Беспрецедентное по масштабам строительство судов ледового класса в России

Популярная механикаHi-Tech

Судоходная Арктика

Текст: Олег Макаров

Теоретики глобального потепления утверждают, что арктическая шапка земли растает настолько, что даже зимой северным морским путем можно будет пройти по свободной ото льда воде. Может быть, такое произойдет через 50 лет. Но сейчас экономические и геополитические интересы России заставляют ее развернуть беспрецедентное по масштабам строительство судов ледового класса.

В апрельском номере «ПМ» мы рассказывали о монтаже гигантского козлового крана «Голиаф» на верфи ССК «Звезда» (г. Большой Камень, Приморский край). Благодаря этому крану и другой технике «Звезда» на сегодня является единственным судостроительным предприятием, осуществляющим крупноблочную сборку корабельных корпусов. Тот кран, о котором мы писали, был закуплен для производства танкеров класса Aframax, а также танкеров ледового класса Arc6 и Arc7 и других судов, нацеленных на арктические маршруты. Теперь «Голиафу» не одиноко: у него появился близнец. Второй кран встал над строящимся сухим доком. Сухой док – это своего рода шлюз, заполняемый водой, когда построенному на стапелях судну предстоит совершить выход в водную стихию. Сухой док обычно используется для очень больших судов. Например, таких, как ледокол «Лидер» – самое мощное в истории ледокольное судно с фантастическими возможностями. Но, прежде чем рассказать о нем, зададимся вопросом: а можно ли арктическому торговому флоту обойтись без ледоколов?

Подводная альтернатива

О том, что подводные лодки – это прежде всего оружие, мы знаем из романов Жюля Верна. «Наутилус» таранил своих врагов еще в те времена, когда настоящих военных субмарин не существовало. Неудивительно, что за последнее столетие ни одной подводной лодки, изначально предназначенной именно для перевозки грузов, построено не было. Но пару примеров, относящихся к более ранней эпохе, привести все же можно. В разгар Первой мировой Германия, зажатая на континенте между государствами Антанты (Британия, Франция, Россия), постоянно испытывала дефицит разнообразных ресурсов и промышленных продуктов. Все недостающее можно было купить в Америке, которая до поры до времени сохраняла нейтралитет, но как торговым кораблям пробиться через военно-морскую блокаду? Тогда-то немцы и построили две субмарины – Deutschland и Bremen, изначально оборудованные для перевозки грузов, а не для войны. В свою первую экспедицию Deutschland отправилась 23 июня 1916 года с грузом химических красок, лекарств и почты. Янки не хотели брать немецкую валюту и предпочитали бартер. Благополучно пройдя Ла-Манш и оставшись незамеченной для британского флота, лодка прибыла 8 июля в Балтимор, разгрузилась и приняла на борт груз резины, никеля и олова. 25 августа субмарина благополучно прибыла в порт Бремерхафен. Интересно, что долгий путь в 15 649 км включал в себя лишь небольшой участок (352 км), когда судно двигалось в подводном положении. Лодке Deutschland удалось еще раз успешно сплавать в Америку, пока последняя не вступила в войну на стороне Антанты. А вот «Бремену» повезло меньше. В августе 1916-го субмарина отправилась к американским берегам, но так их и не достигла. Судьба ее неизвестна. После этого попытки перевозить грузы на подводных лодках, конечно, предпринимались, например итальянцами во время Второй мировой, однако все это были суда, построенные изначально как военные. Это неудивительно. Надводное судно проще подводного, и уходить грузовой субмарине в толщу моря имеет смысл только в двух случаях: для преодоления морской блокады или… для прохода подо льдами Арктики. Для России, как ни для какой другой страны мира, последняя задача оказалась наиболее актуальной. В Советском Союзе всерьез задумались о конструировании атомных грузовых подводных лодок еще в 1950-е годы именно в качестве альтернативы танкерам и другим судам, нуждающимся в ледокольной проводке. Тогда такой вариант

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
Веганское молоко Веганское молоко

У каждого вида растительного молока есть свои преимущества и недостатки

Здоровье
Минный пол Минный пол

20 вещей, которых мы боимся в женщинах

Maxim
Чудо-женщина Чудо-женщина

Под Новый год желание чуда обостряется

Cosmopolitan
Дитя цветов Дитя цветов

Все люди делятся на тех, кто знает, и тех, кто не знает Лизу Шатилову

Maxim
Самодиагностика: как научиться чувствовать свое тело Самодиагностика: как научиться чувствовать свое тело

Зачем нам нужен навык чувствовать, что происходит в теле

Psychologies
Судьба разведчика Судьба разведчика

Под покровом секретности на Урале в 1962 году случился международный скандал

Популярная механика
Рю Мураками: Фатерлянд. Отрывок из романа Рю Мураками: Фатерлянд. Отрывок из романа

В книге Рю Мураками «Фатерлянд» экономика Японии рушится из-за падения доллара

СНОБ
Окна Анны Окна Анны

Мы готовы запустить сорокаметровую фигуру актрисы Анны Михайловской в космос

Maxim
Лара Гилмор: «Нужно быть немного сумасшедшим, чтобы добиться успеха» Лара Гилмор: «Нужно быть немного сумасшедшим, чтобы добиться успеха»

История о долгом пути к цели, гастрономии как двигателе социальных перемен

GQ
Под водой? Над водой? Под водой? Над водой?

Поговорим о мостах и тоннелях, служащих переправами между близкими частями суши

Популярная механика
Я хочу, чтобы меня любили Я хочу, чтобы меня любили

Быть любимыми – это условие выживания, потому что любовь – не просто чувство

Psychologies
Чёрный передел: версия 1939 года Чёрный передел: версия 1939 года

Секретный протокол к Пакту о ненападении

Дилетант
Рецензия: Каким получился Рецензия: Каким получился

Почему Disney прямо на наших глазах совершает революцию в киноиндустрии

Esquire
Пожиратели бюджетов Пожиратели бюджетов

Почему иногда строить дороги не нужно

Forbes
7 шагов, чтобы вернуться к бывшему 7 шагов, чтобы вернуться к бывшему

Чтобы избежать нового разрыва, нужно серьезно подойти к вопросу воссоединения

Psychologies
Марсианские хроники 2020 Марсианские хроники 2020

Для межпланетарной космонавтики будущее лето станет особенно жарким

Популярная механика
Диана Вишнёва: Матч в контексте Диана Вишнёва: Матч в контексте

Очерк Сергея Николаевича о Диане Вишнёвой, балерине Мариинского театра

СНОБ
Лена Горностаева Лена Горностаева

Какую часть мужского тела Лена Горностаева считает самой сексуальной?

Playboy
Успешные девушки поколения Z: история диджитал-художницы Кейт Иллюстрейт Успешные девушки поколения Z: история диджитал-художницы Кейт Иллюстрейт

Променять престижный офис на возможность реализовать себя

Cosmopolitan
Сколько можно спать? Сколько можно спать?

Еще несколько сотен лет назад европейцы спали дважды за сутки

Популярная механика
Подарок матери осужденного Подарок матери осужденного

Почему российские суды почти никого не оправдывают

Русский репортер
100 самых сексуальных женщин страны: 100-53 100 самых сексуальных женщин страны: 100-53

Итоговый рейтинг «100 самых сексуальных женщин страны – 2019»

Maxim
Инвестпортфель на старость: как накопить на пенсию без участия государства Инвестпортфель на старость: как накопить на пенсию без участия государства

Как инвестировать, чтобы накопить себе на пенсию самостоятельно?

Forbes
Слайд-шоу Слайд-шоу

Новые разработки и прототипы

Популярная механика
«Мне интересно со святыми» «Мне интересно со святыми»

Разговор с Леонидом Огородновым, автором методики «агиодрама»

Psychologies
Мы выбираем друг друга не случайно Мы выбираем друг друга не случайно

Выбор партнера предопределен всем предшествующим ходом нашей жизни

Psychologies
Иметь виды Иметь виды

Как могут сочетаться современный дизайн и дух мегаполиса с домашним уютом

SALON-Interior
Достопримечательность города Достопримечательность города

Бордели с человекоподобными куклами – новый тренд или это уже слишком?

Playboy
Viennacontemporary: артодоксия в действии Viennacontemporary: артодоксия в действии

Интервью с владельцем ярмарки современного искусства viennacontemporary

СНОБ
Открыть в приложении