Чем стрит-арт отличается от вандализма?

Правила жизниКультура

Cтенка на стенку

Директор Института исследования стрит-арта, арт-директор галереи Ruarts, а также кураторы студий «Стрит-арт хранение» и «Тихая» рассказали «Правилам жизни» о том, как художники совмещают работу на улице с музейными выставками и чем стрит-арт отличается от вандализма.

Записал Александр Быковский

В финальном эпизоде сериала «Нарушители» герой Кристофера Уокена закрашивает граффити с изображением крысы, над которым большими буквами написано имя Бэнкси. Ирония заключается в том, что в реальной жизни владельцы зданий, на которых Бэнкси оставляет свои работы, старательно их оберегают: сегодня рекордная аукционная стоимость студийной работы художника составляет $25,4 млн.

Уличное искусство по понятиям: граффити, стрит-арт, паблик-арт

Почему произведения одних уличных художников стоят миллионы, а работы других коммунальные службы закрашивают без зазрения совести? Для начала разберемся в терминологии. Как и в любой другой субкультуре, в уличном искусстве есть свой жаргон. Слова вроде «бомбинг» или «тег» мало что скажут непосвященному, но понятны любому граффити-райтеру. Если буквально переводить с английского, то граффити именно пишут, а не рисуют, точно так же, как нишевую парфюмерию слушают, а не нюхают. Обилие заимствований из английского тоже не случайно. Хотя первыми граффити можно считать образцы наскальной живописи, в своем современном виде культура уличного искусства зародилась в 1960-е годы в Нью-Йорке. Тогда этот «плавильный котел» бурлил вовсю, а неблагополучные кварталы становились ареной разборок уличных банд. В знаменитом мюзикле той поры «Вестсайдская история» (адаптация сюжета «Ромео и Джульетты») конфликт разворачивается между «Акулами» и «Ракетами». Оставляя в городе стилизованные названия группировок и свои имена, то есть теги, банды как будто размечают территорию. Так что субкультура уличного искусства изначально была заточена на выстраивание коммуникации внутри закрытого сообщества.

Работа Никита Dusto

Отголоски этих противостояний сохраняются и сегодня. Прежде всего они характерны именно для граффити, которые не принято приравнивать к стрит-арту в целом. «Имея общее в своей природе – нахождение на улице и независимость, – эти субкультуры сильно разнятся, – объясняет художник Максим Има. – В основе граффити лежит тотальный эгоизм, чаще всего выражающийся в тиражировании собственного имени, и конкурентная борьба. Цель – внутренний диалог райтера с райтером. Стрит-арт же чаще оглядывается на зрителя, пытается щегольнуть эстетикой или разумным подходом к пространству, пытаясь нести какой-то посыл. Конечно, это все пластично, и многие авторы балансируют на стыке двух дисциплин, но не у всех получается».

Пожалуй, главный аспект, который роднит стрит-арт и граффити, это их правовой статус. «И то и другое – это исключительно нелегальная деятельность человека или группы лиц, которые рисуют по собственному желанию», – подчеркивает Анна Нистратова, директор Института исследования стрит-арта. Для остального искусства, которое появляется на улицах с разрешения и при поддержке городских властей, есть отдельный термин – паблик-арт. К нему относятся все работы, создаваемые в рамках фестивалей уличного искусства или по заказу крупных компаний. В этих случаях любой проект, будь то городская или частная инициатива, имеет свой бюджет. К его реализации приглашаются профессиональные кураторы и художники, которые заранее согласовывают с инициаторами проекта эскизы. «Если смотреть глобально, то все кроме паблик-арта – это вандализм. С точки зрения буквы закона это так, какие бы термины мы ни использовали», – признается Алина Зоря, главный куратор петербургского «Стрит-арт хранения».

Искусство или нет?

Прежде чем проводить грань между стрит-артом и вандализмом, нужно разобраться в том, почему то или иное изображение в общественном пространстве становится искусством. По мнению художника Petro (Aesthetics group), этот вопрос скорее лежит не в искусствоведческой, а в морально-этической плоскости. «Тут все сложнее, – уверен Petro. – Чем является конкретная уличная работа для конкретного художника – искусством, развлечением, протестом? А для общества?» Если в случае с граффити мы имеем дело в первую очередь с желанием самоутвердиться, обратить на себя внимание других райтеров, то создание, например, муралов (масштабных росписей на стенах. – «Правила жизни») – это уже обращение к более широкой аудитории. Чем ярче и технически совершеннее выполнен мурал, тем больше у него шансов понравиться горожанам. Но существуют и другие примеры. «Порой стрит-артом и граффити занимаются люди совершенно неподготовленные, – говорит Анна Нистратова. – Они не считают себя художниками, не имеют соответствующих навыков и амбиций, но хотят высказываться в общественном поле и имеют смелость это делать». В любом случае, выходя на улицу, художник автоматически вступает в сложные отношения с городской средой. И статус его работы, будь то сделанный мимоходом тег или многометровый мурал, будет зависеть от того, как сложатся эти отношения.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мужчина мечты Мужчина мечты

Хочет ли Ярослав Могильников остаться в кино и как проходят его первые свидания

VOICE
Ловушка цифрового романтизма: как онлайн-дейтинг эксплуатирует наши уязвимые стороны Ловушка цифрового романтизма: как онлайн-дейтинг эксплуатирует наши уязвимые стороны

Как алгоритмы онлайн-знакомств мешают формированию устойчивой привязанности?

Forbes
Владимир Лифшиц Владимир Лифшиц

Биография Владимира Лифшица дает ответ на мучительные вопросы современности

Дилетант
Что скрывает этикетка Что скрывает этикетка

Научиться расшифровывать эти загадочные и малопонятные надписи не так уж сложно

Лиза
Экспансия из рая Экспансия из рая

Кто первым и зачем покинул океан

Вокруг света
Элементарно, Ватсон: как создавался советский фильм «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» Элементарно, Ватсон: как создавался советский фильм «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»

Как создавался цикл фильмов о знаменитом британском сыщике от Масленникова

Правила жизни
Доктор ниндзя Доктор ниндзя

Жимба Данзанов уверен, что дожить до 120 лет реально уже сегодня

Afternoon Seasons of life
Ученые выяснили, какие продукты могут помочь лучше выглядеть с возрастом Ученые выяснили, какие продукты могут помочь лучше выглядеть с возрастом

Всего одно яблоко в день может замедлить старение нашего организма

ТехИнсайдер
Верить нельзя сомневаться Верить нельзя сомневаться

О самых частых заблуждениях о миоме матки рассказывает врач акушер-гинеколог

Лиза
Большая четверка Большая четверка

Часть истории российской моды — о поиске, независимости и вере в свое дело

Afternoon Seasons of life
Не жизнь, а кино Не жизнь, а кино

Путешествуем по России с героями популярной киносаги «Последний богатырь»

Лиза
Вход в провал: какие гаджеты опередили свое время и потерпели неудачу Вход в провал: какие гаджеты опередили свое время и потерпели неудачу

Гаджеты, которые обещали перевернуть нашу жизнь, но в итоге потерпели крах

Forbes
Лариса Малькова: «Главный вызов сегодня — способность адаптироваться к технологиям» Лариса Малькова: «Главный вызов сегодня — способность адаптироваться к технологиям»

Какие технологии станут завтра драйверами глобального развития?

РБК
Дальше не значит лучше Дальше не значит лучше

У тех, кто остается на даче, очень много возможностей отлично провести время

КАНТРИ Русская азбука
Им наверху виднее Им наверху виднее

10 причин установить на свой автомобиль спутниковый охранный комплекс

Автопилот
Окно в Китай Окно в Китай

Как китайская фармотрасль стала одной из ведущих в мире

Ведомости
Святые разбойники Святые разбойники

Как религиозная атрибутика становится частью жизни криминальных структур

Правила жизни
Не пытайся это повторить Не пытайся это повторить

Cтранные привычки наших предков, которые сегодня шокируют

Лиза
Полет фантазии: произведения Рихарда Вагнера в пяти фильмах Полет фантазии: произведения Рихарда Вагнера в пяти фильмах

Пять известных фильмов, в которых звучат сочинения немецкого композитора Вагнера

Правила жизни
С легким паром! С легким паром!

Дача без русской бани на участке — это скорее нонсенс

КАНТРИ Русская азбука
Ефремовы Ефремовы

Чета Ефремовых: от основателя «Современника» до звёзд сегодняшнего дня

Караван историй
Ночные тайны Ночные тайны

Что скрывает ваш сад ночью, подскажет... фотокамера

КАНТРИ Русская азбука
Юрий Яковлев: «Уверен, что артисты — это больные люди!» Юрий Яковлев: «Уверен, что артисты — это больные люди!»

Вот иду по улице, а на меня смотрят, как на сумасшедшего

Коллекция. Караван историй
Еще раз про банальность зла: в Каннах показали фильм Серебренникова о докторе Менгеле Еще раз про банальность зла: в Каннах показали фильм Серебренникова о докторе Менгеле

Что Серебренников хотел сказать зрителю в красивом фильме о докторе Менгеле?

Forbes
Сезон веранд Сезон веранд

Как организовать пространство аутдор

Новый очаг
Тарифная суматоха Трампа Тарифная суматоха Трампа

Координаты пространства конфликта, разгоревшегося в международной торговле

Монокль
Вы будете платить за уборку вместо арендатора: топ ошибок в договоре аренды коммерческой недвижимости Вы будете платить за уборку вместо арендатора: топ ошибок в договоре аренды коммерческой недвижимости

Как бизнесмены теряют деньги на аренде из-за банальных ошибок

Inc.
По вертикальной траектории По вертикальной траектории

Об одной вещи, без которой жизнь горожанина превратится в кошмар

Наука и жизнь
Сергей Хотимский: Банки мы всегда покупали выгодно Сергей Хотимский: Банки мы всегда покупали выгодно

Сергей Хотимский — о ставках, ЦБ и любви к работе в самые трудные времена

Ведомости
Замечательный сосед Замечательный сосед

5 вещей, которые надо успеть сделать в Минске за выходные

Лиза
Открыть в приложении