция нашего мозга на чужое лицо, особенно если мы встречаемся глазами, чрезвычайно активна, энцефалограмма показывает возбуждение сразу в нескольких участках. Вероятно, мы автоматически анализируем эмоции и намерения другого человека, пытаемся понять, не связаны ли у нас с ним какие-то воспоминания.

Социальные контакты были и остаются основным способом выживания и самым главным навыком для нашего вида. Когда водитель видит пешехода на перекрестке или лицо мотоциклиста в зеркале заднего вида, в его мозгу возбуждаются многочисленные зоны, ответственные за социальное взаимодействие и воспоминания. А когда мы видим просто встречный автомобиль, такого не происходит. Именно поэтому попытка установить контакт глазами между водителями во время движения вызывает в нас странный дискомфорт.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

10 новых сериалов, от которых невозможно оторваться 10 новых сериалов, от которых невозможно оторваться

Лучшие сериалы начала 2020-х годов, которые проглотят все ваше свободное время

Maxim
Валентина Рубцова: «Не смогу бегать голышом в кадре» Валентина Рубцова: «Не смогу бегать голышом в кадре»

Блиц-опрос со звездой сериала «СашаТаня»

StarHit
3 роскошные альтернативы новому внедорожнику Tank 700. Подробности и цены 3 роскошные альтернативы новому внедорожнику Tank 700. Подробности и цены

Три достойные альтернативы для флагмана Great Wall

РБК
8 неожиданных и гениальных продуктов для идеального пикника 8 неожиданных и гениальных продуктов для идеального пикника

8 неожиданных и гениальных продуктов для идеального пикника

Playboy
Февральская революция: как искусственный интеллект может повысить производительность труда Февральская революция: как искусственный интеллект может повысить производительность труда

Русские ученые устроили шестую промышленную революцию!

ТехИнсайдер
То яма, то канава То яма, то канава

Как себя вести на дороге с плохим покрытием на примере Lada Vesta Cross

АвтоМир
Деньги под лупой: кому нужна новая амнистия капитала Деньги под лупой: кому нужна новая амнистия капитала

Объявленная российским правительством амнистия капитала истекает через полгода

Forbes
Американка получила стажировку в NASA, но быстро ее лишилась. А не надо было писать нецензурные твиты! Американка получила стажировку в NASA, но быстро ее лишилась. А не надо было писать нецензурные твиты!

Она нелитературно нагрубила какому-то мужику, а зря

Maxim
Таус Махачева — надежда и опора современного российского искусства Таус Махачева — надежда и опора современного российского искусства

Художница Таус Махачева о проектах от Шанхая до Ливерпуля

Vogue
Компания-владелец «ВКонтакте» и «ОК» попросила Госдуму амнистировать осужденных за лайки и репосты Компания-владелец «ВКонтакте» и «ОК» попросила Госдуму амнистировать осужденных за лайки и репосты

Mail.ru Group воззвала к Верховному суду, Минюсту и Татьяне Москальковой

Maxim
1960: Локальное потепление 1960: Локальное потепление

Страна оттаивает в лучах хрущевской оттепели

Esquire
Надувной кинотеатр и еще 7 способов прокачать дачный участок Надувной кинотеатр и еще 7 способов прокачать дачный участок

Гаджеты, которые идеально впишутся в дачный участок

Maxim
Наследство короля Наследство короля

Майкла Джексона нет с нами уже девять лет

StarHit
Еще раз влюбиться и перестать бояться новых отношений Еще раз влюбиться и перестать бояться новых отношений

Что делать, если после развода отношения не складываются

Домашний Очаг
«Змеиный» пиджак и розовый леопард: безумная мода из фильмов 90-х «Змеиный» пиджак и розовый леопард: безумная мода из фильмов 90-х

Бунтарские 90-е были и остаются одним из самых стильных десятилетий

Cosmopolitan
От Сен-Мало до Динара — гид по Бретани — изумрудному побережью Франции От Сен-Мало до Динара — гид по Бретани — изумрудному побережью Франции

Когда некуда спешить в сентябре

Vogue
Конфликт: почему не нужно его бояться и как получить желаемый результат? Конфликт: почему не нужно его бояться и как получить желаемый результат?

Конфликт: почему не нужно его бояться и как получить желаемый результат?

Psychologies
Jaguar F-Type Convertible Jaguar F-Type Convertible

Jaguar F-Type Convertible. Было шесть, стало четыре

Quattroruote
Рыба для Мерседес Рыба для Мерседес

О романтическом аромате тунца по-каталонски

Огонёк
В понедельник похож на зомби? 6 экспресс-методов вернуть себе свежий вид В понедельник похож на зомби? 6 экспресс-методов вернуть себе свежий вид

Если вчера было очень хорошо, то сегодня будет как-то не очень

Playboy
Я поверила в себя Я поверила в себя

Блогеры, которые мотивируют на успех

Cosmopolitan
Защита от солнца Защита от солнца

Будущей маме важно не переусердствовать с солнечными ваннами

9 месяцев
17 фактов о Земфире, которые мы искали для тебя годами долгими 17 фактов о Земфире, которые мы искали для тебя годами долгими

Факты о Земфире — пожалуй, лучшей российской рок-певице

Maxim
16 лучших фильмов про шпионов 16 лучших фильмов про шпионов

Шпионские фильмы в некотором смысле сродни фантастическим

Maxim
Работа мечты: как правильно откликаться на вакансию Работа мечты: как правильно откликаться на вакансию

Иногда вакансия настолько интересна, что человек начинает немного сходить с ума

Forbes
Здравствуйте, товарищи Здравствуйте, товарищи

Как попасть в Северную Корею и пробежать полумарафон

Tatler
Тайный смысл симметрии: зачем она нужна и на что влияет? Тайный смысл симметрии: зачем она нужна и на что влияет?

Как симметрия и асимметрия влияют на нашу жизнь

Cosmopolitan
В Центральной Африке убили российских журналистов: главное В Центральной Африке убили российских журналистов: главное

О гибели Орхана Джемаля, Александра Расторгуева и Кирилла Радченко

Esquire
Остров Остров

На Соловкаx все кратно одному — Монастырю, все вокруг него и соотносится с ним

Seasons of life
НДС поднимут до 20%. Чего ждать водителям? НДС поднимут до 20%. Чего ждать водителям?

НДС поднимут до 20%. Чего ждать водителям?

АвтоМир
Открыть в приложении