Главная сила ВМС Ирана — подводные лодки

Наука и техникаОбщество

Подводный флот Ирана

Юрий Каторин

Подводная лодка проекта 877ЭМК «Палтус» в море

Как и любое уважающее себя государство, Иран имеет военную доктрину, согласно которой ВМС вменяется в обязанность решение следующих задач:

– завоевание господства в акватории Персидского и Оманского заливов и Каспийского моря путем уничтожения кораблей и авиации противника и нарушения его коммуникаций;

– оборона территориальных вод и морского побережья Ирана, в том числе важных административно-политических центров юга страны, экономических районов, нефтепромыслов, военноморских баз, портов и островов;

– поддержка сухопутных и военно-воздушных сил на приморских направлениях;

– проведение морских десантных операций и борьба с морскими десантами противника;

– ведение непрерывной разведки на море.

Иран обладает одним из самых многочисленных подводных флотов

Таким образом, мы видим, что Иран даже концептуально не замахивается на господство в Аравийском море, здесь все его «амбиции» ограничиваются лишь обороной побережья. Но вот в Персидском и Оманском заливах Иран желает господствовать. При этом основные усилия в развитии иранского флота направлены на развертывание боеспособной морской группировки в Индийском океане. В Каспийском море ВМС Ирана представлены только пятью боевыми кораблями и патрульными катерами (ПКА), действующими в интересах пограничной охраны и Министерства внутренних дел. В иранских военно-морских силах проходят службу около 45 000 человек, в том числе 2000 в морской авиации и 2600 солдат в двух бригадах морской пехоты.

Надводные корабли Ирана имеют ярко выраженный «москитный» характер, поэтому главной силой ВМС являются подводные лодки. Подводный флот иранских ВМС включает 3 советские подлодки проекта 877ЭМК «Палтус», приобретенные в начале 1990-х годов. В Иране российские субмарины классифицируются как дизельэлектрические подводные лодки типа «Тарек» и имеют следующие названия: «Тарек» (Tareq, тактический номер 901), «Нур» (Noor, тактический номер 902) и «Юнес» (Yunes, тактический номер 903). Они предназначены для решения боевых задач в основном в Индийском океане, хотя в мирное время активно демонстрируют свои боевые возможности и в Персидском заливе.

Схема общего расположения подводной лодки проекта 877ЭМК «Палтус»

Водоизмещение надводное/ подводное 2300 и 3040 т соответственно. Наибольшая длина – 72,6 м, ширина – 9,9 м, осадка – 6,2 м. Скорость хода, надводного и подводного составляет 10 и 19 уз. Экипаж – 57 человек, в том числе офицеров – 12. Дальность хода в подводном положении на аккумуляторах, при скорости 3 узла – 400 миль, под РДП на скорости 7 уз. с дополнительным запасом топлива – до 6 тыс. миль, запас топлива – 172 т. Глубина погружения перископная – 17,5 м (максимальное волнение – 5 баллов). Рабочая глубина погружения – 240 м, предельная – 300 м. Автономность – 45 суток. Вооружение – 6 носовых 533-мм торпедных аппаратов, 18 торпед или 24 мины. Из них два аппарата в верхнем ярусе рассчитаны на стрельбу телеуправляемыми торпедами. Управление и перезарядка ТА (применено устройство быстрой перезарядки «Мурена») – дистанционное с КП. Проект адаптировали к тропическим условиям эксплуатации.

Продольный разрез подводной лодки проекта 877ЭМК

По некоторым данным, эти лодки в ближайшее время могут быть модернизированы для применения крылатых ракет (КР) комплекса «Club-S». В начале 2000-х годов активность лодок проекта 877ЭМК была снижена из-за проблем с аккумуляторными батареями (требуют замены) и необходимости проведения ремонта оборудования. К 2011 году, несмотря на эмбарго ООН, эти проблемы были преодолены, и лодки начали совершать дальние походы, в том числе и в Красное море. Западные эксперты считают, что покупка Ираном трех подводных лодок у России дала возможность создать реальную угрозу судоходству в Персидском заливе и может представлять серьезную проблему при возможных действиях израильских ПЛ в этом районе.

  • 901 «Tareq» 1991 г.
  • 902 «Noor» 1992 г.
  • 903 «Yunes» 1996 г.
Подводная лодка «Noor» ВМС Ирана
Сверхмалая ПЛ «Аль-Сабехат»

Безусловно, 3 технически исправные ДЭПЛ проекта 877ЭКМ с подготовленными экипажами и современными торпедами представляют собой чрезвычайно грозную силу в морском бою. Соотношение малой шумности и дальности обнаружения цели штатным ГАК дает им возможность засечь и атаковать подавляющее большинство боевых кораблей мира, оставаясь при этом необнаруженными до самого начала атаки. Но все это – лишь при условии высокой квалификации экипажа, и особенно командира, и не совсем понятно, откуда эта квалификация могла бы взяться у моряков Ирана.

Адмирал Голам Реза Хадем-Бигам инспектирует после ремонта подводную лодку «Yunes»

Кроме того, лодки были переданы Ирану в 90-х годах прошлого столетия, их возраст достигает 25, 29 и 30 лет, и не всем ясно, насколько квалификация инженеров и кораблестроительные мощности Ирана в состоянии обеспечивать этим кораблям необходимые виды ремонтов. Впрочем, иранцы похоже развеяли эти сомнения: недавно все три лодки прошли очень серьезный ремонт. Согласно спутниковым снимкам февраля 2020 года, одна из лодок с 2019 года стоит в сухом доке в Бендер-Аббасе. Еще одна ДЭПЛ уже несколько месяцев проходит обслуживание на верфи «Shahid Darvishi». Третью субмарину данного типа завели в сухой док в Бендер-Аббасе в середине декабря. По данным западных СМИ, иранские власти собственными силами и с помощью Китая смогли все же обеспечить надлежащий уровень технического состояния всех трех своих подводных лодок проекта 877ЭКМ и сохранить их в боеготовом состоянии. А подводная лодка «Юнес» в конце 2020 года даже выполнила поход в Красное море и Аденский залив на срок свыше двух месяцев.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мир экзопланет: как на орбитах у других солнц были открыты «непланеты» Мир экзопланет: как на орбитах у других солнц были открыты «непланеты»

О том, как обнаруживаются экзопланеты и какими они бывают

Наука и техника
Родом из детства Родом из детства

Интервью с народной артисткой РФ и голосом Степашки Натальей Голубенцевой

Лиза
Слишком далеко зашли Слишком далеко зашли

Чтобы веселая экскурсия не превратилась в опасную гастроль, изучи советы юриста

VOICE
Андрей Бершадский: «У профессионального управляющего нет хрустального шара» Андрей Бершадский: «У профессионального управляющего нет хрустального шара»

Гендиректор УК «Первая» — о ситуации на российском фондовом рынке

РБК
Раскрыть денежный потенциал Раскрыть денежный потенциал

Алексей Ситников – о том, как психология денег влияет на их количество

Psychologies
Дела сердечные: как современный ритм жизни влияет на риск возникновения инфаркта Дела сердечные: как современный ритм жизни влияет на риск возникновения инфаркта

Какие привычки бьют по сердцу сильнее наследственности?

Правила жизни
Повод для гордости Повод для гордости

Роман Русинов создаёт суперкар со множеством технологий из автоспорта

RR Люкс.Личности.Бизнес.
От полицейских собак до «умных» хирургов От полицейских собак до «умных» хирургов

Как устроена мировая робототехника и какие модели стали хитами отрасли

РБК
Сергей Хотимский: Банки мы всегда покупали выгодно Сергей Хотимский: Банки мы всегда покупали выгодно

Сергей Хотимский — о ставках, ЦБ и любви к работе в самые трудные времена

Ведомости
«Путеводитель по Средневековью: Мир глазами ученых, шпионов, купцов и паломников» «Путеводитель по Средневековью: Мир глазами ученых, шпионов, купцов и паломников»

Каково было совершать паломничество на борту галеи

N+1
Дети – лучшие люди в мире Дети – лучшие люди в мире

Отрывок из книги «Всегда рядом» детского доктора Леонида Рошаля

Лиза
Бугорки на броне древних рыб превратились в наши зубы всего за 460 миллионов лет Бугорки на броне древних рыб превратились в наши зубы всего за 460 миллионов лет

Как появились наши чувствительные зубы изначально из «бронежилета» вымерших рыб

ТехИнсайдер
«Осторожно, двери закрываются»: 90 лет эволюции поездов Московского метро «Осторожно, двери закрываются»: 90 лет эволюции поездов Московского метро

Как поезда столичного метро из утилитарных машин превратились в символ прогресса

ТехИнсайдер
Цветочный компас на участке Цветочный компас на участке

Идеи по выбору растений для всех сторон света

КАНТРИ Русская азбука
Лечим не то не тем Лечим не то не тем

Почему нормы такси по 580-ФЗ плохи для пассажиров и перевозчиков?

Монокль
Вадим Верник: «Я спросил у Вишневской: «Вы приручили Ростроповича?» Вадим Верник: «Я спросил у Вишневской: «Вы приручили Ростроповича?»

Мне хотелось поговорить с этими легендарными людьми по душам

Коллекция. Караван историй
Флагман «Адмирала» Флагман «Адмирала»

Platinum от Admiral Yachts: суперъяхта, опередившая своё время

Y Magazine
Точно сказано Точно сказано

Первая коллаборация часового бренда с автомобильным — Aurus

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Цирцея и Фея Моргана: как героини древних мифов вдохновляют современных писательниц Цирцея и Фея Моргана: как героини древних мифов вдохновляют современных писательниц

Шесть современных произведений, которые переосмысляют легендарные сюжеты

Forbes
Решение уйти: массивный, но элегантный блокбастер, которому не хватило духу поставить точку в истории Итана Ханта Решение уйти: массивный, но элегантный блокбастер, которому не хватило духу поставить точку в истории Итана Ханта

Неужели сказка о невыполнимой миссии Итана Ханта близка к концу?

Правила жизни
«Увидимся через 25 лет»: почему третий «Твин Пикс» не то, чем кажется, и как Дэвиду Линчу удалось вновь перевернуть представление о сериалах «Увидимся через 25 лет»: почему третий «Твин Пикс» не то, чем кажется, и как Дэвиду Линчу удалось вновь перевернуть представление о сериалах

Как Дэвид Линч снова доказал, что сериалы могут быть настоящим киноискусством

Правила жизни
Ядро Земли понемногу вытекает на поверхность Ядро Земли понемногу вытекает на поверхность

Может ли материал металлического ядра Земли выталкиваться на ее поверхность?

ТехИнсайдер
Первая вакцина от аллергии на кошек: теперь она существует Первая вакцина от аллергии на кошек: теперь она существует

Можно ли вылечить аллергию на кошек? Теперь — да

ТехИнсайдер
Драйверы от Windows или фирменные: что лучше Драйверы от Windows или фирменные: что лучше

Стоит ли устанавливать фирменные драйверы или можно ограничиться встроенными

CHIP
Еще раз про банальность зла: в Каннах показали фильм Серебренникова о докторе Менгеле Еще раз про банальность зла: в Каннах показали фильм Серебренникова о докторе Менгеле

Что Серебренников хотел сказать зрителю в красивом фильме о докторе Менгеле?

Forbes
Тихий — новый громкий Тихий — новый громкий

Сергей Сироткин о хулиганском прошлом, любви к кошкам и лайфхаках для песен

Правила жизни
Анна Глаубэ: «У меня просто другой путь» Анна Глаубэ: «У меня просто другой путь»

Я все еще доказываю себе и другим, что достойна, что могу. Это профессия такая

Коллекция. Караван историй
«Мы не воюем, мы работаем» «Мы не воюем, мы работаем»

О службе в Афганистане и Чечне, а также о специфике работы советских погранвойск

Монокль
Билайн: Дорога в облака Билайн: Дорога в облака

Как «Билайн» развивает новую IT-платформу и модернизирует инфраструктуру

РБК
Чечня. Четверть века боли и боя Чечня. Четверть века боли и боя

Краткая история причин, хода и результатов двух чеченских кампаний

Монокль
Открыть в приложении