Как будущий американский самолет может доминировать в воздухе
По мере того как Россия и Китай догоняют и перегоняют самые современные американские истребители, ВВС США продолжает разработку новых машин. Программа «Следующее поколение доминирования в воздухе» (Next Generation Air Dominance, NGAD) позволит обновить флот, состоящий из быстро устаревающих самолетов F-22. По официальным данным военных, единовременно в боевой готовности удается поддерживать лишь 33 F-22, тогда как число китайских J-20 оценивается в 50, да и российская армия планирует к 2028 году получить 76 новейших Су-57. Привычное технологическое доминирование ВВС США оказывается под угрозой.
И J-20, и Су-57 используют технологии стелс и предназначены для получения превосходства в воздухе. Американские F-35 больше ориентированы на нанесение ударов по земле, и их противниками выступают скорее F-22. Сведения о будущем самолете шестого поколения крайне скудны, но ожидается, что он заметно обгонит конкурентов. Рассмотрев характеристики всех машин, можно предположить, с чем ему предстоит бороться и какие возможности для этого необходимы.
Россия считает стелс-технологии весьма полезными, но не демонстрирует никакого желания обойти в них США.
1Стелс
Целый набор технологий позволяет снизить видимость самолета для радаров противника. Некоторые из них – например, покрытие, поглощающее излучение, – применялись еще в истребителях четвертого поколения. Но Су-57 и J-20 изначально проектировались с учетом этого фактора, и особые геометрические формы их планеров дополнительно уменьшают радиус обнаружения машины. Можно ожидать, что самолет NGAD будет еще менее заметным для радаров.
СУ-57 «ПРЕСТУПНИК»
Стелс-возможности Су-57 находятся в промежутке между поколением 4+ (как у F/A-18E/F Super Hornet) и 5 (как у J-20), хотя, по словам авиаэксперта Тайлера Роговэя, «ближе к первым, чем к последним». Машина демонстрирует уменьшенную площадь рассеяния в сравнении с четвертым поколением, однако до американского пятого ей далеко. «Россия считает стелс-технологии весьма полезными, но не демонстрирует никакого желания обойти в них США», – говорит редактор Aviation Week Стив Траймбл. Впрочем, серийные Су-57 показали прогресс в сравнении с ранними прототипами.
J-20 «ЧЕРНЫЙ ОРЕЛ»
О возможностях стелс-покрытия китайских J-20 можно лишь гадать. Однако общее сходство самолета с F-22 показывает, что они более совершенны, чем у Су-57. Профессор Мэрилендского университета Майкл Пелоси и его коллега из Американского института аэронавтики и астронавтики Карло Куп провели компьютерное моделирование J-20. Работа подтвердила, что переднее оперение затрудняет обнаружение самолета в лобовой проекции. Однако на машине установлены двигатели предыдущего поколения, оставляющие заметный тепловой след, хотя и с квадратными воздухозаборниками, снижающими заметность.
NGAD
У самолета шестого поколения будет и стелс-геометрия, и поглощающее покрытие корпуса. Для дополнительного снижения видимости в ИК-диапазоне станет применяться сложная система распределения тепла. Ожидается, что NGAD использует собственные средства радиоэлектронной борьбы, подобные установленным на EA-18G Growler, и сможет активно препятствовать своему обнаружению за линией обороны противника.
2Авионика
Пилоты F-35 любят называть его «квотербеком небес», ключевым нападающим. Это настоящий суперкомпьютер с крыльями, способный собирать и быстро анализировать информацию о своих и чужих самолетах, наземной и воздушной обстановке, целях и задачах миссии и т.п. – и выдавать все это летчику в простом интерфейсе. Насколько известно, и Россия, и США использовали подобные технологии в Су-57 и J-20. С помощью искусственного интеллекта NGAD сможет обрабатывать еще большие массивы данных из разных источников.