5 музыкантов, чье творчество живет после их смерти, — от Лил Пипа до Леонарда Коэна
В Москве и Петербурге готовится выступить группа «Кино», в прошлом году голограмма Горшка удивила фанатов «Короля и шута», в этом все снова обсуждают Майкла Джексона и готовится, по слухам, первый посмертный альбом Уитни Хьюстон. Современным музыкантам становится все сложнее не выпускать альбомы и не выступать с концертами даже после смерти. Разбираем причины и следствия этого тренда и вслушиваемся в последние релизы.
21 ноября в прокат вышел документальный фильм «Все обо всех» о рэпере Lil Peep, умершем в 2017 году от передозировки наркотиков. В ленте музыкант, вышедший из андерграунда и добившийся мировой славы, предстает многомерным персонажем, для которого музыка была еще и способом донесения идей, которым его научил дед, профессор истории, сторонник марксизма, — в первую очередь о важности коллективного опыта, о противостоянии капитализму, о классовом неравенстве.
Лил Пип в фильме в первую очередь щедрый, сопереживающий, сочувствующий — и лишь затем бунтарь, которому всего было мало, который хотел обогнать всех и во всем, не только в чартах, но и в количестве наркотиков и алкоголя в крови. Спродюсированный режиссером Терренсом Маликом (к слову, просто давним другом деда Пипа) фильм — еще один повод для разговора о том, как наследие погибших музыкантов обретает материальную форму и после их смерти — на радость фанатам и в некоторых случаях на благо их бывшим менеджерам и родственникам.
Рассказываем о посмертном творчестве Лил Пипа и других музыкантов, у кого в этом году вышли новые релизы.
Lil Peep
Кто: Густав Ар, рэпер, в своей музыке умело смешивавший альтернативный рок, эмо и трэп, — критики называли его стиль «эмо-рэпом». Умер от передозировки наркотиков 15 ноября 2017 года, в возрасте 27 лет.
Что издано: вторая часть альбома Come Over When You’re Sober, мини-альбом Goth Angel Sinner, который стал частью альбома Everybody’s Everything — саундтрека к документальному фильму о музыканте.
Кто этим занимается: всем, что выходит от имени Лил Пипа после его смерти, занимается его мать Лиза Вомак — она в том числе выступила и исполнительным продюсером фильма «Все обо всех». Вомак ссылается на якобы сказанные слова своего сына о том, какими он хотел бы видеть свои песни: как и во всех подобных случаях, нам остается лишь верить этому на слово. Впрочем, над уже вышедшими песнями работают именно те продюсеры, с кем Пип работал при жизни.
Насколько это этично: многих фанатов рэпа часто смущает практика, когда уже умерший музыкант появляется в совместной песне с другими именитыми артистами — то есть своеобразный хайп на костях. У Lil Peep таких трека два: совместная с XXXTantacion песня Falling Down, выросшая из желания музыканта ILoveMakonnen объединить вместе двух людей, с которыми он работал, а также трек с участниками Fall Out Boy, чьим фанатом Густав был при жизни. Если первый посмертный альбом музыканта, Come Over When You’re Sober, Pt. 2, ругали за излишнюю отполированность — новый, напротив, звучит именно как сборник демозаписей, в дань уважения тому, что сам рэпер не стал бы ничего трогать. Пока неясно, сколько еще невыпущенного материала осталось — и, как следствие, не примет ли это масштабы катастрофы; скорее всего, Вомак понимает, что Лил Пипа не должно быть слишком много, и в какой-то момент остановит поток его посмертных релизов. Когда — вопрос времени.
Насколько это успешно: вторая часть Come Over When You’re Sober заняла четвертое место в чарте Billboard, займет ли высокие позиции Everybody’s Everything, пока непонятно. До конца года должен выйти еще один альбом, совместная запись с ILoveMakonnen, а документалку «Все обо всех» посмотрят практически все фанаты музыканта: несмотря на по большей части бережное отношение к его наследию, нельзя отрицать, что Пип и после смерти остается большим и приносящим деньги поп-музыкантом.